Опытно-экспериментальная программа "Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся"

Разделы: Химия


I. Актуальность темы эксперимента

В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Инновационность стандарта проявляется в том, что впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований и запросов родителей к результатам образования. Инновационность стандарта второго поколения выражается и в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился для нас новый термин – планируемые результаты обучения. При проектировании своей деятельности каждый педагог должен планировать не только предметно – учебную деятельность, но использовать вторую половину школьного дня – неаудиторную занятость обучающихся.

Потребность сегодняшнего дня – использование новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности. Это позволит ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, смены профессий. Поэтому формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектно-исследовательская деятельность – это ориентир.

Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является переход к профильному обучению в старшей школе.

С 2005 г. в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения. Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая.

Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Предпрофильная подготовка по химии в средней общеобразовательной школе № 33 г. Энгельса строится на основе сочетания внутришкольной и сетевой моделей.

С целью формирования социального опыта учащихся в предпрофильном 9 классе модели непрерывного естественнонаучного образования нами разработан и внедрен сетевой элективный курс “Химия в моей будущей профессии”. В сетевое взаимодействие со школой вовлечены учреждение начального профессионального образования (лицей № 34), учреждение среднего профессионального образования (промышленно-экономический техникум), учреждение высшего профессионального образования (технологический институт СГТУ). На базе данных учреждений проводятся теоретические и практические занятия, в ходе которых учащиеся знакомятся со спецификой таких профессий как эксперт-лаборант, эколог, технолог химической промышленности.
На основании запроса родителей и обучающихся (проводится диагностика, собеседования) мы составляем индивидуальный образовательный маршрут для неаудиторной деятельности ребенка:

  • Экскурсии
  • Тренинги
  • Лектории
  • Психологические мониторинги
  • Собеседования со специалистами по выбранному направлению
  • Занятия, практикумы на базе вузов, НПУ, техникумов, лабораторий, промышленных предприятий

Каждый обучающийся в течение работы по программе: “Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся” ведет индивидуальный дневник предпрофильной подготовки.

Занятия по этой программе позволят сформировать у учащихся социальный опыт, способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.

II. Цели и задачи эксперимента.

Объект и предмет исследования.

Цель эксперимента: совершенствование всех основных составляющих образовательного процесса, целостно представив их в виде специальной модели предпрофильного обучения с учетом формирования интересов к химико – биологическому профилю в раннем возрасте, подготовки обучающихся к выбору своей будущей деятельности, вариативному обучению на старшей ступени.

Задачи эксперимента:

  1. Создание системы образования, в условиях которой осуществляется преемственность на разных его этапах в средней школе.
  2. Структурировать содержание курсов “Естествознания”, “Химия – 6 класс”, “Химия – 7 класс”, в соответствии с федеральными образовательными стандартами нового поколения; обеспечить целостность и универсальность системы знаний учащихся, раскрыть прикладную направленность курсов.
  3. Совершенствовать формы и методы организации внутришкольной предпрофильной подготовки, ориентировать обучающихся на возможность углубленной и расширенной подготовки по химии на старшей ступени.
  4. Внедрение сетевой предпрофильной подготовки, активное привлечение к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур.
  5. Разработать систему мероприятий психолого – педагогической поддержки склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся, готовности к самостоятельному выбору познавательной траектории с учетом их пожеланий, возможностями, заказом родителей и спросом рынка труда.

III. Паспорт программы опытно-экспериментальной деятельности.

Наименование Программы Школьная опытно-экспериментальная программа

“Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся” на 2010–2012 г.

