Экспериментально–исследовательская деятельность ДОУ "Индивидуальное сопровождение детей "группы риска" в образовательном пространстве ДОУ"

Разделы: Работа с дошкольниками


С 2007 года наше дошкольное учреждение является городской экспериментальной площадкой по теме "Индивидуальное сопровождение детей группы "риска" в образовательном пространстве ДОУ". Данная проблема, по нашему мнению, является актуальной для любого дошкольного учреждения, тем более что эта ситуация усугубляется биологическими и социальными факторами.

Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны педагогов и психологов и создании особой системы индивидуального сопровождения в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Существующие концепции сопровождения детей с проблемами в развитии более всего ориентированы на детей школьного возраста и требуют дополнительной разработки с учетом специфики дошкольников.

Объектом нашего исследования стали эмоционально-личностные проблемы детей дошкольного возраста, проявляющиеся в социальной дезадаптации во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, а предметом- система индивидуального сопровождения детей группы "риска" в дошкольном учреждении.

Мы предположили, что вывод детей из группы "риска" станет возможным, если создать систему их индивидуального сопровождения в образовательном пространстве ДОУ. Эта гипотеза легла в основу экспериментально - исследовательской деятельности нашего педагогического коллектива и определила цель и задачи исследования.

Новизна предлагаемых нами идей заключается в мультидисциплинарности, т. е. комплексности сопровождения ребенка с участием разных специалистов, в котором полноправными участниками являются родители.

Участники эксперимента - дети группы "риска" 5-7 лет. Наличие контрольной группы в нашем эксперименте не предусмотрено, поскольку мы не можем обеспечить одинаковую выборку детей на начало эксперимента, так как, во-первых - это дети с нарушениями, причем разными, одинаковых проблем нет, а при выделении экспериментальной и контрольной группы выборка должна быть одинаковая по требованиям. Во-вторых, - сама сущность индивидуального сопровождения не предусматривает сравнения детей друг с другом, а требует сравнения ребенка с самим собой.

Задачи эксперимента реализовывались в течение 4 этапов: аналитико - прогностического, организационно - проектировочного, практического, обобщающе-внедренческого.

Созданная нами система характеризуется поэтапной стратегией сопровождения ребенка группы "риска" в образовательном пространстве ДОУ.

Первый этап - сбор информации о ребенке. Для этого нами создан банк диагностических методик, включающий в себя следующие блоки:

Первичная диагностика, позволяющая выявить наличие и характер имеющихся у ребенка проблем.

Углубленная диагностика, направленная на выявление причин, вызвавших проблему.

Блок "Семья и дети", позволяющий выявить характера детско - родительских отношений и их влияние на особенности развития ребенка.

Согласно данным диагностического обследования в группу риска в 2007 году вошло - 25, 2008 - 29, в 2009 - 27 детей старшего дошкольного возраста. Многие из них характеризуются комплексом проблем, требующим коррекционно - развивающей помощи.

Важным аспектом в созданной нами системе является медицинское сопровождение. Начиная с 2008 г. по договору с детской поликлиникой на базе ДОУ два раза в год ведет прием детский невролог. Это является особенно актуальным в отношении детей, имеющих проблемы, причина которых кроется в биологическом анамнезе и решить которые без помощи медикаментозного лечения невозможно. За три года медикаментозное лечение было назначено 62 детям из числа группы "риска".

Второй этап системы сопровождения - поисковый - выработка рекомендаций для педагогов и родителей. На заседании психолого - медико педагогического консилиума ДОУ, согласно данным, собранным в результате диагностики заполняется Индивидуальный паспорт ребенка, включающий в себя 6 разделов, на основании которых разрабатывается индивидуальный маршрут сопровождения ребенка, заполняются маршрутные карты для возрастной группы, которую посещают дети группы "риска" определяются направления коррекционно - развивающей работы.

Третий этап: деятельностный, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Ключевой фигурой сопровождения является педагог - психолог, который проводит индивидуальные или групповые психокоррекционные тренинги по всем проблемам, используя для этого авторским программы.

Успех коррекционной работы с ребенком возможен только при комплексном воздействии на тело и психику, так как любая проблема в эмоционально - личностной сфере имеет выход на тело в виде мышечных блоков, зажимов, двигательной расторможенности. Для этого инструктор по физической культуре использует авторскую технологию "Здоровячек", построенную на сочетании различных телесно - ориентированные техник.

