Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов.
Современные дети живут в эпоху информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир, но компьютер не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников.
В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.
Наш детский сад участвует в апробации музейно-педагогической программы "Здравствуй, музей!". Чтобы выяснить, нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно - речевое развитие, мы провели диагностическое обследование старших дошкольников и получили следующие данные:
На начало учебного года уровень речевого развития дошкольников составил: высокий уровень - 42,6% , средний - 33%, низкий - 24,4%.
Анализ полученных результатов на констатирующем этапе нашего исследования показал необходимость проведения серьёзной работы, направленной на совершенствование речевого развития старших дошкольников. В качестве основного средства развития познавательной сферы воспитанников мы выбрали музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики.
Музей, по словарю С.И.Ожегова, - это "учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью" [1].
Музей в детском саду, с точки зрения исследований Н. А. Рыжовой, - "интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей", по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного [2]. Следовательно, музей в ДОУ можно использовать в целях реализации задач по познавательно- речевому развитию старших дошкольников.
Использование музеев в работе с детьми ведётся по двум основным направлениям, которые формируют систему ценностей ребёнка, способствуют воспитанию толерантности, познавательно - речевому, творческому и эмоциональному развитию.
1 направление - сотрудничество детского сада с музеями города.
Взаимодействие с музеями способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности. Областной Краеведческий музей обогащает детей знаниями о жизни коренного населения Севера, об истории и культуре нашего края, его настоящем и историческом прошлом. Музей Города и Флота в Североморске расширяет представления о культурных традициях города, профессиях горожан, событиях Великой Отечественной войны и героях-североморцах, защитниках города. Экскурсии в Дом Творчества и народных ремёсел знакомят с многообразием народных промыслов, декоративно-прикладным творчеством; посещение различных по тематике выставок формирует основы художественной и визуальной культуры дошкольников. Полученные представления об увиденном дети переносят в разнообразную деятельность (продуктивную, познавательную, речевую, художественно - творческую).
2 направление - создание и использование музеев и мини - музеев в дошкольном учреждении с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников.
Несмотря на огромную познавательную направленность городских музеев в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают доступны детскому восприятию и пониманию.
В дошкольном учреждении музеи и мини-музеи организуются с учётом возрастных особенностей дошкольников и ориентированы на уровень сформированности их познавательных процессов, поэтому главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития.
В музее проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты, связанные с обрядами и традициями русского народа, экологические праздники.
Интерьер музея постоянен, обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда вызывают живой интерес у детей. Тематика выставок разнообразна и ориентирована на детей разного возраста: "Музей Природы", "Музей народного творчества", "Музей животных", "Музей игрушки", "Музей музыкальных инструментов", "Музей Космоса" и т.д.
Независимо от тематики музея и представленных экспонатов задачи познавательно - речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований программы.
Выставки и коллекции, представленные в музее, способствуют обогащению и активизации словаря дошкольников. Дети описывают предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом.
Разнообразные экспонаты музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок; разработанные схемы (памятки) описания музейных экспонатов помогаю последовательно передавать внешние свойства и качества предметов.
В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
В музее организуются выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества и повествуют о них. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях, учатся правильно строить сложноподчинённые предложения и использовать языковые средства для соединения их частей, образуют новые слова с помощью приставок, суффиксов, подбирают прилагательные в сравнительной и превосходной степени, т.е. вырабатывается грамматически правильная речь и языковое чутьё.
Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи.
В результате целенаправленной, систематичной работы на конец учебного года была проведена повторная диагностика познавательно-речевого развития детей, в ходе которой мы получили следующие показатели: высокий уровень - 71%, средний - 22%, низкий - 7% . Анализ полученных данных показал положительную динамику в познавательно-речевом развития старших дошкольников.
Организованные коллективом ДОУ музей и мини-музеи становятся предметом гордости учреждения и приносят ощутимые результаты в области развития, воспитания и образования детей. Об этом свидетельствуют отзывы родителей, которые заметили, насколько богаче и эмоциональнее стала речь, значительно расширился кругозор и пополнился словарный запас дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития. Несмотря на то, что дети с удовольствием используют в играх современные технические средства, однако нельзя подменять живое общение виртуальным, так как только на чувственной основе при активном взаимодействии с его объектами, можно познавать окружающий мир.
Литература:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: М.: ООО "ИТИ Технологии", 2003.
- Рыжова Н.А. Наш дом - Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2004.