Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
- Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу.
- Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций : анализ, обобщение, сравнение.
- Воспитание интереса к урокам русского языка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Демонстрационный и раздаточный материал:
- Карточки со словами:
Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .
- Алгоритм.
- Карточка-задание для пробного действия со словами:
Щ _ ка, ч _ дак.
- Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
- Карточки для групп со словами:
Верчу, кручу, ищу, тащу.
- Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.
Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .
- Самостоятельная работа.
Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!
- Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
- Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.
- На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)
- Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши)
Слайд 2
- Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)
- Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)
- Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)
- Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)
- Молодцы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Слайд 3
- Прочитайте слова.
- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)
- Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)
- А как вы будете действовать? (По алгоритму.)
Слайд 4
- Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)
- Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)
- Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?
- Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.
- Почему последовательность шагов будет именно такой?
Слайд 5
- Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и)
Слайд 6
- Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)
Слайд 7
- Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.
- Проверяем по образцу.
Слайд 8
- У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?
Индивидуальное задание .
- Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.
- Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.
Слайд 9
- У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак.)
- У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)
Учитель выставляет разные ответы детей на доску.
- У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?
- Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)
3. Выявление причины затруднения.
- Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука.)
- В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ)
- Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю.)
- Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща, мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу.)
4. Проблемное объяснение нового материала.
- Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)
- Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу.)
Слайд 10
- Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план.)
Слайд 11
План.
- Прочитайте слова.
- Обозначьте новую орфограмму.
- Сделайте и запишите вывод.
Учитель выдает каждой группе карточки со словами:
Верчу, кручу, ищу, тащу
- Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны.)
- Кто может ответить на вопрос , будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и, после мягких буквы а, у..)
- Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!
- Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у.)
Слайд 12
- Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)
- Достигли поставленной цели? (Да.)
- Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)
- Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )
Слайд 13
- Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу? (Да.)
- Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)
Слайд 14
Учитель добавляет новое правило в алгоритм.
- Молодцы! А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)
- Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.
Слайд 15
1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.
2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.
Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило : "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.
- Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.
Слайд 16
Учащиеся работают самостоятельно.
- Закончили выполнение работы? (Да.)
- Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)
Слайд 17
- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.
- Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?
- Встаньте те, у кого 20 плюсов.
- А теперь - у кого 19-17 плюсов.
- Молодцы!
- У кого ошибки? (:)
- Что не получилось? (:)
- Где ошибка? (:)
- Почему она возникла? (:
Физкультминутка.
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)
- Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)
- Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу.)
- Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)
- Достигли цели? (Да.)
- Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)
- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.
Учащиеся вешают яблоки разного цвета.
- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!
- У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.
Слайд 18