Игра как средство обучения иностранному языку

Разделы: Общепедагогические технологии


В наш век, когда компьютеризация стала занимать одно из первых мест в обучении, игра не утратила свою важность. В своей статье я хочу рассказать, какие игры использую на своих уроках, и как они помогают в процессе обучения.  Игру начинаю применять на своих уроках с первого года обучения. На начальном этапе широко применяю игрушки как предметное воплощение реального мира. По теме «Животные» я использую мягкие игрушки домашних и диких животных (кот, собака, обезьянка, заяц, лягушка и др.) С игрушками легче производить различные действия, чем с картинками. Естественнее возникает у обучающихся оценочное высказывание. Дети получают огромное удовольствие от того, что они видят игрушку, могут её потрогать, поиграть с ней на перемене. По данной теме я провожу игру, которая называется: «What is missing?» На столе находятся игрушки зверей. Вызываю ученика, предварительно спрятав одну из игрушек. Я спрашиваю: «What is missing? »  Обучающийся должен внимательно посмотреть, определить, какая игрушка отсутствует и ответить: «The fox is missing». Данная игра развивает навыки говорения уже на начальном этапе обучения, внимание, память, воображение, развивается эмоциональная сфера личности обучающихся (радуются сказанному).

На начальном этапе обучения дети очень любят играть в игру « Улов рыбака». Эту игру можно использовать при изучении практически любой темы. На нарисованных рыбках прикрепляются слова, написанные на русском языке. «Поймав» рыбку, нужно назвать данное слово на английском языке. Данной игрой проверяются знания лексики. Дети младших классов с удовольствием играют в эту игру, демонстрируя не только знание лексики, но и произносительные навыки.

Языковые игры я использую при работе над любой темой и не только в начальной школе, но и в среднем звене. Обучающиеся встают в круг, я или водящий бросаем мяч стоящим в кругу детям  и называем слово по-русски или по-английски. Играющий, должен поймать мяч, произнести английский или русский эквивалент данного слова и возвращает мяч водящему. Данная игра используется ещё и как физкультминутка.

При изучении времени обучающиеся испытывают некоторые трудности. Я  использую макет часов, а учащиеся используют сделанные своими руками часы из картона.  Я называю время на английском языке, а учащиеся должны показать стрелками на своих часах. Затем «сверяем» время по моим часам. Данная игра развивает навыки самоконтроля, аудитивную память, внимание. Играя, дети запоминают механически, как правильно сказать «15 минут», «половина», «5,10,20 минут» или « без 5, 10 минут».

При изучении чисел использую следующую игру. В игре участвуют две команды. На столе разложены два комплекта карточек с числами. Я называю числа, а члены каждой команды по очереди подбегают к столу и забирают нужную карточку. Задача играющих – быстрее соперника взять карточку. Учитель контролирует процесс. Если участник взял не ту карточку, то забирает её. Тем самым, член команды «потерял» очко для своей команды. Побеждает та команда, которая набрала больше карточек. Обе команды показывают карточки и называют числа на английском языке. Игра развивает быстроту движения, внимание, ловкость, заменяет физкультминутку.

Ещё одна игра на развитие внимания, логического мышления, быстроту реакции. Участвуют две команды, но действия выполняют по очереди на время. Вывешивается плакат с цифрами , расположенными не по порядку. Задача каждой команды – назвать числа по порядку. Та команда, которая затратит меньше времени на выполнение задания и не допустит ни одной ошибки,  выигрывает. За выполнением задания следит консультант-помощник учителя из числа сильных обучающихся. Учитель выполняет двойную контролирующую функцию.                                                                        

Для закрепления алфавита использую следующую игру. На доске записана пословица, но не буквами, а цифрами. Цифра – это номер буквы алфавита. Побеждает тот, кто быстрее составит пословицу, прочитает её и даст русский эквивалент. Данный вид деятельности расширяет кругозор, вырабатывает быстроту реакции, развивает умение сопоставлять.

