Типизация магнитных возмущений по магнитометру с. Сеяха

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Как наша прожила б планета
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, Магнита, света
И электрических лучей?

А. Мицкевич

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

  • набор «Магнетизм»;
  • мультимедийный проектор, экран;
  • системный раздаточный материал.

Структура урока:

Содержание занятия

Методы и приемы обучения

1 Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Актуализация знаний. Эвристическая беседа
2 Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. Информационно-рецептивный.
Теоретическое предвидение. Выдвижение гипотезы.
3 Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания обучающихся. Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения.
4 Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. Информационно-рецептивный.
(демонстрация опытов, наблюдение явлений, обобщение наблюдений).
5 Актуализация техники запоминания. Репродуктивный.
6 Первичное закрепление под руководством учителя. Репродуктивный.
7 Обобщение и систематизация знаний
в сочетании с различными требованиями к воспроизведению с дифференцированными заданиями.
Исследовательский метод
8 Контроль результатов первичного запоминания. Репродуктивный.
9 Рефлексия. Самоанализ.

Задачи:

  • Обучающие:
    • сформировать у обучающихся понятие магнитного поля, поля постоянных магнитов, свойства магнитов, графическое изображение магнитных полей.
    • доказать существование связи электрического и магнитного полей.
  • Развивающие:
    • сформировать у обучающихся умение осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности;
    • сформировать логическое и творческое мышление, уметь наблюдать, делать выводы, обобщать;
    • сформировать умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
    • уметь описывать и объяснять физические явления, представлять результаты исследований в виде таблиц, рисунков, проектов;
    • сформировать умение в использовании межпредметных связей;
    • сформировать умение использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
  • Воспитательные:
    • воспитать познавательный интерес к предмету, развивать умение и желание сотрудничать друг с другом, участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем;
    • воспитать внимание, аккуратность при работе с физическими приборами;
    • воспитать стремление приобретать знание выходящие за пределы школьной программы, развивать желание узнать об ученых и их трудах;
    • воспитать уважение к творцам науки.

ХОД УРОКА

Схема оформление доски:

«Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Графическое изображение магнитных полей».

Как наша пожила б планета
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, Магнита, света
И электрических лучей?

А. Мицкевич

Электрические Магнитные

взаимодействия

   
   
   
   
   

Организационный момент: (2)

Подготовка учащихся к работе на уроке.

Целевая установка:

Сегодня на уроке мы выясним:

  • Существует ли связь между электрическими и магнитными полями?
  • Что представляют собой магнитные поля постоянных магнитов?
  • Способы обнаружения магнитных полей и их свойства;
  • Графическое изображение магнитных полей;
  • Магнитное поле прямого тока;
  • Сделать вывод, основываясь на научную информацию.

Актуализация знаний. (3)

Цель:

  • Подготовка учащихся к восприятию учебного материала.
  • Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению (Повторение раздела «Электрические явления»).

Примерные вопросы повторения:

  • Что называют электрическим током? (Упорядочное движение заряженных частиц).
  • Какое поле мы называем электрическим? (Электрическое поле – особый вид материи…)
  • Какие заряды существуют в природе? Как они взаимодействуют? (Существует два рода электрических. зарядов «+» и «–» …)
  • Существует ли предел делимости электрического заряда? (Да. qе = 1,6 · 10 –19 Кл).
  • Каково строение атома? (Ядро – нуклоны, вокруг ядра движутся электроны).
  • От чего зависит интенсивность действия силы тока? (От заряда, проходящего по цепи в 1c).
  • Как выражается сила тока через заряд и время? (I = q/t).
  • Какие частицы являются носителями тока в металлах? (Электроны).
  • Действия электрического тока? (Тепловое, химическое, магнитное). (Приложение 1).

Изучение нового материала:(12)

Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися нового материала по обнаружению магнитного поля вокруг проводника с током и свойств постоянных магнитов.

Нам необходимо решить проблему о существовании связи между электрическим током и магнитным полем.

Вопрос учителя: Существует ли связь между электрическим током и магнитным полем?

Обучающиеся: Да.

Учитель: Но это гипотеза и, следовательно, ее необходимо доказать. Как?

Обучающиеся: Необходимо провести опыт.

Учитель: Верно. Из курса естествознания, географии и основываясь на свой жизненный опыт, вы знаете, что Земля магнит, следовательно, у Земли есть…?

Обучающиеся: Полюса, магнитное поле и, следовательно, магнитные лини.

Учитель: Какие полюса у Земли? Из какого полюса выходят магнитные линии магнитного поля Земли, в какой полюс входят?

Обучающиеся: Северный и Южный. Из Северного в Южный.

Учитель: Магнитная стрелка, (магнитная стрелка имеет два полюса: северный и южный, а линия, соединяющая полюса магнитной стрелки называется ее осью), свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении, если нет вблизи магнитов, проводников с током, железных предметов. Почему?

Обучающиеся: Вокруг Земли существует магнитное поле, и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий.

Учитель: Верно. Свойства магнитов впервые детально и тщательно изучил В. Гильберт, врач английской королевы Елизаветы. В книге «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земля», опубликованной в 1600 году. В. Гильберт описал следующие свойства:

  • магнит имеет два полюса: северный и южный, они различны по своим свойствам;
  • магнит обладает в различных частях различной притягательной силой – на полюсах эта сила наиболее заметна;
  • разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются;
  • магнит, подвешенный на нитке, располагается определенным образом в пространстве, указывая север и юг;
  • невозможно получить магнит с одним полюсам;
  • земной шар – большой магнит;

  • при сильном нагревании магнитные свойства у природных и искусственных магнитов исчезают;
  • магниты оказывают свое действие через стекло, воду и кожу.

Все эти свойства имеют экспериментальное подтверждение.

Учитель: Когда мы подносим к магнитной стрелке магнит, она поворачивается в ту или иную сторону. А можно ли изменить положение магнитной стрелки, используя электрический ток?

Обучающиеся: Вероятно можно.

Учитель: Это предположение легко проверить опытным путем. На демонстрационном столе находятся приборы. Назовите их.

Обучающиеся: Источник тока, ключ, магнитная стрелка и проводники.

Учитель: Соберем цепь, состоящую из источника тока, ключа, магнитной стрелки и проводников. (Демонстрация опыта Эрстеда). (Приложение 2).

Учитель: (Актуализация). При разомкнутой цепи магнитная стрелка под проводником (при отсутствии тока) ориентируется в определенном положении, почему?

Обучающиеся: Магнитная стрелка ориентируется по магнитным линиям магнитного поля Земли.

Учитель: Верно. Внимание на магнитную стрелку! Что происходит с магнитной стрелкой, когда мы замыкаем цепь?

Обучающиеся: Она меняет свое положение под действием электрического тока, который проходит по проводнику. При замыкании цепи, магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения, при размыкании цепи магнитная стрелка возвращается в первоначальное положение.

Учитель: Верно. Следовательно, каков вывод?

Обучающиеся: Магнитная стрелка и проводник с током взаимодействуют друг с другом.

Учитель: Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелкой впервые обнаружил датский физик Х.К. Эрстед в 1820 году.

Учитель: Какой можно сделать вывод из опыта Эрстеда?

Вывод: Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только электрическое поле, а вокруг движущихся, то есть тока, существует и электрическое и магнитное поле. Магнитное поле появляется вокруг проводника, когда в нем возникает ток, следовательно, ток является источником магнитного поля. Мы доказали гипотезу и решили проблему связи электрического тока и магнитного поля, основываясь на опыты и научную информацию

Магнитное поле постоянных магнитов. Способы обнаружения магнитных полей и их свойства. Графическое изображение магнитных полей. (5)

Постоянными магнитами называют тела, длительное время сохраняющие намагниченность.

Первичное закрепление материала (работа в группах постоянного состава)

Цели:

  • Установление правильности и осознанности понимания изучаемого материала, выявление пробелов и их коррекция.
  • Обнаружение магнитных полей постоянных магнитов на основе экспериментов, опытов и исследований.

У каждого на столе имеются карты – задания и набор по изучению магнитных явлений. (Приложение 3). Внимательно ознакомитесь с заданием.

Используя железные опилки, получить представление о виде магнитных полей постоянных магнитов, полосового, дугообразного и кольцевого магнитов.

