Цели:
1. Формирование гражданской позиции учащихся через знакомство с Всеобщей декларацией прав человека.
2. Развитие навыков выражения собственной позиции.
3. Воспитание любви и уважения к близким людям.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке. ("Право на образование") - Где изложено это право? (Слайд 1)
- На прошлом уроке я предложила вам написать мини-сочинение " Школа в будущем". (Выступления учащихся)
- А сейчас предлагаю вернуться из будущего времени в настоящее. Хочу познакомить вас с очень важной информацией: на данный момент в нашем городе не приступили к обучению в школе 4 ученика. Как вы думаете, почему это произошло? Поработайте в парах. (2 человека - по болезни, 2 человека ушли из семьи, их местопребывание неизвестно)
- Поразмышляйте, почему дети добровольно покинули свою семью.
3. Работа над новой темой.
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор? (О праве на семью) (Слайд 2)
- 10 июня 2007 года вышел указ Президента Российской Федерации "О проведении в Российской Федерации Года семьи".
- Как вы думаете, почему в нашем государстве столько внимания уделяется семье?
- Семья. Красивое слово. Но задумайтесь, а что такое семья? Пообщайтесь друг с другом.
(Дом, папа и мама, дедушка и бабушка, любовь и забота, труд и радость, несчастья и печали, привычки и традиции)
- Попробуйте произнести слово "семья" вот так: "Семь - я".
- Как вы думаете, что это значит?
- Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье 7 раз. На самом деле, приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица - как у дедушки.
- Подумайте, а сходство проявляется только во внешности?
- Вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.
- На кого и чем вы похожи по характеру?
- Прочитайте пословицы. Как вы их понимаете? (Слайд
3)
Вся семья вместе, так и душа на месте.
- А какие пословицы о семье, о ценности семьи для человека знаете вы?
- Каждому человеку интересно побольше узнать о своих предках, то есть о родственниках, которые жили до нас. Кем они были, чем занимались, как жили? Может быть, среди них были выдающиеся люди - ученые, поэты, музыканты или строители, которыми можно гордиться.
- Как можно изобразить свою связь с предками и родными? ( На рисунке, на схеме, что мы уже и делали)
- А вот Коля пошел дальше, он составил генеалогическое древо (родословное древо).
(Гиперссылка 1)
- Почему этот рисунок называется древом? (Он и в самом деле похож на дерево, у которого есть корни, ствол, ветки и листья).
- А зачем нужно составлять генеалогическое древо? (Чтобы сохранять основу крепости дома, память о предках).
- Ребята, у кого появилось желание составить генеалогическое древо своей семьи?
Физкульминутка
1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
Поднимаем руки класс - это раз.
Повернулась голова - это 2.
Руки вниз, вперед смотри - это 3.
Руки в стороны пошире развернули на 4.
Самого себя обнять - это 5.
Всем ребятам дружно сесть - это 6.
- А где можно увидеть сразу всех членов семьи? Конечно, в семейном альбоме.
- Алена приглашает нас заглянуть в свой семейный альбом.
(Гиперссылка 2)
- Из семейного альбома мы узнали о традициях и обычаях семьи Хардиных.
- А какие традиции и обычаи есть в ваших семьях?
- Ребята, вы задумывались о том, что ваши родители совсем недавно тоже были маленькими детьми, и с ними происходили забавные случаи?
- Слава готов рассказать вам о своей " маленькой" маме.
(Гиперссылка 3)
- Как вы думаете, зачем люди создают семью?
- Верно! Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей.
- В хорошей и дружной семье все любят друг друга, у каждого человека свои обязанности.
- Расскажите, а как распределяются обязанности в вашей семье?
- Назовите самых старших и уважаемых членов вашей семьи.
- Они могут находиться рядом или жить вдалеке от вас, но вы должны помнить о том, что дедушки и бабушки дали жизнь вашим родителям, а значит и вам.
- Наши ребята приняли участие в конкурсе электронных презентаций на тему "Золотой фонд нашей семьи", и сейчас я предлагаю познакомиться с работой Глеба.
(Гиперссылка 4)
- Как же нужно относиться к пожилым людям? (Заботиться о них).
- Замечательно, когда есть семья.
- Как вы думаете, все ли дети имеют право жить с родителями, т.е. иметь свою семью?
- Выявлено, что на сегодняшний день 110930 детей остались без родителей, т. е. у них нет семьи.
- Итак, как вы думали? А как на самом деле?
- Какой вопрос возникает?
- Как быть, если ребенок лишился семьи? Кто о нем должен позаботиться?
- Давайте выясним, что по этому поводу думают наши гости: Иван - Царевич и Баба - Яга. (Слайд 4)
- Где вы с ними встречались? (На парламентском уроке) (Слайд 5)
- Вариант 1-й: Дети, лишившиеся семьи, имеют право пойти за тридевять земель просить помощи у доброго царя.
- Вариант 2-й: В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам лишается семьи, он имеет право на особую заботу со стороны государства.
- Кто прав и почему?
- Почему о детях, лишившихся семьи, должно особенно заботиться государство? (Дети являются гражданами государства, его будущим).
- Как государство заботится о детях, оставшихся без родителей? (Детей передают на воспитание в другие семьи или в специальные учреждения: детские дома)
- Но бывают случаи, когда родители лишены родительских прав.
- Как вы думаете, по каким причинам родители могут быть лишены родительских прав?
- Что же по этому поводу думают Иван - Царевич и Баба - Яга? (Слайд 6)
- Вариант 1-й: Ни один ребенок не может
быть разлучен со своей матерью, кроме тех
случаев, когда мама:
- Вариант 2-й: Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
- С кем вы согласны и почему?
- О каких исключительных случаях говорит Иван - Царевич?
- Когда вы станете взрослыми, как вы будете себя вести, чтобы ваши дети никогда не захотели разлучаться с вами?
- Какие семьи называются многодетными?
- Как вы думаете, должно ли государство оказывать таким семьям помощь?
- Что же по этому поводу думает Иван - Царевич и Баба - Яга? (Слайд 7)
- Вариант 2-й: Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь.
- Вариант 1-й: Для оказания материальной помощи многодетным семьям государство обязано сообщать Бабе - Яге, Змею Горынычу адреса этих семей.
- Вариант 2-й: Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь.
- Кто прав и почему?
- Почему государство заботится о многодетных семьях?
- Как государство заботится о многодетных семьях?
4. Закрепление пройденного материала:
Закончи высказывания:
- Я показываю моим родственникам, что люблю их, тем, что я :
- Право на особую заботу со стороны государства имеют :
- Став взрослыми, сможете ли вы укрепить право детей на семью? Как? (Каждый из вас может создать крепкую семью и правильно воспитать своих детей)
5. Домашнее задание на выбор:
- Написать мини-сочинение "Счастье в семье - это когда:"
- Используя различные источники информации, попытайтесь узнать, в каких еще документах записано право каждого ребенка на семью. (Слайд 8)
6. Рефлексия.
- Что было на занятии самым интересным?
- Если у вас хорошее настроение, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поаплодируйте.
- На следующем уроке мы продолжим работу с Всеобщей декларацией прав человека.