Игры в слова. Б.Шергин. "Рифмы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить с понятием “рифма”.

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с творчеством Б. Шергина, развивать чувство ритма, интонации;
  • развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, оперативную память;
  • воспитательные: воспитывать интерес к слову, к родному языку, развивать коммуникативные качества.

Оборудование: портрет Б. Шергина, выставка книг, м/м презентация урока.

Ход урока

I. Речевая разминка.

1. Упражнение “Фотоглаз”. Прочитай и запомни. (Приложение 1.)

– Значение какого слова вам незнакомо? Кто попробует объяснить?
– Перечислите слова, которые были в этом столбике. Какие слова вы запомнили?

2. Скороговорка (слайд).

Проворонила ворона воронёнка.

– Как понять слово “проворонила”?
– Чтение с ускорением.
– чтение с логическим ударением на 1 слове и т.д.

3. Игра “Найди слово в слове” (слайд).

Слово “Гастроном”. Что оно обозначает? (Магазин продовольственных товаров.)

астроном
агроном
монстр
нота
трос
матрос
нога и т.д.

4. Загадка (слайд).

Рогатая, а не олень.
Даёт молоко, а не корова. (Коза.)

5. Прочти и выучи наизусть (слайд).

Побежала коза в огород.
Ей навстречу попался народ.
– Как не стыдно тебе, егоза?
И коза опустила глаза.
А когда разошёлся народ,
Побежала опять в огород!

– Давайте выучим его. Оставим только последние слова и по ним вспомним всё стихотворение (слайд).

--------------------------------------- в огород
--------------------------------------- народ
-----------------------------------------егоза?
---------------------------------------- глаза
-----------------------------------------народ
-----------------------------------------огород!

– Запомнить помогают движения.

II. Актуализация знаний (слайд).

– Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

III. Работа по теме урока.

– Что же такое рифма? Я прочту стихотворение Джона Чиарди, вы послушайте его и тогда вы сможете ответить на вопрос. С.85. [2]
– Как вы поняли, что такое рифма?

(Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов. Может и вы в будущем станете поэтами, но прежде давайте попробуем, а можем ли мы рифмовать слова?

Игра “Весёлые рифмы” (слайд).

По порядку счёт веди,
Рифмы парные найди:
Картинка – корзинка,
Петрушка –
Катушка –
Крючок –
Бутылка –
Сестрички –

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма. Тогда вам не составит большого труда добавить слово в рифму.

Загадки – обманки.

А) Простой вопрос для малышей,
Кого боится кот? ........(Собак)
Б)Залезает мышка в шкаф
И пищит оттуда.......(Пи-пи-пи)
В) в парке холодно и сыро
Ветер кружит хлопья......(снега)
Г) Охранять муку и рис
Пригласим домашних ........(кошек)

– Вот видите как рифма бывает обманчива. Сочинять стихи не так уж и просто.
– Послушайте рассказ о том, как Мурзилка и Петя сочиняли стихи, и что у них получилось.

2 ученика по ролям:

– Как хорошо быть поэтом!
– Давай попробуем сочинить стихотворение.
– Сочинять стихи очень просто.
– О чём же нам писать?
– Что увидим, о том и сочиним!
– Пёс помчался через двор,
– Кот забрался на забор,
– Птички весело поют,
– Тучки белые плывут.
– Вышел дед из магазина.
– У него в руках корзина.
– А в корзине той варенье.
– Вот и всё стихотворенье!
– Получилось ли у Пети и Мурзилки стихотворение?
– Что они не обдумали? (Тему. О чём писать)

Знакомство с творчеством писателя.

– Сегодня познакомимся с рассказом, который написал Борис Викторович Шергин (слайд).
Сообщение учителем сведений из биографии писателя. Выставка книг.
Б. Шергин – художник, рассказчик былин, замечательный русский писатель – сказочник. Родился в северном городе Архангельске, вырос в семье потомственного морехода и корабельного мастера.
Еще в школьные годы Борис Шергин стал записывать народные былины, сказки, которые позже стали основой его творчества.
Шергин прожил 77 лет, половину из которых провел в полной слепоте. Несмотря на это, он создал множество произведений, в которых отражена красота русского Севера и того народа, который жил там. Не напрасно многие писатели называют Шергина “Душой Севера”
– Рассказ называется “Рифмы”. В нём герои тоже играли в рифму.

Подготовка к восприятию.
(Пояснение значения недостаточно понятных детям слов.)

Знакомство с текстом. (Чтение учителем.)

Обсуждение прочитанного.

– О чём этот рассказ?
– Кто такой Шиш? (Добрый или злой дух, сказочное существо.)

Словарная работа по ходу чтения.

Выборочное чтение текста.

– Как Шиш оказался на телеге у незнакомого дядьки?
– Какую игру предложил Шиш?
– Какие рифмы у него получились?
– Понравились стихи дядьке? Докажите.
– Какие рифмы придумал дядька?
– Для чего он это сделал?
– Прочитайте предложение, в котором выражена главная мысль .
– Хотите воспроизвести диалог Шиша и дядьки ?

Чтение по ролям

– Распределим, где чьи слова.

IV. Заключение.

– Играть в рифмы интересно. Сочинять стихи ещё интереснее. Достаточно ли только уметь подбирать рифму или необходимо что-то ещё?

V. Домашнее задание.

Придумайте свои четверостишия.

VI. Рефлексия.

Что нового узнали о словах?
– Кому было интересно? Что было самым трудным? С удовольствием ли будете выполнять домашнее задание?

Литература:

  1. О. В. Кубасова “Литературное чтение”, 2 класс. Ассоциация XXI век. 2009 г.
  2. О. В. Кубасова Любимые страницы. Методические рекомендации. Ассоциация XXI век. 2009 г.