Современные психологи говорят о том, что мышление характеризуется единством понятий и образов. Образ дает знание не об отдельных свойствах, а представляет целостную картину действительности.
В процессе усвоения знаний стараюсь так разнообразить задания, чтобы сформировались не только понятия, но и образ.
Для формирования понятия массив использую следующие приемы:
- Какие массивы бывают?
- Подберите синонимы к слову массив
- Где применяются массивы?
- Какие массивы самые знаменитые?
- Используем анимации, где изображены жизненные ситуации, подводящие к решению задачи или выбору метода решения.
- Проверяем решение задачи, играя.
Как показывает опыт, учащийся первоначально вспоминает образ (субъективное представление объекта) и только потом понятие.
Такой подход вызывает положительные эмоции, более детальную проработку материала и запоминается надежнее.
Цель: Создать условия для коррекции знаний и получение новой информации по теме: "Массивы"
Задачи:
- Создание условий для усвоения новых знаний и способов действий.
- Создать условия для формирования мотивации учения, целеполагания, самоконтроля
- Создать условия для формирования целостной системы знаний
Технологическая карта урока
Этап | ТДЗ этапа | Методы | Формы | Виды деятельности |
1. Организационный | 1. Включение в деловой ритм. 2.Формирование мотивации изучения. |
Устное сообщение | Фронтальная | Выдвижение гипотез |
2. Проверка домашнего задания | 1.Формирование мотивации учиться Развитие межпредметных связей, связь с жизнью |
Формирование интереса к учению | Индивидуальная, парная | Поиск информации в Интернете, самостоятельная работа с книгой, сообщение |
3. Сообщение задания группе учащихся, не допустивших ошибки при первичном контроле | 1.Перенос способа действия в новые
условия 2.Развитие умения самостоятельно организовать учебную деятельность, проводить самоконтроль |
Аналогий, индуктивный, дедуктивный, самоконтроль |
Индивидуальная, парная | Самостоятельная работа по решению задач с помощью компьютера |
4. Коррекция знаний | 1.Установление правильности и
осознанности усвоения учебного материала. 2.Выявление пробелов и их коррекция |
Самоконтроль, письменный контроль |
Индивидуальная, парная | Графический диктант, "Лови ошибку" |
5. Усвоение новых знаний и способов действий. Первичная проверка усвоения | 1.Обеспечение восприятия, осмысления и
первичного запоминания знаний и способов
действий. 2. Учить выбирать рациональные способы действий |
Аналогий, индуктивный, дедуктивный, самоконтроль, взаимоконтроль |
Парная, групповая | Решение задач с взаимной проверкой |
6. Выявление межпредметных связей | 1.Формирование целостной системы знаний | Формирование мотивации учения | Индивидуальная | Поиск информации в Интернете, самостоятельная работа с книгой, сообщение |
7. Подведение итогов урока | 1.Дать анализ и оценку достижения цели 2.Наметить перспективу последующей работы |
Фронтальная | Получение информации | |
8. Информация о домашнем задании | 1.Обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения | Фронтальная | Получение информации |
Организационный этап.
Здравствуйте! Я рада вас видеть!
Тема нашего урока "Массив это порядок или красота?"
Я бы хотела, чтобы каждый из вас поставил цель на сегодняшний урок.
Озвучьте, пожалуйста, ваши цели.
Презентация слайд 1 - Картина Шишкина Ивана ИвановичаКакое отношение к изучаемому материалу имеет данная картина?
- Лесной массив
- Верно, мы продолжаем изучать тему массив, а здесь изображен лесной массив. А вот еще почему она здесь узнаем чуть попозже. Пусть это будет интригой сегодняшнего урока.
Проверка домашнего задания.
У вас было дано домашнее задание, согласно вашим интересам в учебе. Так, тем, кто считает себя знатоком слова, было предложено найти: какие массивы имеются в нашей обычной жизни и в каких литературных произведениях встречается это слово. Пожалуйста, вам слово.
- Жилой, лесной, горный, информационный, линейный, двухмерный, трехмерный, упорядоченный, числовой, символьный.
Синонимы слова массив: ряд, последовательность, линейная таблица
Произведение - стихотворение, написанное в 60 годы XX века программистом С.А. Марковым. Прочитав его, вы должны будете выписать все слова, связанные с терминами некоторого языка программирования
Начало светлое весны:
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай:
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей пока!
Ответ:
Начало светлое весны:
Лесов зеленые массивы
Цветут. И липы, и осины,
И ели помыслы ясны.
Себе присвоил этот май
Права одеть листвою ветки,
И целый месяц в душе метки
Он расставляет невзначай:
И пишется легко строка,
И на этюдник рвутся кисти,
Уходит ложь в обличье истин,
И говорю я ей пока!
Группа, знающих про жизнь все, готовила, где могут применяться массивы.
Статистика населения, данные учащихся, данные о погоде за длительный период времени:
Когда мы увидели, что вокруг нас достаточно часто используются массивы, что вы почувствовали?
