Для проведения контроля знаний и умений учащихся, провожу зачёты в 7-11 классах
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАЧЁТОВ
1. Каковы задачи зачётных уроков.
2. Как готовятся учащиеся к участию в зачёте
3. Дифференцированный подход отбора учащихся к сдаче зачёта
4. Как проходит зачёт.
5. Специфика зачётов в 7-11 классах
ЗАДАЧИ ЗАЧЁТНЫХ УРОКОВ
Уже на протяжении 15 лет я провожу зачётную систему проверки знаний и умений учащихся по геометрии в 7-11 классах.
Главная задача зачёта - развитие творческих способностей учащихся путём индивидуальной работы, непосредственно на зачёте.
Другими задачами зачёта является оказание помощи слабым ученикам силами хорошо успевающих школьников, формирование интереса к работе с людьми, формирование умения учиться, выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках, проверка усвоения теории, умений решать ключевые задачи, выполнять домашних заданий, ведение тетради, обучение решению сложных математических задач, предупреждение зазнайства и неверия в свои силы.
ПОДГОТОВКА К ЗАЧЁТУ
Значительная часть материала к проведению зачёта уже выполнена при подготовке методической разработки темы.
Действительно я:
1) Определяю главный материал темы и отражаю его в вопросах по теории к зачёту.
2) Выделяю ключевые задачи и прорабатываю их с учениками на уроках.
3) Оказываю помощь ученикам, которые испытывали затруднения при изучении теории, или интересовались задачами на уроке - консультации.
4) Повторяю методы составления и решения задач, готовлю специальные материалы для работы с учениками.
5) На основе изучения новинок научно-популярной литературы выявляю новые задачи по заданной теме.
6) По карточкам учеников к уроку консультации, получаю представление о затруднениях учеников и собираю банк задач по теме.
Специфика зачёта в 8 классе по геометрии
1. Параллелограмм и его частные виды. (п .50-56) - зачёт №1
2. Пропорциональные отрезки. Трапеция. (п.57-61) - зачёт№2
3. Тригонометрические функции острого угла в прямоугольном треугольнике. Теорема Пифагора. (п.62-66) - зачёт №3
4. Решение прямоугольных треугольников. (п.67-70) - зачёт №4
5. Декартовы координаты на плоскости.(п.71-81) - зачёт№5
6. Движение. (п.82-90) - зачёт №6
7. Векторы.(п.91-99) - зачёт №7
1. ПАРАЛЕЛОГРАММ И ЕГО ЧАСТНЫЕ ВИДЫ
Карточка 1 1. Определение параллелограмма. 2. Свойство противолежащих углов и сторон параллелограмма 3. Сумма двух углов параллелограмма равна 150o. Найдите углы параллелограмма 4. В ромбе ABCD прямая KL параллельна стороне АВ. Определите виды четырёхугольников ABKL и KCDL |
Карточка 2 1. Определение прямоугольника. 2. Свойство диагоналей ромба. 3. Один из углов параллелограмма в 3 раза больше другого. Найдите углы параллелограмма 4. В окружности с центром в т.О проведены два диаметра AB и CD. Определите вид четырёхугольника ACBD. |
Карточка 3 1. Определение ромба. 2. Свойство диагоналей параллелограмма. 3. Периметр параллелограмма равен 36 см, одна из его сторон равна 8 см. Найдите остальные стороны параллелограмма. 4. В окружности с центром в т. О проведены два взаимно перпендикулярных диаметра АВ и CD. Определите вид четырёхугольника ABCD. |
Карточка 4 1. Определение квадрата. 2. Признак параллелограмма. 3. Определите углы ромба, если один из них больше другого на 40o . 4. В параллелограмме ABCD, О - точка пересечения диагоналей, а точки А и М принадлежат сторонам АВ и AD так, что ОМ параллельна ВС и ОК параллельна CD. Определите вид четырёхугольника ОМАК. |