Дата принятия решения о разработке Программы Решение педагогического совета (протокол № 2 от 19.03.2010)
Основание для разработки Программы Программа развития школы на 2005–2010 г.г.
Основные разработчики Программы Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 33” (учитель химии – Остроумова Е.Е., учитель химии – Агуреева С.В.)
Исполнители Программы Педагогический коллектив МОУ “СОШ № 33”
Цель Программы Создание системы непрерывной педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся на этапе ранней предпрофильной подготовки по химии с 5 класса
Задачи Программы
  • выявление интересов, склонностей, способностей школьников к естественным наукам на раннем этапе,
  • введение в учебный план непрерывного курса “Естествознания” с 5 класса,
  • развитие широкого спектра познавательных интересов через раннее обучение химии с 6 класса,
  • формирование практического опыта в различных сферах познавательной профессиональной деятельности через реализацию сетевого взаимодействия школы с вузами, учреждениями начального профессионального и дополнительного образования, техникумами,
  • формирование социального опыта обучающихся через развитие ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
Сроки реализации Программы 2009–2012 г.г.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
  1. Введение пропедевтического этапа раннего обучения химии – курса “Естествознания” Сухова, Строгонова,
  2. создание условий для введения мягкой профилизации (раннее обучение химии с 6 класса) с учетом психолого – педагогической диагностики образовательного запроса школьников, учитывая мнения родителей,
  3. создание сети образовательных учреждения, вузов, учреждений начального профессионального и дополнительного образования, техникумов, промышленных предприятий Саратовской области, с целью профильной ориентации обучающихся,
  4. организация внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки для обучающихся 8–9 классов,
Организация контроля за выполнением Программы УМЦ г. Энгельса Энгельсского района Саратовской области,

Методы исследования:

  • теоретический анализ, педагогической, психологической литературы, программ базовых школ, сетевого взаимодействия между школой и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, промышленными предприятиями и бизнес структурами;
  • разработка нормативной и инструктивно-методической документации;
  • постановка экспериментального исследования:
  • построение образовательного пространства взаимодействия в сети ОУ и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур;
  • изучение и анализ зарубежного опыта предпрофильной подготовки;
  • изучение и анализ педагогического опыта работы школ подобного направления;
  • анкетирование по ранней профилизации, беседы и встречи с родителями;
  • проведение встреч, “круглых столов” по обмену опытом с педагогами, специалистами участвующими в сетевом взаимодействии;
  • обобщение опыта работы МОУ СОШ № 33 г. Энгельса;

IV. Планируемые результаты.

Критерии оценивания ожидаемых результатов.

Одна из моделей сетевой организации профильного и профильного обучения связана с объединением нескольких общеобразовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур) вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом.

Сетевая модель предпрофильного обучения позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию, в то же время требует серьезных изменений в системе управления образованием.

Образовательные результаты:

  • закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний по химии обучающихся, обеспечение возможности углубленной подготовки по химии на старшей ступени;
  •  развитие у обучающихся аналитических навыков и навыков критического мышления;
  •  развитие коммуникативных навыков обучающихся;
  • формирование основ социального опыта обучающихся.

Воспитательные результаты:

  • привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам по выбору будущей профессии, информирование о возможных путях продолжения образования;
  • формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;

 

Начальная школа (3– 4 классы) Среднее звено (5–9 классы)
Ранняя начальная предпрофильная подготовка Непрерывная мягкая предпрофильная подготовка
Первое знакомство с веществами в быту и физико-химическими явлениями, наблюдение и эксперимент Развития познавательного интереса, развития кругозора и знаний учащихся, развития мышления
Кружки:

“Мамина кухня”,
“Удивительные превращения в природе”,
“Путешествие капельки воды”,
“Тайны недр Земли”

Внутришкольные и сетевые элективные курсы:

“Химия на службе человека”,
“Химия в быту”;
“В мире минералов”,
“Удивительный мир смесей”,
“Самое удивительное вещество – вода”;
“Решение нестандартных задач по химии”;
“Химия в моей будущей профессии”

Социальный опыт Социальный опыт
Взаимодействие в классном коллективе, первоначальный опыт учебного сотрудничества в коллективе и микрогруппе Развитие толерантного отношения, опыт участия в общественной жизни, практический опыт социального самоопределения, самодиагностика способностей и их развитие
Опыт включения в деловые отношения, опыт организации самообразования, опыт исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности

Итоги.

