Как наша прожила б планета
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, Магнита, света
И электрических лучей?
А. Мицкевич
Тип урока: комбинированный
Оборудование:
- набор «Магнетизм»;
- мультимедийный проектор, экран;
- системный раздаточный материал.
Структура урока:
№ | Содержание занятия |
Методы и приемы обучения |
1 | Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Актуализация знаний. | Эвристическая беседа |
2 | Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению. | Информационно-рецептивный. Теоретическое предвидение. Выдвижение гипотезы. |
3 | Первичное введение материала с учётом закономерностей процесса познания обучающихся. | Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения. |
4 | Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. | Информационно-рецептивный. (демонстрация опытов, наблюдение явлений, обобщение наблюдений). |
5 | Актуализация техники запоминания. | Репродуктивный. |
6 | Первичное закрепление под руководством учителя. | Репродуктивный. |
7 | Обобщение и систематизация знаний в сочетании с различными требованиями к воспроизведению с дифференцированными заданиями. |
Исследовательский метод |
8 | Контроль результатов первичного запоминания. | Репродуктивный. |
9 | Рефлексия. | Самоанализ. |
Задачи:
- Обучающие:
- сформировать у обучающихся понятие магнитного поля, поля постоянных магнитов, свойства магнитов, графическое изображение магнитных полей.
- доказать существование связи электрического и магнитного полей.
- Развивающие:
- сформировать у обучающихся умение осуществлять контроль, самооценку и взаимооценку учебной деятельности;
- сформировать логическое и творческое мышление, уметь наблюдать, делать выводы, обобщать;
- сформировать умение формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- уметь описывать и объяснять физические явления, представлять результаты исследований в виде таблиц, рисунков, проектов;
- сформировать умение в использовании межпредметных связей;
- сформировать умение использовать полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
- Воспитательные:
- воспитать познавательный интерес к предмету, развивать умение и желание сотрудничать друг с другом, участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем;
- воспитать внимание, аккуратность при работе с физическими приборами;
- воспитать стремление приобретать знание выходящие за пределы школьной программы, развивать желание узнать об ученых и их трудах;
- воспитать уважение к творцам науки.
ХОД УРОКА
Схема оформление доски:
«Магнитное поле. Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Графическое изображение магнитных полей».
Как наша пожила б планета
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, Магнита, света
И электрических лучей?
А. Мицкевич
Электрические | Магнитные |
взаимодействия |
|
Организационный момент: (2)
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Целевая установка:
Сегодня на уроке мы выясним:
- Существует ли связь между электрическими и магнитными полями?
- Что представляют собой магнитные поля постоянных магнитов?
- Способы обнаружения магнитных полей и их свойства;
- Графическое изображение магнитных полей;
- Магнитное поле прямого тока;
- Сделать вывод, основываясь на научную информацию.
Актуализация знаний. (3)
Цель:
- Подготовка учащихся к восприятию учебного материала.
- Вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению (Повторение раздела «Электрические явления»).
Примерные вопросы повторения:
- Что называют электрическим током? (Упорядочное движение заряженных частиц).
- Какое поле мы называем электрическим? (Электрическое поле – особый вид материи…)
- Какие заряды существуют в природе? Как они взаимодействуют? (Существует два рода электрических. зарядов «+» и «–» …)
- Существует ли предел делимости электрического заряда? (Да. qе = 1,6 · 10 –19 Кл).
- Каково строение атома? (Ядро – нуклоны, вокруг ядра движутся электроны).
- От чего зависит интенсивность действия силы тока? (От заряда, проходящего по цепи в 1c).
- Как выражается сила тока через заряд и время? (I = q/t).
- Какие частицы являются носителями тока в металлах? (Электроны).
- Действия электрического тока? (Тепловое, химическое, магнитное). (Приложение 1).
Изучение нового материала:(12)
Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися нового материала по обнаружению магнитного поля вокруг проводника с током и свойств постоянных магнитов.
Нам необходимо решить проблему о существовании связи между электрическим током и магнитным полем.
Вопрос учителя: Существует ли связь между электрическим током и магнитным полем?
Обучающиеся: Да.
Учитель: Но это гипотеза и, следовательно, ее необходимо доказать. Как?
Обучающиеся: Необходимо провести опыт.
Учитель: Верно. Из курса естествознания, географии и основываясь на свой жизненный опыт, вы знаете, что Земля магнит, следовательно, у Земли есть…?
Обучающиеся: Полюса, магнитное поле и, следовательно, магнитные лини.
Учитель: Какие полюса у Земли? Из какого полюса выходят магнитные линии магнитного поля Земли, в какой полюс входят?
Обучающиеся: Северный и Южный. Из Северного в Южный.
Учитель: Магнитная стрелка, (магнитная стрелка имеет два полюса: северный и южный, а линия, соединяющая полюса магнитной стрелки называется ее осью), свободно вращающаяся вокруг вертикальной оси, всегда устанавливается в данном месте Земли в определенном направлении, если нет вблизи магнитов, проводников с током, железных предметов. Почему?
Обучающиеся: Вокруг Земли существует магнитное поле, и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий.
Учитель: Верно. Свойства магнитов впервые детально и тщательно изучил В. Гильберт, врач английской королевы Елизаветы. В книге «О магните, магнитных телах и о большом магните – Земля», опубликованной в 1600 году. В. Гильберт описал следующие свойства:
- магнит имеет два полюса: северный и южный, они различны по своим свойствам;
- магнит обладает в различных частях различной притягательной силой – на полюсах эта сила наиболее заметна;
- разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются;
- магнит, подвешенный на нитке, располагается определенным образом в пространстве, указывая север и юг;
- невозможно получить магнит с одним полюсам;
- земной шар – большой магнит;
- при сильном нагревании магнитные свойства у природных и искусственных магнитов исчезают;
- магниты оказывают свое действие через стекло, воду и кожу.
Все эти свойства имеют экспериментальное подтверждение.
Учитель: Когда мы подносим к магнитной стрелке магнит, она поворачивается в ту или иную сторону. А можно ли изменить положение магнитной стрелки, используя электрический ток?
Обучающиеся: Вероятно можно.
Учитель: Это предположение легко проверить опытным путем. На демонстрационном столе находятся приборы. Назовите их.
Обучающиеся: Источник тока, ключ, магнитная стрелка и проводники.
Учитель: Соберем цепь, состоящую из источника тока, ключа, магнитной стрелки и проводников. (Демонстрация опыта Эрстеда). (Приложение 2).
Учитель: (Актуализация). При разомкнутой цепи магнитная стрелка под проводником (при отсутствии тока) ориентируется в определенном положении, почему?
Обучающиеся: Магнитная стрелка ориентируется по магнитным линиям магнитного поля Земли.
Учитель: Верно. Внимание на магнитную стрелку! Что происходит с магнитной стрелкой, когда мы замыкаем цепь?
Обучающиеся: Она меняет свое положение под действием электрического тока, который проходит по проводнику. При замыкании цепи, магнитная стрелка отклоняется от своего первоначального положения, при размыкании цепи магнитная стрелка возвращается в первоначальное положение.
Учитель: Верно. Следовательно, каков вывод?
Обучающиеся: Магнитная стрелка и проводник с током взаимодействуют друг с другом.
Учитель: Взаимодействие проводника с током и магнитной стрелкой впервые обнаружил датский физик Х.К. Эрстед в 1820 году.
Учитель: Какой можно сделать вывод из опыта Эрстеда?
Вывод: Вокруг неподвижных электрических зарядов существует только электрическое поле, а вокруг движущихся, то есть тока, существует и электрическое и магнитное поле. Магнитное поле появляется вокруг проводника, когда в нем возникает ток, следовательно, ток является источником магнитного поля. Мы доказали гипотезу и решили проблему связи электрического тока и магнитного поля, основываясь на опыты и научную информацию
Магнитное поле постоянных магнитов. Способы обнаружения магнитных полей и их свойства. Графическое изображение магнитных полей. (5)
Постоянными магнитами называют тела, длительное время сохраняющие намагниченность.
Первичное закрепление материала (работа в группах постоянного состава)
Цели:
- Установление правильности и осознанности понимания изучаемого материала, выявление пробелов и их коррекция.
- Обнаружение магнитных полей постоянных магнитов на основе экспериментов, опытов и исследований.
У каждого на столе имеются карты – задания и набор по изучению магнитных явлений. (Приложение 3). Внимательно ознакомитесь с заданием.
Используя железные опилки, получить представление о виде магнитных полей постоянных магнитов, полосового, дугообразного и кольцевого магнитов.
Вывод: Из эксперимента следует, что магнитные линии магнитного поля магнита – замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита., так же как и магнитные линии катушки с током. (Приложение 4).
Магнитное поле прямого тока.
Соблюдайте технику безопасности при работе.
Цель: Обнаружить опытным путем существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током, используя железные опилки. (Приложение 4).
Вывод: В магнитном поле железные опилки намагничиваются и становятся магнитными стрелками. Ось каждой стрелки в магнитном поле устанавливается вдоль направления действия сил магнитного поля. Изменяя направления тока в проводнике, изменяется и ориентация магнитных стрелок. Следовательно. Направление силовых линий магнитного поля связано с направлением тока в проводнике.
Работа выполнена. Подводим итог
- Наиболее сильное действие магнита обнаруживается у полюсов.
- Существует два вида полюсов: северный и южный.
- Одноименные полюса отталкиваются, разноименные притягиваются.
- Магнитные действия проявляются через стекло воду.
- Используя маркированный магнит, идентифицировали немаркированный магнит.
- Обнаружили магнитные поля полосового, дугообразного и кольцевого магнита.
Сравним свойства магнитов, которые мы
обнаружили, со свойствами, описанными в 1600 году В.
Гильбертам.
Все свойства, описанные в 1600 году В. Гильбертом,
нашли экспериментальное подтверждение в опытах
по изучению свойств постоянных магнитов.
По данным, полученным в ходе экспериментов, заполним таблицу – аналогию.(2)
Электрические взаимодействия | Магнитные |
Электрическое поле – особый вид материи… | Магнитное поле – особый вид материи… |
Существуют два рода электрических зарядов – положительный и отрицательный. | Существуют два вида полюсов – южный и северный. |
Одноименные заряды отталкиваются, разноименные притягиваются. | Одноименные полюса отталкиваются, разноименные притягиваются |
Проявляется по действию на заряженные тела или заряды. | Проявляется по действию на магнитную стрелку или проводник с током. |
Диполь. | Диполь. |
Стадия осмысления: (работа в группах постоянного состава). (5)
Цель: Самостоятельно выполнить задание, требующее знаний в измененной ситуации. (Физика в художественной литературе).
Чувство прекрасного содействует решению познавательных и технических вопросов, развивает эстетически.
Гуманитаризация точных наук математизация
гуманитарных знаний – веление сегодняшнего дня.
Сбываются слова Г. Флобера: «Чем дальше, тем
искусство становится более научным, а наука
более художественной, расставшись у основания,
они встретятся когда-нибудь на вершине».
Ситуация нестандартная, попробуйте применить
полученные знания для решения творческих задач. (Приложение 5).
Вывод: Творческие задачи помогают пробудить у учащихся интерес к предмету, расширить их знания и культурный кругозор.
Этап обобщения и систематизации знаний: (2)
Цель: Интеграция полученных знаний.
Вывод: Сформировать целостную систему ведущих знаний обучающихся по теме урока.
Этап контроля. (Приложение 6). (4)
Цель: Выявить качество и уровень овладения знаниями. Получить достоверную информацию о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Рефлексия. (3)
Цель: Осмысление своих действий и их самооценка, поиск и устранение причин, возникших трудностей. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества, а так же физического и эмоционального состояния.
Домашнее задание: (2)
Выводы урока: Сегодня на уроке мы вместе успешно решили проблему существования связи между электрическим током и магнитным полем. Вследствие экспериментов обнаружили магнитные поля магнитов и их свойства, графическое изображение магнитных полей. Основываясь на научную информацию и на экспериментальные данные, сделали вывод о существовании вокруг магнитов магнитного поля. А так же о существовании магнитного поля вокруг проводника с электрическим током.
Литература:
- Физика 9. С.В. Громов. Н. А. Родина. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
- Физика 8 А.В. Перышкин, Н. А. Родина. 14-е изд. – М, : Просвещение, 2006.
- Е. Н. Кривопалова Тесты физика 8-9 классы. Учебно-методическое пособие.
- Школьный зачет. М., : ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2002.
- С.А. Тихомирова Дидактический материал по физике: 7 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2005.
- В.И. Лукашик. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – 14-е изд. – М.,: Просвещение.