Дополнительные задачи к данной теме
КАРТОЧКА 5 1. В ромбе ABCD =35o. Найдите углы ромба. 2. В параллелограмме ABCD от точки 0 - пересечения диагоналей, на диагонали АС отложены отрезки ON= BO и ОМ=ВО а) Докажите равенство треугольников АВМ и CDN. б) Определите вид четырёхугольника MBND. |
КАРТОЧКА 6 1. В ромбе АВСD, где О - точка пересечения диагоналей BD и АС,. Найдите углы треугольника АОВ 2. На продолжении диагонали BD прямоугольника ABCD отложены равные отрезки BM и DK. а) Докажите равенство треугольников ABM и CDK. б) Определите вид четырёхугольника АМСК. |
2. ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ ОТРЕЗКИ. ТРАПЕЦИЯ
КАРТОЧКА 1 1. Определение средней линии треугольника 2. Теорема о пропорциональных отрезках. 3. В равнобедренной трапеции ABCD через вершину В и меньшего основания ВС проведён отрезок ВМ , параллельный стороне CD (М . Известно, что AD=10 см, ВС=6см, АВ= 3,5см а) Определите вид четырёхугольника BMDC. б) Определите вид треугольника АВМ и найдите его периметр. |
КАРТОЧКА 2 1. Сформулируйте теорему Фалеса. 2. Теорема о средней линии треугольника. 3. В параллелограмме ABCD ,биссектриса острого пересекает сторону ВС в точке М. Известно ,что AD=8см, ВМ=3см. а) Определите вид четырёхугольника AMCD. б) Найдите периметр ABCD и среднюю линию трапеции AMCD. |
КАРТОЧКА 3 1.Определение средней линии трапеции. 2. Построение четвёртого пропорционального отрезка. 3. В ромбе ABCD точки M. K, L, N - середины сторон соответственно AB, BC, CD, AD. а) Определите вид четырёхугольника BMDC б) Определите вид треугольника АВМ и найдите его периметр. |
КАРТОЧКА 4 1. Определение трапеции. Виды трапеции. 2. Теорема о средней линии треугольника 3. В параллелограмме ABCD точки M, K, L, N - середины соответственно сторон AB, BC, CD, и AD. BD=10см, АС=20см. а) Определите вид четырёхугольника MBDN б) Определите вид четырёхугольника MKLN и найдите его периметр. |
Дополнительные задачи к данной теме
КАРТОЧКА 5 1. В прямоугольнике ABCD биссектриса AL угла А делит сторону ВС на отрезки BL=6см , LC=3см. Найдите а) периметр прямоугольника; б) длину средней линии трапеции ALCD/ 2. В трапеции ABCD, AD-большее основание. Через вершину С проведена прямая, параллельная АВ, до пересечения с AD в точке Е, DE=6см, АЕ=9см. Найдите а) длину средней линии трапеции; б) периметр трапеции, если периметр треугольника CDE равен 19см. |
КАРТОЧКА 6 1. В параллелограмме ABCD биссектриса АМ острого угла А отсекает от стороны ВС отрезок ВМ=5см. Найдите: а) периметр параллелограмма, если AD=9см.; б) длину средней линии трапеции AMCD. 2. В трапеции ABCD через вершину С проведена прямая, параллельная боковой стороне АВ, до пересечения с большим основанием AD в точке Е. AD=12см, DE=4см, Р=33см. Найдите: а) длину средней линии трапеции ABCD; б) периметр CDE. |
3. ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ОСТРОГО УГЛА В ПРЯМОУГОЛЬНОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ. ТЕОРЕМА ПИФАГОРА
КАРТОЧКА 1 1. Определение косинуса острого угла в прямоугольном треугольнике. 2. Теорема Пифагора. 3. В параллелограмме ABCD высота ВК, проведённая из вершины тупого угла, делит сторону AD на отрезки AK и KD, причём ВК=6см, BD=10см, АК-4,5см. Найдите : а) синус угла А б) периметр ABCD |
КАРТОЧКА 2 1. Определение синуса острого угла прямоугольного треугольника. 2. Перпендикуляр и наклонная. 3. В равнобедренной трапеции боковая сторона равна 30см, меньшее основание-32см, высота-18см. Найдите: а) большее основание б) косинус острого угла трапеции. |
Дополнительные задачи к данной теме
КАРТОЧКА 1 1. Определение тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике. 2. Основные тригонометрические тождества. 3. В прямоугольнике одна сторона равна 8см, диагональ-10см. Найдите: а) другую сторону прямоугольника; б) синус и тангенс угла, который образует диагональ прямоугольника с большей стороной. |
КАРТОЧКА 2 1. Египетский треугольник. 2. Неравенство треугольников. 3. К прямой m проведены наклонные АВ=17см, АС=10см по одну сторону от перпендикуляра AD=8см. Найдите: а) длину проекций наклонных; б) косинус и тангенс . |
КАРТОЧКА 5 1. В равнобедренном треугольнике АВС, основание АС=24см и медиана BD=5см. Найдите: а) боковые стороны; б) синус угла при основании; в) высоту треугольника ,проведённая к боковой стороне. 2. В равнобедренной трапеции с боковой стороной 15см, меньшим основанием 16см и высотой 9см, найдите большее основание. |
КАРТОЧКА 6 1. В равнобедренном треугольнике АВС, боковая сторона АВ=17см, медиана ВМ=8см. Найдите: а) основание; б) синус угла при основании; в) высоту треугольника, проведённую к боковой стороне. 2. Вравнобедренной трапеции с боковой стороной 10см, большим основанием 17см и высотой 8см, найдите меньшее основание. |
4. РЕШЕНИЕ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ТРЕУГОЛЬНИКОВ
КАРТОЧКА 1 1. Значение синуса и косинуса, тангенса угла 30o. 2. Дано: Найдите: АС; ВС; . 3. В окружности с центром О,АВ и CD-два не перпендикулярных диаметра, точка Е лежит на диаметре АВ, DE перпендикулярен АВ, СD=4, DE=.Найдите величину острого угла между диаметрами. |
КАРТОЧКА 2 1. Значение синуса, косинуса и тангенса угла в 60o. 2. Дано: Найдите: АВ, ВС, 3.Сторона ромба 2, высота 2. Найдите: А) острый угол ромба; Б) длину отрезков, на которые высота делит сторону. |
КАРТОЧКА 3 1. Значение синуса, косинуса и тангенса 45o 2. Дано: Найдите АС, 3. В прямоугольной трапеции ABCD, Найдите . |
КАРТОЧКА 4 1. З начение sin30o, cos45o, tg60o 2. Дано: Найдите: АВ, 3. В трапеции ABCD основание AD в два раза больше основания ВС, а диагонали равны: BD=6 и взаимно перпендикулярны. Найдите углы, которые образуют диагонали с большим основанием. |
5. ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ
КАРТОЧКА 1 1. Координаты середины отрезка. 2. Расположение прямой относительно системы координат. 3. Отрезок ВС задан координатами концов В(5;-3), С(-1; -5). а) Найдите координаты точки А-середины ВС и длину ВС. б)Составьте уравнение окружности с центром в точке В и радиусом ВС. |
КАРТОЧКА 2 1. Выражение длины отрезка через координаты его концов. 2. Взаимное расположение прямой и окружности. 3. Трапеция ABCD задана координатами А(0;0), В(-2;-6), С(-5;-6), D(-9;0). а) Найдите координаты середин боковых сторон АВ и CD и длину средней линии трапеции. б) Составьте уравнение прямой ВС. |
КАРТОЧКА 3 1. Уравнеие окружности. 2. Расположение прямой относительно системы координат. 3. В равнобедренном треугольнике АВС даны координаты вершин А(0;3), В(-2;-3), С(-6;1). А) Определите, какая сторона является основанием. Найдите длину медианы ВМ. Б) Составьте уравнение окружности с центром в точке М и радиусом ВМ. |
КАРТОЧКА 4 1. Уравнение прямой. 2. Взаимное расположение прямой и окружности. 3. В треугольнике МКР М(1;4), Р(-3;-8), К(-7;4). а) Найдите длину средней линии ВС, если ВМР, СМК. б) Составьте уравнение окружности с центром в точке В и проходящей через точку М. Лежит ли на этой окружности т. Р. |