Руководитель изобразительной деятельности разработала систему методических материалов под общим названием "Радуга красок", в основе которых лежит изотерапия являющаяся уникальным методом, дающим возможность снятия у детей эмоциональной напряженности.

Музыкальный руководитель разработала систему занятий "Веселый хоровод", построенную на музыкально - двигательном фольклоре, оказывающем комплексное воздействие на психоэмоциональное и психофизическое состояние ребенка.

Воспитатель - эколог создала курс коррекционно - развивающих занятий, основанных на методе образной анималотерапии, дополненной телесно - ориентированными техниками и изотерапией.

Каждый специалист в течение года проводит 2 цикла занятий, в ходе которых заполняет карту динамических наблюдений за изменением психоэмоционального состояния ребенка. На её основании на промежуточном заседании ПМПк в январе вносятся изменения в дальнейший маршруте ребенка. При необходимости ребенок включается в систему кружков и студий развивающей направленности, где происходит закрепление новообразований, возникших в результате коррекционно - развивающей работы

Важным звеном в системе сопровождения являются воспитатели. Участниками эксперимента разработаны "портреты" и рекомендации по сопровождению той или иной категории детей группы "риска, циклограмма планирования коррекционно - развивающей работы с ребенком в течение недели. Психогигиенический режим дня, традиционные "круги" общения по пятницам, а также поддерживающая развивающая среда оказывают не только коррекционное воздействие на детей группы "риска", но и профилактическое влияние на всех воспитанников ДОУ.

Раскрывая стратегию экспериментально - исследовательской деятельности, нельзя забывать о родителях, т.к. они являются не только субъектами, но и объектами сопровождения.

Сбор полной информации о социально-экономической и психолого-педагогической ситуации жизни ребенка позволил нам сделать вывод: далеко не все дети группы "Риска" воспитываются в неблагополучных семьях. Основная причина проблем ребенка - низкий уровень психолого - педагогической культуры родителей и неправильно выбранный стиль детско - родительских отношений.

Творческой группой педагогов разработан проект "Я с семьей, она со мной", направленный на вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ. Коррекция внутрисемейных отношений и повышение психолого - педагогической культуры родителей осуществляется через индивидуальное консультирование, психологические тренинги "Школа счастливых родителей", а также групповое консультирование тренингового характера "Родительские встречи" которые заменили собой традиционные родительские собрания.

В результате стал выше процент посещаемости родительских собраний и индивидуальных консультаций психолога, выросло осознание значимости и степень удовлетворенности родителей предлагаемыми им услугами.

Увеличилось число семей с гармоничным сочетаним стилей воспитания, количество "Социально желательных" и "принятых" детей,, что в конечном итоге обуславливает эмоциональное благополучие каждого ребенка

Четвертый этап - рефлексивный. Он позволяет сделать выводы об эффективности созданной нами системы и тем самым подтвердить гипотезу нашего исследования. Об этом можно судить по следующим показателям:

Наблюдается положительная динамика в эмоционально - личностном развитии ребенка. В результате в 2008 году из группы риска выведен 21 ребенок из 27, что составило 78 %. В 2009 году - 23 ребенка из 29 - 79 %, в 2010 г. -25 детей из 27 - 93%. Социометрические исследования показывают рост числа "лидеров" и "предпочитаемых", характеризующихся благоприятным социальным статусом в коллективе сверстников. 2008 г они составили 70 %, в 2009 -72%, 2010 г.- 82%. При этом уменьшается число изолированных детей: 2008- 2 ребенка, 2009 - 1, в 2010 г ни одного изолированного ребенка.

Анализ психологической готовности детей к школьному обучению показывает, что среди выпускников ДОУ нет детей с низким уровнем психического развития. Высокий уровень готовности среди детей группы "риска" составил в 2008- 43%, 2009 - 47%, 2010 - 51%. Информация о детях, у которых проблемы не были решены в полном объеме, передается психологической службе школы, которая берет их под свое наблюдение.