Основными направлениями реализации инновационной программы считаем:

  • организацию внутришкольной и сетевой модели непрерывного естественнонаучного образования;
  • внедрение в образовательный процесс курса Т.С. Суховой, В.И. Строганова “Естествознание” с 5 класса и ранней химии О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова с 6–7 классов;
  • организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету;
  • создание авторского сетевого предпрофильного элективного курса: “Химия в моей будущей профессии”, авторских программ “Модель сетевой предпрофильной подготовки обучающихся по химии”;
  • В 2009/2010 уч. году разработаны и апробируются две опытно-экспериментальные программы: “Сетевое взаимодействие МОУ СОШ № 33 с другими образовательными учреждениями на территории Энгельсского муниципального района”, “Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся”
  • внедрение инновационных развивающих технологий обучения и воспитания: проектной, модульно – блочной для базовой и профильной школы, современной ИКТ; составление программ по индивидуально – образовательным траекториям обучающихся и их тьюторское сопровождение;
  • профориентационные лекционные занятия, экскурсии на крупные промышленные предприятия, в медицинские учреждения, лаборатории;
  • лектории и практические занятия с преподавателями и студентами вузов (СГТУ, СГУ, СГМУ), техникумов (ЭПЭТ), колледжей, учреждений начального профессионального образования;
  • организация спецкурсов по предмету, кружковой работы.

В старшей школе учащиеся, прошедшие модель непрерывного естественнонаучного образования, правильно и осознанно выбирают соответствующий профиль обучения. Выпускников школы отличает высокий познавательный интерес, жизненная активность. Высокий процент выпускников, выбирающих при поступлении в ВУЗы специальности, связанные с химией.

V. Сроки реализации эксперимента.

Реализация программы планируется в течение трех лет с 2009 года по 2012 год согласно определению основных мероприятий по годам с указанием учреждений и необходимых финансовых средств. Эксперимент будет проходить в три этапа:

1-й этап (подготовительный) – 2009–2010 учебный год;
2-й этап (основной) – 2010–2011 учебный год;
3-й этап (заключительный) – 2011–2012 учебный год.

Эксперимент начат с 9 сентября 2009 года, предполагаемый срок завершения – 25 мая 2012 года.

VI. Состав участников опытно-экспериментальной деятельности и их функциональные обязанности.

1. Экспертная группа (заместители директора по УВР и ВР):

  • осуществляет общее руководство экспериментом;
  • корректирует и направляет деятельность учителей-экспериментаторов;
  • осуществляет контроль и оценку результатов;
  • обеспечивает научное руководство экспериментом.

Состав: Потрусова Л.Н. (директор школы),

2. Группа разработчиков (члены муниципальной научной лаборатории – МНЛ):

  • разрабатывает программу эксперимента;
  • координирует работу участников эксперимента;
  • организует сбор информации о ходе эксперимента;
  • информирует научного руководителя о ходе эксперимента;
  • обеспечивает учебно-методическое и программно-методическое сопровождение эксперимента;
  • организует связь с образовательными учреждениями, работающими по данной проблеме, осуществляет связи с учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
  • проводит мониторинги уровня обученности учащихся по профильным дисциплинам, мониторинг здоровья учащихся и уровня владения ключевыми компетентностями.

Состав: Остроумова Е.Е., Агуреева С.В. учителя химии

3. Группа учителей-экспериментаторов:

  • работают над формированием УМС по своему предмету с учетом целей м задач эксперимента (программы, дидактический материал);
  • разрабатывают модули для спецкурсов, продумывают экспериментальную и практическую часть;
  • отслеживают промежуточные и итоговые результаты;
  • проводят разъяснительную работу с родителями;
  • проводят анкетирование обучающихся;
  • осуществляют ведение документации по эксперименту.

Состав: Остроумова Е.Е., Агуреева С.В. учителя химии

4. Директор образовательного учреждения МОУ СОШ № 33

  • осуществляет общее руководство экспериментом;
  • определяет кадровый состав участников эксперимента;
  • составляет программу финансирования эксперимента;
  • распределяет функциональные обязанности между участниками эксперимента.

5. Психолог:

  • осуществляет психолого-педагогическое сопровождение эксперимента;
  • проводит диагностику и тестирование обучающихся;
  • проводит консультирование учителей, родителей и обучающихся.

Источники информации.

  1. Безрукова В.С. О построении педагогического знания / В.С. Безрукова // Педагогика №1 0, 2007. С.20–25.
  2. Бережнова, Е. В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях / Е. В. Бережнова // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 3-7.
  3. Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1999. – № 5. – С.22–26.
  4. Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика. – 2001. – № 4. – С.19–23.
  5. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное рособие для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др. ; