Цели и задачи урока:
- Повторение тем "Строение вещества", "Взаимодействие тел", "Давление".
- Закрепить и проверять умение учеников решать задачи по изученным темам, проверить готовность детей к контрольной работе.
- Развивать умение составлять и задавать вопросы, высказывать свое мнение.
- Развивать в детях смекалку и умение мыслить; чувство индивидуальности и умение работать самостоятельно.
- Воспитывать в классе дух коллективизма.
- Развивать интерес к физике.
Оборудование урока: Компьютер, проектор с экраном для демонстрации презентации; три одинаковых набора "Физического домино" для трех команд; для "стрельбы по машинам" три одинаковых набора карточек из 8 задач (по количеству учеников); плакат с "мишенями"; набор карточек с задачами для соревнования "Физические тяжеловесы"; плакат "Физические тяжеловесы",рейтинговая таблица.
Подготовка к уроку: Класс делится на 3 команды. Учеников нужно предупредить заранее, чтобы придумали название страны, флаг для своей команды и по два вопроса для игры "Физический хоккей". Из класса выделить двух учеников, которые будут помощниками и в подготовке к уроку, и во время проведения урока. Нужно подготовить плакаты "С мишенями для "Физического биатлона"", "Физические тяжеловесы" и красиво украсить их.
Для награждения победителей и активных участников можно сделать медали или дипломы.
Ход урока
- Организационный момент(3мин)
- Разминка (7 мин)
- Физическая эстафета (9 мин)
- Физический биатлон (5 мин)
- Физкультминутка (1 мин)
- Физические тяжеловесы (10 мин)
- Физический хоккей (7 мин)
- Подведение итогов(3 мин)
1. Организационный момент(3мин)
Учитель: Олимпийские игры - спортивные игры, устраивавшиеся в Древней Греции в городе Олимпия с 776г. до н.э. по 394г. н.э. один раз в четыре года. Продолжались пять дней. Воссозданы в 1896 году. С тех пор проводятся также раз в четыре года (кроме 1944г.). (слайд 2) Делятся на зимние и летние. В программу олимпиады включаются наиболее распространенные виды спорта.
Эти соревнования проходят между странами всего мира, победители Олимпиады получают медали.
Вот и у нас с вами пройдёт сегодня Олимпиада, но она не спортивная, а физическая. Мы сегодня соревнуемся в "Физической олимпиаде" (слайд 3).
Во время олимпиады у нас будут проходит различные соревнования.(слайд 4) А победители получат медали. Все активные участники получат оценки, независимо от того, выиграет их команда или проиграет.
В олимпиаде будут участвовать все. А будет она проходить между тремя рядами- между тремя командами.
2. Разминка (слайд 4)
Учитель: Любое соревнование начинается с разминки. Самая главная цель разминки - настроится на урок. Разминка не будет влиять на результат соревнования. Вопросы у нас будут из разных тем. И отвечать будет тот, который первым поднимет руку.
Вопросы для разминки (слайды 6,7,8,9)
3. Физическая эстафета (слайд 10)
Учитель: А теперь перейдем непосредственно к соревнованиям.
Наши Олимпийские игры начинаются с физической эстафеты. Вам раздаются карточки-домино. Это - цепочка заданий по переводу данных физических величин в систему СИ. Она будет для всех рядов одинаковой. Кто первым найдет правильный ответ, тот зарабатывает для команды 1 балл.
(Слайды11,12,13)
На старт
2 ч
7200 с
400 см
4 м
36 км/ч
10 м / с
7,2 км / с
7200 м/с
2,5 т
2500 кг
5 л
0,005 м3
2500 г
2,5 кг
5 к Н
5000 Н
250 мН
0,25 Н
500 см2
0,05м2
200 кПа
200000 Па
7,2 г/см3
7200кг/м3
72 км/ч
20 м/с
2 мин
120 с
Финиш
4. Физический биатлон (слайд 14)
Учитель: Теперь вступают в борьбу за медали наши биатлонисты. Следующее соревнование - физический биатлон. Для биатлонистов у нас есть специальная мишень. Но стрелять вы будете не из ружья, а с ответами решённых вами задач. Сейчас у каждого из вас появится карточка с задачей и чистый лист для записи на нем решения и ответа задачи.
В течение 5 минут вы должны решить свою задачу. А сейчас приступайте к решению.
После истечения 5 минут начинается "стрельба по мишеням". На мишень прикреплены номера задач.
К доске выходят сразу трое учеников, по одному с каждого ряда, которые решали задачу под этим номером. Учитель объявляет правильный ответ и ученики, у которых правильный ответ, крепят свое решение в центр мишени.
Это значит, выстрел попал в яблочко, и команда зарабатывает 2 балла.
После проверки решения всех трех задач подсчитывается общее количество баллов по рядам.
Если есть задача, которую никто не решил, то его обязательно разбирают на доске. Набор задач для биатлона: (слайды15,16,17)
- Велосипедист за 10 мин проехал 3 км. С какой скоростью двигался велосипедист?
- Какой путь пройдёт автомобиль, движущийся со скоростью 50 км/ч, за 3 ч?
- Лыжник шел с постоянной скоростью 3 м/с. Какое расстояние он прошёл за 30 мин?
- Бабочка пролетела 0,02 км за 4 с. Какова скорость бабочки в единицах Международной системы?
- Космические ракеты, предназначенные для полётов на другие планеты, должны иметь скорость относительно Земли 41760 км/ч. Выразите эту скорость в м/ с.