6. ДВИЖЕНИЕ
КАРТОЧКА 1 1. Симметрия относительно точки и её свойства. 2. Начертите прямоугольный треугольник АВС ( .Постройте фигуру ,симметричную ему относительно: а) прямой ВС; б) точки С; в) точки А. 3. Начертите параллелограмм KMLN. Возьмите точку А на стороне ML. Постройте точку В, в которую перейдёт точка N при параллельном переносе, переводящим точку К в точку А. |
КАРТОЧКА 2 1. Симметрия относительно прямой и её свойства. 2. Укажите координаты и постройте точки, симметричные точки М(4;-3) относительно: а) начала координат; б) оси ОХ. 3. Дан треугольник АВС и АМ -его медиана. Постройте точку, в которую перейдёт точка С при параллельном переносе, переводящим точку А в точку М. |
КАРТОЧКА 3 1. Параллельный перенос и его свойство. 2. Дан равнобедренный прямоугольный треугольник. Постройте фигуру, в которую перейдёт данный треугольник при повороте на по часовой стрелке относительно вершины острого угла. 3. У параллелограммов ABCD и Докажите что, параллелограммы равны. (совмещаются движением). |
КАРТОЧКА 4 1. Поворот и его свойство. 2. Треугольник АВС. При параллельном переносе точка А переходит в точку С. Постройте точку D , в которую переходит точка В при этом параллельном переносе. Определите вид четырёхугольника ABCD/ 3. Дана трапеция ABCD и точка О - середина стороны CD. Постойте фигуру, в которую переходит трапеция ABCD при центральной симметрии относительно точки О. |
7. ВЕКТОРЫ
КАРТОЧКА 1 1. Абсолютная величина и направление вектора. 2. Сложение векторов. 3. Найдите координаты и длину вектора если и 4. Перпендикулярны ли векторы ? 5.Найдите угол между векторами |
КАРТОЧКА 2 1. Равенство векторов. 2. Разность векторов. 3. Найдите координаты и длину вектора если и 4. Перпендикулярны ли векторы и ? 5. Найдите угол между векторами ) и |
КАРТОЧКА 3 1. Координаты вектора. 2. Умножение вектора на число. 3. Начертите два произвольных вектора и . Постройте вектор равный . 4. Перпендикулярны ли векторы . 5. Найдите угол между векторами . |
КАРТОЧКА 4 1. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам и разложение вектора по координатным осям. 2. Скалярное произведение векторов. 3. Треугольник АВС задан координатами своих вершин А(0;-1),В(-1;4), С(-5;-2). Найдите координаты векторов , где D-середина ВС. Докажите, что 4. Даны векторы . Разложите вектор по векторам . |
ЛИТЕРАТУРА:
1. А.В.ПОГОРЕЛОВ "УЧЕБНИК ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ", ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ", 2006
2. А.В.ПОГОРЕЛОВ "УЧЕБНИК ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ" ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ", 2007
3. АТАНАСЯН Л, С., ДЕНИСОВА Н. С. ,СИЛАЕВ Е. В. "КУРС ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ГЕОМЕТРИИ ЧАСТЬ-1, ЧАСТЬ-2", 1997, МОСКВА, "САНТАКС-ПРЕСС".
4. ЗИВ Б.Г. "ЗАДАЧИ К УРОКАМ ГЕОМЕТРИИ" 7-9, С-ПЕТЕРБУРГ, 1995, НПО "МИР И СЕМЬЯ-95", ИЗД, "АКАЦИЯ"
5. ПРАСОЛОВ В.В. "ЗАДАЧИ ПО ПЛАНИМЕТРИИ", ИЗДАТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, 2000.
6. ЕРШОВА А. П., ГОЛБОРОДЬКО В.В., ЕРШОВА А.С. "САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 7-11 КЛССОВ", ИЛЕКСА. "ГИМНАЗИЯ", МОСКВА-ХАРЬКОВ, 2002.
7. ЖОХОВ В.И.,КРАЙНЕВА Л.Б. "КАРТОЧКИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ЗАЧЁТОВ", ВЕРБУМ-М, 2001.
8. ДУДНИЦЫН Ю.П. "КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ" 10-11 КЛ. МОСКВА, НПО "ОБРАЗОВАНИЕ ОТ А ДО Я", 2001
9. ШАРЫГИН И.Ф. "ГЕОМЕТРИЯ-8", РОСТ МИРОС, МОСКВА-1996