С 2007 года наше дошкольное учреждение является городской экспериментальной площадкой по теме "Индивидуальное сопровождение детей группы "риска" в образовательном пространстве ДОУ". Данная проблема, по нашему мнению, является актуальной для любого дошкольного учреждения, тем более что эта ситуация усугубляется биологическими и социальными факторами.
Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны педагогов и психологов и создании особой системы индивидуального сопровождения в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
Существующие концепции сопровождения детей с проблемами в развитии более всего ориентированы на детей школьного возраста и требуют дополнительной разработки с учетом специфики дошкольников.
Объектом нашего исследования стали эмоционально-личностные проблемы детей дошкольного возраста, проявляющиеся в социальной дезадаптации во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, а предметом- система индивидуального сопровождения детей группы "риска" в дошкольном учреждении.
Мы предположили, что вывод детей из группы "риска" станет возможным, если создать систему их индивидуального сопровождения в образовательном пространстве ДОУ. Эта гипотеза легла в основу экспериментально - исследовательской деятельности нашего педагогического коллектива и определила цель и задачи исследования.
Новизна предлагаемых нами идей заключается в мультидисциплинарности, т. е. комплексности сопровождения ребенка с участием разных специалистов, в котором полноправными участниками являются родители.
Участники эксперимента - дети группы "риска" 5-7 лет. Наличие контрольной группы в нашем эксперименте не предусмотрено, поскольку мы не можем обеспечить одинаковую выборку детей на начало эксперимента, так как, во-первых - это дети с нарушениями, причем разными, одинаковых проблем нет, а при выделении экспериментальной и контрольной группы выборка должна быть одинаковая по требованиям. Во-вторых, - сама сущность индивидуального сопровождения не предусматривает сравнения детей друг с другом, а требует сравнения ребенка с самим собой.
Задачи эксперимента реализовывались в течение 4 этапов: аналитико - прогностического, организационно - проектировочного, практического, обобщающе-внедренческого.
Созданная нами система характеризуется поэтапной стратегией сопровождения ребенка группы "риска" в образовательном пространстве ДОУ.
Первый этап - сбор информации о ребенке. Для этого нами создан банк диагностических методик, включающий в себя следующие блоки:
Первичная диагностика, позволяющая выявить наличие и характер имеющихся у ребенка проблем.
Углубленная диагностика, направленная на выявление причин, вызвавших проблему.
Блок "Семья и дети", позволяющий выявить характера детско - родительских отношений и их влияние на особенности развития ребенка.
Согласно данным диагностического обследования в группу риска в 2007 году вошло - 25, 2008 - 29, в 2009 - 27 детей старшего дошкольного возраста. Многие из них характеризуются комплексом проблем, требующим коррекционно - развивающей помощи.
Важным аспектом в созданной нами системе является медицинское сопровождение. Начиная с 2008 г. по договору с детской поликлиникой на базе ДОУ два раза в год ведет прием детский невролог. Это является особенно актуальным в отношении детей, имеющих проблемы, причина которых кроется в биологическом анамнезе и решить которые без помощи медикаментозного лечения невозможно. За три года медикаментозное лечение было назначено 62 детям из числа группы "риска".
Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендаций для педагогов и родителей. На заседании психолого - медико педагогического консилиума ДОУ, согласно данным, собранным в результате диагностики заполняется Индивидуальный паспорт ребенка, включающий в себя 6 разделов, на основании которых разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения ребенка, заполняются маршрутные карты для возрастной группы, которую посещают дети группы "риска" определяются направления коррекционно - развивающей работы.
Третий этап: деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Ключевой фигурой сопровождения является педагог - психолог, который проводит индивидуальные или групповые психокоррекционные тренинги по всем проблемам, используя для этого авторским программы.
Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при комплексном воздействии на тело и психику, так как любая проблема в эмоционально - личностной сфере имеет выход на тело в виде мышечных блоков, зажимов, двигательной расторможенности. Для этого инструктор по физической культуре использует авторскую технологию "Здоровячек", построенную на сочетании различных телесно - ориентированные техник.
