Использование образов в процессе усвоения знаний

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Современные психологи говорят о том, что мышление характеризуется единством понятий и образов. Образ дает знание не об отдельных свойствах, а представляет целостную картину действительности.

В процессе усвоения знаний стараюсь так разнообразить задания, чтобы сформировались не только понятия, но и образ.

Для формирования понятия массив использую следующие приемы:

  1. Какие массивы бывают?
  2. Подберите синонимы к слову массив
  3. Где применяются массивы?
  4. Какие массивы самые знаменитые?
  5. Используем анимации, где изображены жизненные ситуации, подводящие к решению задачи или выбору метода решения.
  6. Проверяем решение задачи, играя.

Как показывает опыт, учащийся первоначально вспоминает образ (субъективное представление объекта) и только потом понятие.

Такой подход вызывает положительные эмоции, более детальную проработку материала и запоминается надежнее.

Цель: Создать условия для коррекции знаний и получение новой информации по теме: "Массивы"

Задачи:

  • Создание условий для усвоения новых знаний и способов действий.
  • Создать условия для формирования мотивации учения, целеполагания, самоконтроля
  • Создать условия для формирования целостной системы знаний

Технологическая карта урока

Этап ТДЗ этапа Методы Формы Виды деятельности
1. Организационный 1. Включение в деловой ритм.

2.Формирование мотивации изучения.

Устное сообщение Фронтальная Выдвижение гипотез
2. Проверка домашнего задания 1.Формирование мотивации учиться

Развитие межпредметных связей, связь с жизнью

Формирование интереса к учению Индивидуальная, парная Поиск информации в Интернете, самостоятельная работа с книгой, сообщение
3. Сообщение задания группе учащихся, не допустивших ошибки при первичном контроле 1.Перенос способа действия в новые условия

2.Развитие умения самостоятельно организовать учебную деятельность, проводить самоконтроль

Аналогий, индуктивный,
дедуктивный,
самоконтроль
Индивидуальная, парная Самостоятельная работа по решению задач с помощью компьютера
4. Коррекция знаний 1.Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала.

2.Выявление пробелов и их коррекция

Самоконтроль,
письменный контроль
Индивидуальная, парная Графический диктант, "Лови ошибку"
5. Усвоение новых знаний и способов действий. Первичная проверка усвоения 1.Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий.

2. Учить выбирать рациональные способы действий

Аналогий, индуктивный,
дедуктивный,
самоконтроль,
взаимоконтроль
Парная, групповая Решение задач с взаимной проверкой
6. Выявление межпредметных связей 1.Формирование целостной системы знаний Формирование мотивации учения Индивидуальная Поиск информации в Интернете, самостоятельная работа с книгой, сообщение
7. Подведение итогов урока 1.Дать анализ и оценку достижения цели

2.Наметить перспективу последующей работы

  Фронтальная Получение информации
8. Информация о домашнем задании 1.Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения   Фронтальная Получение информации

Организационный этап.

Здравствуйте! Я рада вас видеть!

Тема нашего урока "Массив это порядок или красота?"

Я бы хотела, чтобы каждый из вас поставил цель на сегодняшний урок.

Озвучьте, пожалуйста, ваши цели.

Презентация слайд 1 - Картина Шишкина Ивана Ивановича

Какое отношение к изучаемому материалу имеет данная картина?

- Лесной массив

- Верно, мы продолжаем изучать тему массив, а здесь изображен лесной массив. А вот еще почему она здесь узнаем чуть попозже. Пусть это будет интригой сегодняшнего урока.

Проверка домашнего задания.

У вас было дано домашнее задание, согласно вашим интересам в учебе. Так, тем, кто считает себя знатоком слова, было предложено найти: какие массивы имеются в нашей обычной жизни и в каких литературных произведениях встречается это слово. Пожалуйста, вам слово.

- Жилой, лесной, горный, информационный, линейный, двухмерный, трехмерный, упорядоченный, числовой, символьный.

Синонимы слова массив: ряд, последовательность, линейная таблица

Произведение - стихотворение, написанное в 60 годы XX века программистом С.А. Марковым. Прочитав его, вы должны будете выписать все слова, связанные с терминами некоторого языка программирования

Начало светлое весны:
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай:
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей пока!

Ответ:

Начало светлое весны:
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай:
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей пока!

Группа, знающих про жизнь все, готовила, где могут применяться массивы.

Статистика населения, данные учащихся, данные о погоде за длительный период времени:

Когда мы увидели, что вокруг нас достаточно часто используются массивы, что вы почувствовали?

- Облегчение, что о многих явлениях природы, жизни общества собирается, обрабатывается, упорядочивается информация, т.е. благодаря массивам данных у нас наблюдается порядок и значит, экономится время на поиск информации. И поэтому следующий фрагмент урока я предлагаю провести под лозунгом: "Порядок учит время сберегать"

Коррекция знаний.

Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Первое задание - "Графический диктант". Если вы согласны с ответом, ставим галочку, если нет - горизонтальную черту. Проверим результаты. Самопроверка. Поставьте на полях оценку. Нет ошибок - "5", одна - "4", две - "3", больше ошибок- "2".

Для того чтобы экономить время на отладку программ, необходимо вырабатывать в себе способность "программистская зоркость". И так задания называются - Лови ошибку!

Происходит взаимопроверка. Один человек озвучивает найденные ошибки. Если есть необходимость, его ответ продолжает другой. Все найдены ошибки - "5", 1 не найдена "4", 2 - "3".

Усвоение новых знаний и способов действий.

- Нам необходимо упорядочить по возрастанию 3 числа.

- Какую алгоритмическую структуру лучше использовать при решении данной задачи?

- Если нам заранее известно, что чисел в массиве 5, то какой цикл будем использовать?

Какие переменные нужно объявить? Какие числа будем сравнивать первыми? Что нужно сделать? Эту задачу мы решим с помощью компьютера. Работаем в группах.

- Как обычно необходимо представить информацию, чтобы в ней был порядок?

- Она должна располагаться по возрастанию или убыванию, т.е. если первое число больше второго, а мы сортируем по возрастанию, то их необходимо поменять местами. Что вы здесь предлагаете сделать? Посмотрим сюжет мультфильма

- Итак, для упорядочивания чисел нам потребовалась еще одна переменная, в которую мы временно положим одно из чисел.

Теперь переходим к задаче упорядочивания элементов массива. Пусть нам нужно отсортировать по возрастанию 7 чисел.

- Какая алгоритмическая структура понадобится? Как записать условие выяснения какое из двух чисел наибольшее? Подойдут ли буквы а и в? If a(i)>a(i+1) then c=a(i) a(i)= a(i+1) a(i+1)=c

- Давайте проверим эту часть программы (у учащихся карточки с числами, используя программу, происходят перестановка учащихся)

- Что обнаружено?

- Не вся часть массива упорядочилась

- Что же необходимо сделать?

- Предлагаю послушать группу, которая на этот вопрос нашла ответ

Группа работала над поиском решения упорядочивания по убыванию массива чисел. Давайте посмотрим, что у них получилось?

Что происходит с числами? С такими циклом в цикле мы встретились впервые, но и на следующий урок мы к нему вернемся.

- Легкие всплывают, более весомые опускаются. Такой метод сортировки называется - метод пузырька.

- Скажите, пожалуйста, а в какой программе приложении есть такой программный код?

- Сортировка в базах данных, которые мы скоро начнем изучать, электронных таблица. Теперь вам понятно, зачем изучают массивы в информатике?

- Давайте вспомним, как создаются массивы?

- Введением с клавиатуры, с помощью формул, случайным образом.

Проведите трассировку данного алгоритма и напишите, какой числовой ряд вы получите?

1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, : - такой ряд называется числа Фибоначчи

- Как получатся последующее число?

- Сложением двух предыдущих, начиная с третьего элемента.

Найдите, пожалуйста, отношение 8/5=1,6 13/8=1,625 21/13=1,6154

А это отношение чисел называют правилом золотого сечения. У нас есть группа, отвечающая за знаменитости среди массивов, им слово. Я бы хотела, чтобы эта часть урока у нас прошла под девизом: "Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное обоснование"

Выявление межпредметных связей.

Сообщения детей, отвечающий за поиск материалов "Самый известный массив".

Домашнее задание.

1. .Найти примеры массивов в физике.

2. Создать анимацию решения задач и методов решения.

3. Разобраться в способе сортировки массива "Пузырьком".

Итак, как же мы ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Массив это порядок или красота?

Мы обнаружили, что упорядоченный массив таит в себе еще и объяснение почему мир прекрасен, гармоничен. Я буду очень рада, если у вас все прекрасное будет вызывать восхищение, зная законы построения прекрасного, вы и сами будете созидать

На этом числовые ряды, последовательности вы изучать не закончите. А продолжите их изучать в курсе алгебры и вот тогда, мы еще вернемся к данной теме.

Теперь оценим нашу работу:

  • Какие новые способы работы вы сегодня усвоили?
  • Где вы сможете применить свои знания?
  • Какие задачи, поставленные в начале урока, выполнены, а какие нет? В чем причина? Какие можно сделать выводы для дальнейшей работы?
  • Оцените работу на уроке.
  • Кто удовлетворен своей работой на уроке?

Литература.

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2005

2. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы. Методы /Д.М. Златопольский. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007

4. www.goldenmuseum.com

5. www.n-t.ru/tp/iz/zs.htm

6 .http://wiki.iteach.ru