При изучении одежды использую игру «В магазине». Две куклы и два комплекта одежды. Задача: одеть куклу, назвав предметы одежды. She has a blouse on. She has a skirt on. И так, пока не назовут всё, что надето на кукле. Кто больше назовёт предметов одежды, тот и выигрывает.

Игра «Письмо Незнайки». Вывешиваю «письмо» с прорезями. Например, при изучении форм глагола « to be» в настоящем времени, пропущены глаголы « am, is, are». Я читаю письмо, а обучающиеся должны вставить услышанное слово. Данная игра развивает навыки аудирования, внимание, логическое мышление. Затем один из участников игры на доске вставляет пропуски, объясняет. Почему вставлена та, а не иная форма глагола. Весь класс проверяет у себя или использую взаимоконтроль.

Чтобы закрепить названия предлогов, использую игру «Where is the pen?» Одного из обучающихся просим выйти из класса, а мы договариваемся, куда спрятали предмет. Затем, приглашаем войти и тот, кто был за дверью, задаёт вопросы.

–  Is it on the desk?
– No, it is not.
– Is it in the schoolbag?
– Is it under the desk?
– Yes, it is.

Затем повторяем ещё несколько раз с другими желающими, а их бывает всегда много, иногда обижаются, что приходится закончить игру.

Включение иноязычного общения в процесс обучения иностранному языку определило использование групповых и коллективных форм работы на уроке. Ролевая игра, будучи наиболее точной и в то же время доступной моделью иноязычного общения, является той организационной формой обучения, которая позволяет оптимально сочетать групповые, парные и индивидуальные формы работы на уроке. Ролевые игры способствуют усилению коммуникативной направленности в обучении, развитию интереса к изучению иностранного языка. При подготовке к игре отрабатывается языковой и речевой материал. Роль учителя – руководящая и направляющая: вовремя поддержать ученика, помочь ему правильно сформулировать мысль, поддержать его. Ролевая игра сплачивает детей, стимулирует работоспособность и заинтересованность обучающихся, способствует лучшему усвоению лексического материала и ознакомлению с новыми словами. Могут быть следующие игры: «У доктора», «В магазине», «Моя семья», « Где ты живёшь?»

Неоценимую роль для закрепления изученного материала и совершенствования навыков общения оказывают драматические игры. Любой урок можно начать с игры. Приведу пример отработки времени Past Simple. Вызываю одного ученика и прошу его показать, что он делал вчера утром. Остальные – должны отгадать, задавая вопросы.

– Did you get up early?
– No, I didn’t.
– Did you do your   morning exercises?
– No, I didn’t.
– Did you wash your face and hands?
– No, I didn’t.
– Did you listen to the music?
– Yes, I did.

После того, как все поняли задание, садятся друг к другу лицом. Каждый должен показать посредством пантомимы, сидящему напротив, несколько сценок из своей повседневной жизни. Сидящий рядом должен задавать вопросы пока не угадает. Данную игру использую для закрепления грамматического материала. Это интересно, увлекательно, иногда смешно, ребята в игре повторяют и закрепляют изученную грамматику.

Речевую зарядку в начале урока проводят дети, выступая в роли учителя, доктора, переводчика, спортсмена. Тем самым, оживляется процесс обучения с начала урока.

При закреплении любой темы можно использовать игру «Draw a picture». Я читаю текст, а обучающиеся должны нарисовать то, что услышали. Этот вид деятельности развивает навыки аудирования, внимание, память, развивает творческую активность. Приведу пример.

Draw a table. The book is on the table. The pen is under the book. There is a flower on the book. The chair is near the table. The cat is on the chair.

Делаем «выставку» рисунков и определяем самый точный рисунок. 

Таким образом, в любой вид деятельности и на любом этапе урока можно внести элементы игры и тогда любое занятие приобретает увлекательную форму.