Руководитель изобразительной деятельности разработала систему методических материалов под общим названием "Радуга красок", в основе которых лежит изотерапия являющаяся уникальным методом, дающим возможность снятия у детей эмоциональной напряженности.
Музыкальный руководитель разработала систему занятий "Веселый хоровод", построенную на музыкально - двигательном фольклоре, оказывающем комплексное воздействие на психоэмоциональное и психофизическое состояние ребенка.
Воспитатель - эколог создала курс коррекционно - развивающих занятий, основанных на методе образной анималотерапии, дополненной телесно - ориентированными техниками и изотерапией.
Каждый специалист в течение года проводит 2 цикла занятий, в ходе которых заполняет карту динамических наблюдений за изменением психоэмоционального состояния ребенка. На её основании на промежуточном заседании ПМПк в январе вносятся изменения в дальнейший маршруте ребенка. При необходимости ребенок включается в систему кружков и студий развивающей направленности, где происходит закрепление новообразований, возникших в результате коррекционно - развивающей работы
Важным звеном в системе сопровождения являются воспитатели. Участниками эксперимента разработаны "портреты" и рекомендации по сопровождению той или иной категории детей группы "риска, циклограмма планирования коррекционно - развивающей работы с ребенком в течение недели. Психогигиенический режим дня, традиционные "круги" общения по пятницам, а также поддерживающая развивающая среда оказывают не только коррекционное воздействие на детей группы "риска", но и профилактическое влияние на всех воспитанников ДОУ.
Раскрывая стратегию экспериментально - исследовательской деятельности, нельзя забывать о родителях, т.к. они являются не только субъектами, но и объектами сопровождения.
Сбор полной информации о социально-экономической и психолого-педагогической ситуации жизни ребенка позволил нам сделать вывод: далеко не все дети группы "Риска" воспитываются в неблагополучных семьях. Основная причина проблем ребенка - низкий уровень психолого - педагогической культуры родителей и неправильно выбранный стиль детско - родительских отношений.
Творческой группой педагогов разработан проект "Я с семьей, она со мной", направленный на вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ. Коррекция внутрисемейных отношений и повышение психолого - педагогической культуры родителей осуществляется через индивидуальное консультирование, психологические тренинги "Школа счастливых родителей", а также групповое консультирование тренингового характера "Родительские встречи" которые заменили собой традиционные родительские собрания.
В результате стал выше процент посещаемости родительских собраний и индивидуальных консультаций психолога, выросло осознание значимости и степень удовлетворенности родителей предлагаемыми им услугами.
Увеличилось число семей с гармоничным сочетаним стилей воспитания, количество "Социально желательных" и "принятых" детей,, что в конечном итоге обуславливает эмоциональное благополучие каждого ребенка
Четвертый этап - рефлексивный. Он позволяет сделать выводы об эффективности созданной нами системы и тем самым подтвердить гипотезу нашего исследования. Об этом можно судить по следующим показателям:
Наблюдается положительная динамика в эмоционально - личностном развитии ребенка. В результате в 2008 году из группы риска выведен 21 ребенок из 27, что составило 78 %. В 2009 году - 23 ребенка из 29 - 79 %, в 2010 г. -25 детей из 27 - 93%. Социометрические исследования показывают рост числа "лидеров" и "предпочитаемых", характеризующихся благоприятным социальным статусом в коллективе сверстников. 2008 г они составили 70 %, в 2009 -72%, 2010 г.- 82%. При этом уменьшается число изолированных детей: 2008- 2 ребенка, 2009 - 1, в 2010 г ни одного изолированного ребенка.
Анализ психологической готовности детей к школьному обучению показывает, что среди выпускников ДОУ нет детей с низким уровнем психического развития. Высокий уровень готовности среди детей группы "риска" составил в 2008- 43%, 2009 - 47%, 2010 - 51%. Информация о детях, у которых проблемы не были решены в полном объеме, передается психологической службе школы, которая берет их под свое наблюдение.
Эффективность созданной нами системы подтверждается результатами анализа адаптации детей к ситуации школьного обучения. Среди выпускников группы "риска" нет ни одного изолированного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Легкая степень адаптации составила 2008- 56%, 2009 - 62%., 2010 - 67%. По отзывам учителей начальной школы наши выпускники отличаются высоким уровнем эмлционального благополучия, коммуникабельностью и мотивированностью на учение.
Таким образом, полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу: создание эффективной системы сопровождения ребенка с проблемами в эмоционально - личностной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения позволяет вывести его из группы "риска" и обеспечить ему успешную социально - психологическую адаптацию к изменяющимся социальным условиям.
Целевые программы сопровождения детей группы "риска" в условиях ДОУ
№ п/п | Название программы. Субъекты сопровождения. |
Решаемые задачи. | Основные методы коррекции. |
Психокоррекционный программно - методический комплекс. | |||
Программа индивидуальных
коррекционных занятий "Игралочка". Цель: программы: тренировка психических процессов в игровой форме Ребенок 5-7 лет, характеризующийся низкой зрелостью произвольности психических познавательных процессов |
1. Развитие компонентов произвольного
внимания: сосредоточенность, переключаемость
объем, устойчивость. 2. Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти 3. Развитие компонентов логического мышления, умения анализировать, делать выводы и т. п |
1. Игры с правилами: - Подвижные; - Дидактические; - Настольные; 2. Пальчиковый игротренинг 3. Сенсорные игры - 4. Графические игры; 3. Упражнения на нейтрализацию эмоциональной тревожности, |
|
Программа индивидуального
психокоррекционного тренинга "Смешные страхи" Цель: коррекция невротических страхов у детей старшего дошкольного возраста. Дети с превышением возрастной нормы страхов 5-7 лет |
1) снижение количества страхов до
возрастной нормы 2) помощь ребенку в нахождении способа борьбы со страхами 3) укрепление психологического здоровья ребенка. |
1) Изотерапия (рисование страхов) 2) Сказкотерапия - Сочинение историй, сказок по рисунку; игровая драматизация страхов; 3) Ролевые игры 4) Игры - стимуляции -разрешение проявления агрессии 5) Игры сенсорного характера; 6) Формулы - самовнушения; 7) Методы манипулирования предметом страхов; |
|
Программа индивидуального
психокоррекционного тренинга "Лесенка успеха". Цель: формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок с низкой самооценкой 5-7 лет |
1. Формирование положительного
отношения к самому себе: чувства состоятельности
и уверенности в своих силах и возможностях. 2. Развитие способности адекватно оценивать себя, свои действия и поступки. 3. Развитие эмоциональной сферы ребенка: изменение внутреннего мира ребенка. 4. Формирование навыков сотрудничества: умение подстраиваться под партнера. 5. Формирование механизма самопомощи: развитие внутренней саморегуляции. |
1) Арттерапия - Направленное рисования, Танец - импровизация 2) Ролевая гимнастика 3) Решение проблемных ситуаций; 4) Работа с зеркалом; 5) Сказкотерапия 6) Техники саморегуляции 7) Телесно ориентированные игры |
|
Программа группового тренинга
произвольности "Егоза". Цель: развитие комплекса произвольности (формирование способности произвольной саморегуляции). Дети с низким уровнем произвольности и самоконтроля 6-7 лет |
1. Совершенствование свойств внимания,
устойчивости, концентрации, распределения,
переключаемости. 2. Совершенствование моторного контроля и произвольности движений (умение следовать правилам). 3. Тренировка осознанной саморегуляции. 4. Повышение адаптивной приспособляемости организма ребенка (сохранение его психического и психологического здоровья) |
1. Сенсорно - моторная тренировка. 2. Графические диктанты 3. Игры- упражнение на развитие внимания (зрительные слухо-мышечные словесные сигналы); 4. Игры- упражнение на развитие произвольности движений и мотороного контроля за телом; 5. Игры - упражнение на командную согласованность и преодоление импульсивности; |
|
Программа групповых коррекционных
занятий "Развитие личности". Цель: формирование социально - мобильной, гармонично развитой личности, способной к дальнейшему самоопределению и саморазвитию. Дети с комплексом эмоционально - личностных проблем, низким социальным статусом в группе сверстников |
1. Формирование компетентности в
общении, а именно: адекватных форм поведения и