Вывод: Из эксперимента следует, что магнитные линии магнитного поля магнита – замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита., так же как и магнитные линии катушки с током. (Приложение 4).

Магнитное поле прямого тока.

Соблюдайте технику безопасности при работе.

Цель: Обнаружить опытным путем существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током, используя железные опилки. (Приложение 4).

Вывод: В магнитном поле железные опилки намагничиваются и становятся магнитными стрелками. Ось каждой стрелки в магнитном поле устанавливается вдоль направления действия сил магнитного поля. Изменяя направления тока в проводнике, изменяется и ориентация магнитных стрелок. Следовательно. Направление силовых линий магнитного поля связано с направлением тока в проводнике.

Работа выполнена. Подводим итог

  • Наиболее сильное действие магнита обнаруживается у полюсов.
  • Существует два вида полюсов: северный и южный.
  • Одноименные полюса отталкиваются, разноименные притягиваются.
  • Магнитные действия проявляются через стекло воду.
  • Используя маркированный магнит, идентифицировали немаркированный магнит.
  • Обнаружили магнитные поля полосового, дугообразного и кольцевого магнита.

Сравним свойства магнитов, которые мы обнаружили, со свойствами, описанными в 1600 году В. Гильбертам.
Все свойства, описанные в 1600 году В. Гильбертом, нашли экспериментальное подтверждение в опытах по изучению свойств постоянных магнитов.

По данным, полученным в ходе экспериментов, заполним таблицу – аналогию.(2)

Электрические взаимодействия Магнитные
Электрическое поле – особый вид материи… Магнитное поле – особый вид материи…
Существуют два рода электрических зарядов – положительный и отрицательный. Существуют два вида полюсов – южный и северный.
Одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются. Одноименные полюса отталкиваются, разноименные притягиваются
Проявляется по действию на заряженные тела или заряды. Проявляется по действию на магнитную стрелку или проводник с током.
Диполь. Диполь.

Стадия осмысления: (работа в группах постоянного состава). (5)

Цель: Самостоятельно выполнить задание, требующее знаний в измененной ситуации. (Физика в художественной литературе).

Чувство прекрасного содействует решению познавательных и технических вопросов, развивает эстетически.

Гуманитаризация точных наук математизация гуманитарных знаний – веление сегодняшнего дня. Сбываются слова Г. Флобера: «Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной, расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине».
Ситуация нестандартная, попробуйте применить полученные знания для решения творческих задач. (Приложение 5).

Вывод: Творческие задачи помогают пробудить у учащихся интерес к предмету, расширить их знания и культурный кругозор.

Этап обобщения и систематизации знаний: (2)

Цель: Интеграция полученных знаний.

Вывод: Сформировать целостную систему ведущих знаний обучающихся по теме урока.

Этап контроля. (Приложение 6). (4)

Цель: Выявить качество и уровень овладения знаниями. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

Рефлексия. (3)

Цель: Осмысление своих действий и их самооценка, поиск и устранение причин, возникших трудностей. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества, а так же физического и эмоционального состояния.

Домашнее задание: (2)

Выводы урока: Сегодня на уроке мы вместе успешно решили проблему существования связи между электрическим током и магнитным полем. Вследствие экспериментов обнаружили магнитные поля магнитов и их свойства, графическое изображение магнитных полей. Основываясь на научную информацию и на экспериментальные данные, сделали вывод о существовании вокруг магнитов магнитного поля. А так же о существовании магнитного поля вокруг проводника с электрическим током.

Литература:

  1. Физика 9. С.В. Громов. Н. А. Родина. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
  2. Физика 8 А.В. Перышкин, Н. А. Родина. 14-е изд. – М, : Просвещение, 2006.
  3. Е. Н. Кривопалова Тесты физика 8-9 классы. Учебно-методическое пособие.
  4. Школьный зачет. М., : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002.
  5. С.А. Тихомирова Дидактический материал по физике: 7 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2005.
  6. В.И. Лукашик. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – 14-е изд. – М.,: Просвещение.

Презентация к уроку

«Типизация магнитных возмущений по магнитометру с. Сеяха»