Эффективность созданной нами системы подтверждается результатами анализа адаптации детей к ситуации школьного обучения. Среди выпускников группы "риска" нет ни одного изолированного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Легкая степень адаптации составила 2008- 56%, 2009 - 62%., 2010 - 67%. По отзывам учителей начальной школы наши выпускники отличаются высоким уровнем эмлционального благополучия, коммуникабельностью и мотивированностью на учение.

Таким образом, полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу: создание эффективной системы сопровождения ребенка с проблемами в эмоционально - личностной сфере в образовательном пространстве дошкольного учреждения позволяет вывести его из группы "риска" и обеспечить ему успешную социально - психологическую адаптацию к изменяющимся социальным условиям.

Целевые программы сопровождения детей группы "риска" в условиях ДОУ

№ п/п Название программы.

Субъекты сопровождения.

Решаемые задачи. Основные методы коррекции.
  Психокоррекционный программно - методический комплекс.
  Программа индивидуальных коррекционных занятий "Игралочка".

Цель: программы: тренировка психических процессов в игровой форме Ребенок 5-7 лет, характеризующийся низкой зрелостью произвольности психических познавательных процессов

1. Развитие компонентов произвольного внимания: сосредоточенность, переключаемость объем, устойчивость.

2. Развитие произвольной зрительной и слуховой памяти

3. Развитие компонентов логического мышления, умения анализировать, делать выводы и т. п

1. Игры с правилами:

- Подвижные;

- Дидактические;

- Настольные;

2. Пальчиковый игротренинг

3. Сенсорные игры -

4. Графические игры;

3. Упражнения на нейтрализацию эмоциональной тревожности,

  Программа индивидуального психокоррекционного тренинга "Смешные страхи"

Цель: коррекция невротических страхов у детей старшего дошкольного возраста.

Дети с превышением возрастной нормы страхов

5-7 лет

1) снижение количества страхов до возрастной нормы

2) помощь ребенку в нахождении способа борьбы со страхами

3) укрепление психологического здоровья ребенка.

1) Изотерапия (рисование страхов)

2) Сказкотерапия - Сочинение историй, сказок по рисунку; игровая драматизация страхов;

3) Ролевые игры

4) Игры - стимуляции -разрешение проявления агрессии

5) Игры сенсорного характера;

6) Формулы - самовнушения;

7) Методы манипулирования предметом страхов;

  Программа индивидуального психокоррекционного тренинга

"Лесенка успеха".

Цель: формирование адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Ребенок с низкой самооценкой

5-7 лет

1. Формирование положительного отношения к самому себе: чувства состоятельности и уверенности в своих силах и возможностях.

2. Развитие способности адекватно оценивать себя, свои действия и поступки.

3. Развитие эмоциональной сферы ребенка: изменение внутреннего мира ребенка.

4. Формирование навыков сотрудничества: умение подстраиваться под партнера.

5. Формирование механизма самопомощи: развитие внутренней саморегуляции.

1) Арттерапия -

Направленное рисования,

Танец - импровизация

2) Ролевая гимнастика

3) Решение проблемных ситуаций;

4) Работа с зеркалом;

5) Сказкотерапия

6) Техники саморегуляции

7) Телесно ориентированные игры

  Программа группового тренинга произвольности "Егоза".

Цель: развитие комплекса произвольности (формирование способности произвольной саморегуляции).

Дети с низким уровнем произвольности и самоконтроля

6-7 лет

1. Совершенствование свойств внимания, устойчивости, концентрации, распределения, переключаемости.

2. Совершенствование моторного контроля и произвольности движений (умение следовать правилам).

3. Тренировка осознанной саморегуляции.

4. Повышение адаптивной приспособляемости организма ребенка (сохранение его психического и психологического здоровья)

1. Сенсорно - моторная тренировка.

2. Графические диктанты

3. Игры- упражнение на развитие внимания (зрительные слухо-мышечные словесные сигналы);

4. Игры- упражнение на развитие произвольности движений и мотороного контроля за телом;

5. Игры - упражнение на командную согласованность и преодоление импульсивности;

  Программа групповых коррекционных занятий "Развитие личности".

Цель: формирование социально - мобильной, гармонично развитой личности, способной к дальнейшему самоопределению и саморазвитию.

Дети с комплексом эмоционально - личностных проблем, низким социальным статусом в группе сверстников

1. Формирование компетентности в общении, а именно: адекватных форм поведения и самоконтроля.