- Облегчение, что о многих явлениях природы, жизни общества собирается, обрабатывается, упорядочивается информация, т.е. благодаря массивам данных у нас наблюдается порядок и значит, экономится время на поиск информации. И поэтому следующий фрагмент урока я предлагаю провести под лозунгом: "Порядок учит время сберегать"
Коррекция знаний.
Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Первое задание - "Графический диктант". Если вы согласны с ответом, ставим галочку, если нет - горизонтальную черту. Проверим результаты. Самопроверка. Поставьте на полях оценку. Нет ошибок - "5", одна - "4", две - "3", больше ошибок- "2".
Для того чтобы экономить время на отладку программ, необходимо вырабатывать в себе способность "программистская зоркость". И так задания называются - Лови ошибку!
Происходит взаимопроверка. Один человек озвучивает найденные ошибки. Если есть необходимость, его ответ продолжает другой. Все найдены ошибки - "5", 1 не найдена "4", 2 - "3".
Усвоение новых знаний и способов действий.
- Нам необходимо упорядочить по возрастанию 3 числа.
- Какую алгоритмическую структуру лучше использовать при решении данной задачи?
- Если нам заранее известно, что чисел в массиве 5, то какой цикл будем использовать?
Какие переменные нужно объявить? Какие числа будем сравнивать первыми? Что нужно сделать? Эту задачу мы решим с помощью компьютера. Работаем в группах.
- Как обычно необходимо представить информацию, чтобы в ней был порядок?
- Она должна располагаться по возрастанию или убыванию, т.е. если первое число больше второго, а мы сортируем по возрастанию, то их необходимо поменять местами. Что вы здесь предлагаете сделать? Посмотрим сюжет мультфильма
- Итак, для упорядочивания чисел нам потребовалась еще одна переменная, в которую мы временно положим одно из чисел.
Теперь переходим к задаче упорядочивания элементов массива. Пусть нам нужно отсортировать по возрастанию 7 чисел.
- Какая алгоритмическая структура понадобится? Как записать условие выяснения какое из двух чисел наибольшее? Подойдут ли буквы а и в? If a(i)>a(i+1) then c=a(i) a(i)= a(i+1) a(i+1)=c
- Давайте проверим эту часть программы (у учащихся карточки с числами, используя программу, происходят перестановка учащихся)
- Что обнаружено?
- Не вся часть массива упорядочилась
- Что же необходимо сделать?
- Предлагаю послушать группу, которая на этот вопрос нашла ответ
Группа работала над поиском решения упорядочивания по убыванию массива чисел. Давайте посмотрим, что у них получилось?
Что происходит с числами? С такими циклом в цикле мы встретились впервые, но и на следующий урок мы к нему вернемся.
- Легкие всплывают, более весомые опускаются. Такой метод сортировки называется - метод пузырька.
- Скажите, пожалуйста, а в какой программе приложении есть такой программный код?
- Сортировка в базах данных, которые мы скоро начнем изучать, электронных таблица. Теперь вам понятно, зачем изучают массивы в информатике?
- Давайте вспомним, как создаются массивы?
- Введением с клавиатуры, с помощью формул, случайным образом.
Проведите трассировку данного алгоритма и напишите, какой числовой ряд вы получите?
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, : - такой ряд называется числа Фибоначчи
- Как получатся последующее число?
- Сложением двух предыдущих, начиная с третьего элемента.
Найдите, пожалуйста, отношение 8/5=1,6 13/8=1,625 21/13=1,6154
А это отношение чисел называют правилом золотого сечения. У нас есть группа, отвечающая за знаменитости среди массивов, им слово. Я бы хотела, чтобы эта часть урока у нас прошла под девизом: "Прекрасное, как и полезное, имеет свое разумное обоснование"
Выявление межпредметных связей.
Сообщения детей, отвечающий за поиск материалов "Самый известный массив".
Домашнее задание.
1. .Найти примеры массивов в физике.
2. Создать анимацию решения задач и методов решения.
3. Разобраться в способе сортировки массива "Пузырьком".
Итак, как же мы ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Массив это порядок или красота?
Мы обнаружили, что упорядоченный массив таит в себе еще и объяснение почему мир прекрасен, гармоничен. Я буду очень рада, если у вас все прекрасное будет вызывать восхищение, зная законы построения прекрасного, вы и сами будете созидать
На этом числовые ряды, последовательности вы изучать не закончите. А продолжите их изучать в курсе алгебры и вот тогда, мы еще вернемся к данной теме.
Теперь оценим нашу работу:
- Какие новые способы работы вы сегодня усвоили?
- Где вы сможете применить свои знания?
- Какие задачи, поставленные в начале урока, выполнены, а какие нет? В чем причина? Какие можно сделать выводы для дальнейшей работы?
- Оцените работу на уроке.
- Кто удовлетворен своей работой на уроке?
Литература.
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.:ТЦ Сфера, 2005
2. Златопольский Д.М. Программирование: типовые задачи, алгоритмы. Методы /Д.М. Златопольский. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/Н.Д. Угринович. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
6 .http://wiki.iteach.ru