- Расстояние от Земли до Солнца 150 млн. км. За какое время луч света пройдет это расстояние, если скорость распространения света 300000000 м/с ?
- Пешеход за 1 мин прошел 100 м, за вторую 90 м и за третью 80 м. Вычислите среднюю скорость пешехода.
- Велосипедист за 10 мин проехал 2400 м, затем в течение 8 мин спускался под уклон 3000м и после этого проехал ещё 1200 м за 4 мин. Вычислите среднюю скорость велосипедиста.
5. Физкультминутка.(слайд 18)
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Раз, два, три, четыре, пять.
Ими можно помахать.
А прижав, тихонько спать.
Руки вверх, поднимем выше
И легко-легко подышим.
6. Физические тяжеловесы (слайды 19,20,21,22,23)
Учитель: Кто сильнее на Олимпийских играх проверяется с помощью штанги. Кто тяжелее поднимет груз, тот и сильнее. Мы же с вами выявлять силача будем с помощью задач.
Сильнее на нашей олимпиаде будет тот, кто решит задачу с более тяжелым весом, т.е. задачу высокого уровня сложности.
И так мы начинаем соревнование "Физические тяжеловесы".
Сначала всем желающим раздаются карточки с самыми сложными задачами. Затем раздаются задачи среднего уровня сложности, и т.д.
На решение дается 10 минут. За это время ученики, решившие свою задачу, могут выбрать задачу более высокого уровня.
После проверки заданий подсчитываются баллы, набранные участниками каждой команды. Объявляют общий счет этого соревнования.
Выявляется и победитель, который решил самую трудную задачу.
Задачи для "Физических тяжеловесов".
- Дубовый брусок имеет массу 800 г. Определите его объем, если плотность дуба 800кг/м3 (10 кг)
- Определите массу тела, если на него действует сила тяжести 4,5 кН.(10 кг)
- Масса тела 200 г. Определите силу тяжести этого тела.(10 кг)
- Определите высоту уровня воды в водонапорной башне, если манометр, установленный у её основания, показывает 200 к Па. (10 кг)
- Определите давление воды на самой большой глубине Тихого океана, равной 11035 м. (10 кг)
- Определите массу 5 л воды.(20 кг)
- Определите силу давления на деталь, если площадь поверхности взаимодействующих частей 20 см2 ,а давление, которое оказывают тиски, 40 кПа(20 кг).
- Молотком ударяют по шляпке гвоздя площадью 3 мм2 с силой 10 Н. Какого при этом давление молотка на гвоздь?(20 кг)
- Какова сила давления на каждый квадратный дециметр поверхности тела водолаза, находящегося на глубине 100 м?(20 кг)
- Лифт движется равномерно со скоростью 18км/ч. Какое расстояние он проходит за 2 с? (20 кг)
- Какую силу испытывает обшивка дна корабля площадью 200 см2 на глубине 4 м? (30 кг)
- В цистерне имеется на дне квадратная пробка со стороной 4 см. С какой силой будет действовать нефть на пробку, если уровень нефти в цистерне равен 2 м? (30 кг)
- Размеры оконного стекла 60*20 см, толщина - 5 мм. Какова его масса, если плотность стекла2500 кг/м3? (30 кг)
- Бак объемом 1 м3 , имеющий форму куба, заполнен нефтью. Чему равна сила давления нефти на дно бака? (30 кг)
- Определите силу тяжести железного кубика со стороной 10 см. (30 кг)
- Грузовой автомобиль за один рейс может увезти 3 т песка плотностью 1500 кг/м3. Сколько рейсов он должен сделать, чтобы перевезти 10 м3 песка?.(40 кг)
- В одну цистерну вмещается 60 т нефти. Сколько цистерн потребуется , чтобы перевезти 750 м3 нефти, если плотность нефти 800 кг/м3?(40 кг)
- Масса столика на четырех ножках 4 кг. Какого давление столика на пол, если площадь каждой ножки 4 см2 ?(40 кг)
- Какое давление оказывает конькобежец массой 60 кг на лед, если длина конька 40 см, а толщина лезвия 2 мм? (40 кг)
- Какое давление оказывает лыжник массой 80 кг на снег, если длина лыжи 2 м, а ширина 5 см?.(40 кг)
7. Физический хоккей. (слайд 24)
Учитель: Заключительное соревнование наших игр - "Физический хоккей". Ударом по хоккейным воротам будет вопрос, который каждая команда задать соперникам. Каждая команда задает по два вопроса, первый- одним соперникам, второй-другой команде. Если команда отвечает правильно, то она получает 3 очка. Если ответ неправильный, то отвечает вторая команда и получает 2 очка. Если и вторая не может ответить правильно, то отвечает команда, задавшая вопрос, за что получает 1 очко.
После того, как вопросы задали все команды, подсчитываются баллы и определяется лучшая хоккейная дружина.
Подведение итогов. (слайд 25)
Подсчитываются баллы и выявляется команда-победитель. Обязательно указать на темы, которые ребята хорошо знают, а какие темы ещё надо закрепить. Похвалить активных ребят.
Использованная литература.
- А.В. Перышкин. Физика.7 класс.
- А. Е. Марон, Е.А. Марон. Дидактические материалы. Физика. 7 класс.
- В.А. Волков. Тесты по физике.7-9 классы.
- А.И. Семке. Занимательные материалы к урокам. Физика. 7 класс.
- Е.А. Ким. Нестандартные уроки.