2. Обогащение и расширение поведенческого репертуара детей;

3. Формирование уверенности в себе и своих силах, укрепление самооценки.

4. Коррекция поведения и нежелательных черт характера ("тревожность", "агрессивность", "замкнутость", "застенчивость").

1. Упражнения - ссоциации

2. Дискуссии

3.Изотерапия - рисование на заданную тему

4. Игры - моделирования конфликтных ситуаций

5. Сказкотерапия -настольный театр

6. Релаксация, тренинг контроля за телом

  Программа групповых игровых тренингов "Учусь дружить".

Цель: снижение уровня эмоциональной и межличностной тревожности.

Дети 5-6 лет с высоким уровнем тревожности

1. Совершенствование навыков контроля за эмоциональным состоянием.

2. Совершенствование навыков контроля за телом.

3. Совершенствование навыкав сотрудничества со сверстниками.

4. Повышение самооценки.

а) мимическая тренировка

б) мышечная тренировка

в) минутка шалости

г) игры-релаксации

д) игры-коммуникации

е) изотерапия

  Инструктор по физической культуре

Программа "Здоровячек"

Цель: коррекция психофизических проблем старших дошкольников средствами телесно - ориентированной терапии

Дети 5-7 лет с высоким уровнем тревожности, низким уровнем произвольности

- Успокоение ЦНС; снятие контроля с сознания

- Коррекция двигательных нарушений, снятие двигательной расторможенности

- Развитие эмоционально-волевого проявления

- Размягчение мышечных зажимов, открытие каналов выхода отрицательной энергии

- Приобретение положительного опыта общения и поведения

1. Образная ритмика с музыкальным сопровождением;

2. Психогимнастика (вхождение в образ, двигательные тренинги поведения и общения;

3. Самомассажи:

- индивидуальные;

- парные

-Образовательная кинезиотерапия

  Музыкальный руководитель

Программа курса коррекционно - развивающих занятий "Веселый хоровод"

Цель: Формирование эмоцио благополучной и психологически здорового ребенка средствами фольклорной арт - терапии

Дети 5-7 лет с низким уровнем произвольности,, проблемами в коммуникативной сфере

1. Снижение психофизического напряжения

2. Снятие психоэмоционального дискомфорта

3. Создание настроя на позитивное взаимодействие со сверстниками

4. Формирование адекватной самооценки

1. Народные подвижные игры;

2. Хороводные игры с пением и без него.

3. Фольклорное словотворчество: дразнилки, шумелки, заклички, попевки с именами

4. Телесно - ориентированные, контактные игры

  Руководитель по изобразительной деятельности

Программа курса коррекционно - развивающих занятий

"Радуга красок"

Цель: Развитие социально и эмоционально успешной личности средствами изотерапии.

Дети 5-7 лет с высоким уровнем страхов, тревожности, агрессивности, низкой самооценкой

1. Снятие у детей эмоциональной напряженности, зажимов, тревожности;

2. Выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями своих проблем, самого себя;

3. Активный поиск новых форм взаимодействия с миром;

4. Подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости;

1. Техники изотерапии:

- Изотворчество;

- Коммкникативное рисование;

- Коллективное рисование;

2. Нетрадиционные изобразительные техники (монотипия, кляксография и т.п.)

4. Работа с неструктурированных материалов (сыпучие материалы, пластические материалы, рваная мятая бумага и т. п.п)

  Воспитатель - эколог

Программа курса коррекционно - развивающих занятий "Ребята и зверята"

Цель: Решение проблем в эмоционально - личностной сфере детей через использование возможностей образной анималотерапии

Дети 5-7 лет с высоким уровнем страхов, тревожности, агрессивности

1. Снятие у детей эмоциональной напряженности, зажимов, тревожности;

2. Развитие коммуникативных способностей, улучшение межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми;

3. Воспитанию добрых чувств: эмпатии, сострадания, сопереживания, сочувствия;

1. Тактильный, либо аудио визуальный контакт с животным: реальное общение с животным, либо просмотр видеофильма;

2. Подвижные, музыкальные, хороводные игры

3. Психогимнастика и психоэтюды с образами животных;

4. Изотерапия - создание образа животного при помощи художественного творчества