Правописание буквосочетаний ЧУ–ЩУ

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (151 кБ)


Тип урока: открытие нового знания.

Цели:

  • Закрепление умения правильно обозначать на письме сочетания жи- ши, ча - ща; формирование представления о написании буквосочетаний чу-щу.
  • Развитие речи, внимания, памяти, мыслительных операций : анализ, обобщение, сравнение.
  • Воспитание интереса к урокам русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Демонстрационный и раздаточный материал:

  • Карточки со словами:

Ж, _ знь, ш _ на, маш _ на, ч _ стый ч _ щ _ .

  • Алгоритм.

  • Карточка-задание для пробного действия со словами:

Щ _ ка, ч _ дак.

  • Набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и.
  • Карточки для групп со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу.

  • Карточки для первичного закрепления и самостоятельной работы.

Щ _ка, ч _ м, ищ _ , молч _ ,
Все слова на чу и щу.
Я их твердо зауч _
И пятерку получ _ .

  • Самостоятельная работа.

Я грамотно писать хоч _ ,
Слова на ч _ и щ _ уч_ :
Ч _ лок, и ч _ до, и ч _ гун,
Ч _ дак, и щ _ ка, и ворч _ н,
Ч _ мазый, ч _ чело, ч _ рбан,
Ч _ десный, ч _ вство и ч _ лан,
Крич _ , ворч _ , ищ _ , тащ _ -
Я с у пишу и чу и щу!

  • Яблонька, нарисованная на листе ватмана.
  • Набор "яблок" красного, желтого, зеленого цвета.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Прозвенел для нас звонок -
Начинается урок.
К нам без опоздания приходи старание -
Помоги нам потрудиться
Мы пришли сюда учиться.

- На каком уроке вы продолжаете учиться? (На уроке русского языка.)

- Чему учились на предыдущих уроках русского языка? (Мы учились писать буквосочетания ча-ща, жи-ши)

Слайд 2

- Вы уверены, что научились правильно их писать? (Да)

- Как вы думаете, что вы будете изучать сегодня на уроке? (Будем изучать что-то новое.)

- Вам хочется узнать что - то новое? (Да.)

- Что надо сделать, прежде чем начнете узнавать новое? (Повторить то, что мы знаем и умеем.)

- Молодцы!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Слайд 3

- Прочитайте слова.

- Как вы думаете, какое задание будете выполнять? (Спишем слова, вставим пропущенные буквы.)

- Но вы будете не просто вставлять букву, а еще обосновывать выбор правильной буквы, почему эту букву пишем в слове. Что вам поможет обосновать выбор буквы? (Правила "Правописание буквосочетаний жи - ши, ча - ща".)

- А как вы будете действовать? (По алгоритму.)

Слайд 4

- Посмотрите, все согласны с записанным алгоритмом? (Нет.)

- Почему? (Шаги алгоритма рассыпаны, идут не по порядку.)

- Предлагаю вам в группах восстановить необходимый алгоритм правильного написания слов по изученным правилам?

- Предлагаю каждой группе представить свой вариант алгоритма.

- Почему последовательность шагов будет именно такой?

Слайд 5

- Какое именно правило вы будете применять для данных слов? (Жи - ши пиши с буквой и)

Слайд 6

- Алгоритм готов. Можем выполнять задание? (Да.)

Слайд 7

- Я вам предлагаю выполнить задание на карточках. Вставьте в слова пропущенные буквы.

- Проверяем по образцу.

Слайд 8

- У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Индивидуальное задание .

- Сейчас я вам предложу задание с затруднением. Вам нужно будет вставить буквы в слова.

- Прочитайте слова, подумайте и запишите эти буквы на планшетках.

Слайд 9

- У кого нет ответа? Что вы не смогли сделать? (Не смогли определить, какие буквы нужно вставить в слова щука, чудак.)

- У кого есть ответы, покажите их. (У, ю:)

Учитель выставляет разные ответы детей на доску.

- У вас получились разные ответы. Кто считает, что его ответ правильный?

- Обоснуйте свое мнение. (Мы не можем обосновать, мы не знаем правила.)

3. Выявление причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Вставляли буквы в слова чудак и щука.)

- В каком месте вы засомневались? (Какую букву писать после ч и щ)

- Почему возникло такое сомнение? (Мы не знаем точно, какую букву надо писать после ч и щ - у или ю.)

- Кто - нибудь из вас знает или догадывается, как пишутся эти буквосочетания? (Когда изучали буквосочетания жи - ши, ча - ща, мы говорили о том, что это исторически сложившиеся написания. Так принято писать! Но мы не знаем, как пишутся буквосочетания чу - щу.)

