Создание творческой среды как условие эффективного развития и саморазвития учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (318 кБ)


Одна из задач современной школы - формирование способностей ребенка. Далеко не каждый человек умеет целенаправленно реализовать свои способности. Ещё В.А.Сухомлинский считал, что "основой основ воспитания является стремление и умение педагога "подметить в каждом ребёнке его наиболее сильную сторону, найти в нём ту "золотую жилку", от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребёнок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки".

Поэтому наша задача - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы в дальнейшем.

Успешно реализовывать себя в условиях современного общества способен человек действующий, творческий. Поэтому одним из приоритетных направлений моей деятельности как учителя является развитие творческих способностей учащихся. Развитие творческих способностей требует специально организованного процесса, механизма его реализации, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

В организации современного процесса обучения учащихся в общеобразовательных средних школах развитию творческого потенциала уделяется недостаточное количество времени. Предлагаю вашему вниманию опыт по созданию условий для сознательного участия в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, открытия, достижения поставленной цели во внеурочное время. Эта работа не прерывается в течение семи лет (с 5 по 11 классы). Я делю её на четыре этапа:

  1. Занятия в кружке "Лингвистический" (5-6 классы).
  2. Занятия по программе элективного курса "Речевой этикет" (7-8 классы).
  3. Занятия по программе элективного курса литературного краеведения "Отсюда шло мое начало" (9 класс).
  4. Занятия по программе элективного курса литературного краеведения "Оставляю свой след" (10-11 классы).

Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Поэтому для учащихся 5-6 классов я предлагаю Программу, адаптированную для применения в условиях нашей школы, которая рассчитана на 2 года обучения.

Так как развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций, то в процессе обучения мною используется исследовательская технология.

Обращение к исследовательской технологии обучения позволяет повысить уровень творческой активности учащихся, приобрести новые знания.

Эффективность знакомства с исследовательской деятельностью в среднем звене выражается не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.

Цель исследовательской деятельности - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Свою деятельность начинаю с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью, всестороннего изучения возможностей и стремлений воспитанников.

Использую при этом следующие методы: наблюдение, анкетирование, собеседование. Лишь после этого обучаю школьников специальным знаниям, а также развиваю у них исследовательские умения:

задавать вопросы; умение наблюдать, делать выводы, структурировать материал, работать с текстом; умение доказывать и защищать свои идеи.

Приступая к организации исследовательской работы школьников, мы формулируем этапы работы, цели и задачи, содержание занятий.

На предварительном этапе ориентируемся в сфере личных интересов учащегося. Для этого используются устные и письменные задания. Затем формируем общие представления об исследовательской работе. Учащимися выполняются упражнения, моделирующие исследование. Так как детям в дальнейшем предстоит выполнить самостоятельное исследование, то учитель знакомит их с основными требованиями к нему.

Чтобы заинтересовать ребят, стараюсь привлечь яркий, необычный дидактический материал, нестандартные задания, так как их отличительный признак - связь с творческой деятельностью.

Задания могут быть представлены в виде проблемных ситуаций, ролевых и деловых игр, конкурсов и соревнований (по принципу "кто быстрее? больше? лучше?") и других заданий с элементами занимательности (житейские и фантастические ситуации, инсценировки, лингвистические сказки, загадки, "расследования").

Например, применяю такой вид заданий, как "Перевод с русского на русский". Он предполагает работу по опознанию и объяснению языковых явлений, предъявляемых нетрадиционными способами (часто с использованием элементов занимательности). Выполняя эти задания, школьники должны заменить указанные учителем языковые единицы (слова, словосочетания, предложения) синонимичными. Например, "переводим" отрывок из текста Л.Петрушевской "Пуськи бятые", написанный на несуществующем языке Синонимическая же замена ("перевод") делает высказывание точным, понятным, правильным.

"Лингвистические угадайки" обогащают словарный запас учащихся, развивают и совершенствуют чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки, кроссворды).

К заданиям группы "Лингвистические почемучки" относятся вопросы проблемного характера. Отвечая на них, делая своеобразные маленькие "открытия" в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому.

Микроисследования предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада).

Нестандартный подход к Заданиям "на засыпку" касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц.

Уже здесь, в среднем звене, рождается жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия. Удовлетворяя интерес, ребята работают со словарями, со специальной литературой, создают собственные творения.

На протяжении всех занятий идёт отслеживание продвижения в развитии индивидуальных качеств ребёнка. Работа ведётся в тесном сотрудничестве с психологом. Ребята, почувствовав вкус к интеллектуальному труду, имеют и в дальнейшем необходимость в исследовательской деятельности.

Продолжаем создавать творческую среду, работая по программе элективного курса "Речевой этикет" в 7-8 классах. Этот курс направлен не только на формирование востребованных в речевой практике коммуникативных умений, но и на воспитание у учащихся таких качеств личности, которые характеризуют культурного и воспитанного человека.

Формы организации работы носят преимущественно деятельный характер. Здесь можно не опасаться перенапряжения и переутомления, если соблюдать одно из условий успешного развития творческих способностей: ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов работы и пр. Такими формами являются смоделированные речевые ситуации, конференции, практикумы, проектная деятельность. Также на занятиях я использую задания, основывающиеся на воображении учеников. Например, ученикам необходимо представить себя в различных речевых ситуациях и в зависимости от этого правильно употребить устойчивые формулы речевого этикета. Или ребятам даётся задание сочинить сказку с грамматическим заданием. Или прошу попытаться создать образ того, что лежит в основе идеи произведения (отрывка), который мы анализируем.

Для 9 класса мною разработана программа элективного курса литературного краеведения "Отсюда шло мое начало", в которой учитываются индивидуальные запросы и интересы детей. Учащиеся пытаются реализовать свои творческие способности на занятиях этого курса.

На старшей ступени наиболее способные учащиеся, которым свойственно стремление к познанию, исследованию, готовы к занятиям по программе элективного курса для 10-11 класса "Оставляю свой след" (Формирование духовно-нравственных начал личности в курсе литературного краеведения), в которой учебная деятельность детей организована также на основе исследовательского подхода.

Программа рекомендована Министерством образования и науки Самарской области к использованию в образовательных учреждениях области.

Она используется в школе в качестве элективного курса, который способствует формированию духовно-нравственных ценностей учащихся и предполагает развитие в детях творческих способностей.

Чтобы сегодня ученики почувствовали связь со своими "корнями", мы обращаемся к местному литературному материалу. Он доступнее, ближе, роднее.

Программа предоставляет ребенку условия и среду активного усвоения действительности, пробы себя и своих сил.

Практически на каждом занятии, где ребят учу ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты, развиваются творческие способности учащихся.

Каждый ребёнок пытается создать собственное творение. Здесь идёт ориентация на интеллектуальную инициативу, когда ребёнок проявляет самостоятельность, стремится найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней.

Индивидуальные формы творческой деятельности сочетаю с коллективными. На аналитическом этапе ребята чаще всего работают в группах. Они распределяют работу внутри групп, выбирают организаторов.

Одним из важных условий развития творческих способностей учащихся является самостоятельная работа. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке дети должны трудиться по возможности самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом. Наши ученики слишком много времени на уроках находятся в позиции слушающих. Надо ставить их в позиции говорящих, делающих.

Так как навык самостоятельной работы в группе у детей уже сформирован, то работа в группах для учеников трудностей не вызывает и не требует каких-либо разъяснений.

Итак, учащиеся создали текст, теперь его необходимо представить. Совместная работа учащихся и преподавателей по созданию презентаций также позволяет развить творческие способности.

Результатом кропотливой многолетней работы стало участие детей в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах творческих и исследовательских работ.

Количество призеров научно-практических конференций школьников, конкурсов творческих работ учащихся
уровень 2006-2007 уч. год 2007-2008 уч. год 2008-2009 уч. год 2009-2010 уч.год
муниципальный 2 2 1 2
окружной 1 1 1 1
региональный 1 2 1 1
всероссийский 2 1 1 2

Полученные знания, умения, навыки наши учащиеся успешно применяют в студенческой жизни. Им не составляет большого труда выполнить курсовые работы. А практика выступления на конференциях позволяет достойно защитить своё творение.

Таким образом, создавая творческую среду для развития учащихся, формируя устойчивую потребность к научной и исследовательской деятельности, развивая детскую самостоятельность, мы обеспечиваем их более эффективное развитие и саморазвитие.

Литература.

  1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. - С.53-56.
  2. Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся. // Русский язык в школе. - 2001. - № 6. - С. 21-25.
  3. Винокурова Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников. // Завуч. - 1998. - № 4. - С. 18-37.
  4. Имаметдинова Р.Я. Креативные способности детей и влияние творческих занятий на их развитие. // Одаренный ребенок.- 2006.- № 6. - С. 99-101.
  5. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.,1974. - С. 12-16.
  6. Новлянская З. О способностях к литературному творчеству: критерии, истоки, принципы развития. // Искусство в школе. - 1996. - № 4. - С. 35-40.
  7. Пушкин В.Н. Эвристика - наука о творческом мышлении. - М., 1967, - 264 с.
  8. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. - М.: Наука, 1991. - 181 с.
  9. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 232 с.
  10. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. - М., Просвещение, 1980.

Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. науч. Тр. / Свердл. инж. - пед. ин - т. - Свердловск, 1990. - 160 с.