самоконтроля. 2. Обогащение и расширение поведенческого репертуара детей; 3. Формирование уверенности в себе и своих силах, укрепление самооценки. 4. Коррекция поведения и нежелательных черт характера ("тревожность", "агрессивность", "замкнутость", "застенчивость"). |
1. Упражнения - ссоциации 2. Дискуссии 3.Изотерапия - рисование на заданную тему 4. Игры - моделирования конфликтных ситуаций 5. Сказкотерапия -настольный театр 6. Релаксация, тренинг контроля за телом |
|
Программа групповых игровых
тренингов "Учусь дружить". Цель: снижение уровня эмоциональной и межличностной тревожности. Дети 5-6 лет с высоким уровнем тревожности |
1. Совершенствование навыков контроля
за эмоциональным состоянием. 2. Совершенствование навыков контроля за телом. 3. Совершенствование навыкав сотрудничества со сверстниками. 4. Повышение самооценки. |
а) мимическая тренировка б) мышечная тренировка в) минутка шалости г) игры-релаксации д) игры-коммуникации е) изотерапия |
|
Инструктор по физической культуре Программа "Здоровячек" Цель: коррекция психофизических проблем старших дошкольников средствами телесно - ориентированной терапии Дети 5-7 лет с высоким уровнем тревожности, низким уровнем произвольности |
- Успокоение ЦНС; снятие контроля с
сознания - Коррекция двигательных нарушений, снятие двигательной расторможенности - Развитие эмоционально-волевого проявления - Размягчение мышечных зажимов, открытие каналов выхода отрицательной энергии - Приобретение положительного опыта общения и поведения |
1. Образная ритмика с музыкальным
сопровождением; 2. Психогимнастика (вхождение в образ, двигательные тренинги поведения и общения; 3. Самомассажи: - индивидуальные; - парные -Образовательная кинезиотерапия |
|
Музыкальный руководитель Программа курса коррекционно - развивающих занятий "Веселый хоровод" Цель: Формирование эмоцио благополучной и психологически здорового ребенка средствами фольклорной арт - терапии Дети 5-7 лет с низким уровнем произвольности,, проблемами в коммуникативной сфере |
1. Снижение психофизического напряжения 2. Снятие психоэмоционального дискомфорта 3. Создание настроя на позитивное взаимодействие со сверстниками 4. Формирование адекватной самооценки |
1. Народные подвижные игры; 2. Хороводные игры с пением и без него. 3. Фольклорное словотворчество: дразнилки, шумелки, заклички, попевки с именами 4. Телесно - ориентированные, контактные игры |
|
Руководитель по изобразительной
деятельности Программа курса коррекционно - развивающих занятий "Радуга красок" Цель: Развитие социально и эмоционально успешной личности средствами изотерапии. Дети 5-7 лет с высоким уровнем страхов, тревожности, агрессивности, низкой самооценкой |
1. Снятие у детей эмоциональной
напряженности, зажимов, тревожности; 2. Выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя; 3. Активный поиск новых форм взаимодействия с миром; 4. Подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости; |
1. Техники изотерапии: - Изотворчество; - Коммкникативное рисование; - Коллективное рисование; 2. Нетрадиционные изобразительные техники (монотипия, кляксография и т.п.) 4. Работа с неструктурированных материалов (сыпучие материалы, пластические материалы, рваная мятая бумага и т. п.п) |
|
Воспитатель - эколог Программа курса коррекционно - развивающих занятий "Ребята и зверята" Цель: Решение проблем в эмоционально - личностной сфере детей через использование возможностей образной анималотерапии Дети 5-7 лет с высоким уровнем страхов, тревожности, агрессивности |
1. Снятие у детей эмоциональной
напряженности, зажимов, тревожности; 2. Развитие коммуникативных способностей, улучшение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми; 3. Воспитанию добрых чувств: эмпатии, сострадания, сопереживания, сочувствия; |
1. Тактильный, либо аудио визуальный
контакт с животным: реальное общение с животным,
либо просмотр видеофильма; 2. Подвижные, музыкальные, хороводные игры 3. Психогимнастика и психоэтюды с образами животных; 4. Изотерапия - создание образа животного при помощи художественного творчества |