4. Проблемное объяснение нового материала.

- Значит, ваша цель? (Узнать с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)

- Сформулируйте тему урока. (Правописание буквосочетаний чу -щу.)

Слайд 10

- Я предлагаю вам самим в группах открыть новое знание. Для этого вы будете действовать по плану. (Учитель показывает план.)

Слайд 11

План.

  1. Прочитайте слова.
  2. Обозначьте новую орфограмму.
  3. Сделайте и запишите вывод.

Учитель выдает каждой группе карточки со словами:

Верчу, кручу, ищу, тащу

- Кто готов рассказать о своем открытии? (Ученики формулируют правило сами, на доску выставляют составленные эталоны.)

- Кто может ответить на вопрос , будет ли это правило исключением? (Да, это исключение. В словах с буквосочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу после твердых согласных пишем букву и, после мягких буквы а, у..)

- Откройте учебник на с. 106 и проверьте, правильно ли вы рассуждали? Прочитайте правило!

- Как же нужно было написать слова щука и чудак? (Нужно писать с буквой у.)

Слайд 12

- Какую цель вы ставили? (Выяснить, с какой буквой у или ю писать буквосочетания чу - щу.)

- Достигли поставленной цели? (Да.)

- Сможете теперь правильно написать слова щука и чудак и объяснить, почему пишем так, а не иначе? (Да.)

- Что поможет в дальнейшем обосновать правильность написания сочетаний чу - щу? (Правило: в буквосочетаниях чу - щу после ч, щ пишется буква у: щука, чудак. )

Слайд 13

- Посмотрите на прежний алгоритм и скажите, подходит ли он при определении написания букв у или ю в буквосочетаниях чу - щу? (Да.)

- Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться? (Дописать новое правило.)

Слайд 14

Учитель добавляет новое правило в алгоритм.

- Молодцы! А теперь отдохнем.

Физкультминутка.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

- Какие ваши дальнейшие действия? (Потренироваться.)

- Для тренировки предлагаю вставить буквы в рифмовку.

Слайд 15

1. Работа у доски фронтально с объяснением первого слова рифмовки.

2. Ученики работают в парах по очереди, применяя алгоритм, проговаривая правило друг другу шепотом.

Образец: произношу слово щука. Есть опасное место - буквосочетание щу. Применяю правило : "чу - щу пишу с у", пишу в слове щука щу с буквой у.

- Молодцы! Вместе хорошо поработали! Теперь как вы можете проверить, что знаете новое правило? (Написать самостоятельную работу.)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- На парте у каждого лежат карточки. Возьмите их. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Слайд 16

Учащиеся работают самостоятельно.

- Закончили выполнение работы? (Да.)

- Какой следующий шаг? (Проверить самостоятельную работу.)

Слайд 17

- Проверяйте каждое слово по образцу. В том месте, где написание вставленных букв совпадает с образцом, поставьте в своей работе над словом плюс.

- Посчитайте, сколько всего плюсов у вас получилось?

- Встаньте те, у кого 20 плюсов.

- А теперь - у кого 19-17 плюсов.

- Молодцы!

- У кого ошибки? (:)

- Что не получилось? (:)

- Где ошибка? (:)

- Почему она возникла? (:

Физкультминутка.

7. Включение в систему знаний и повторение.

- Как вы думаете, зачем необходимо изучать эти правила и писать правильно? (Нам необходимо, чтобы нас понимали окружающие, если будем писать безграмотно, то нас трудно будет понять, грамотное письмо необходимо для общения.)

- Где можем применять полученные знания? (При выполнении упражнений.)

- Хорошо! Давайте поработаем с упражнением №176 на с.107.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Молодцы! С каким затруднением на уроке вы столкнулись? (Не знали, как написать слова с буквосочетаниями чу -щу.)

- Какую цель ставили на уроке? (Выяснить, как пишутся слова с буквосочетаниями чу -щу.)

- Достигли цели? (Да.)

- Как пишутся буквосочетания чу - щу? (Буквосочетания чу -щу надо писать с буквой у.)

- Оцените свою работу с помощью яблони мудрости. Если вы уверены, что самостоятельно можете писать слова с буквосочетаниями чу - щу - повесьте красное яблочко. Если у вас есть сомнения - желтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают затруднения - зеленое.

Учащиеся вешают яблоки разного цвета.

- Ребята, посмотрите на яблоньку. Сколько красных спелых яблок на ней появилось! Вы хорошо поработали!

- У кого созрели красные яблоки - дома сочинить рифмовку с изученными буквосочетаниями, у кого желтые и зеленые - вам необходимо потренироваться и выполнить упражнение № 177 из учебника.

Слайд 18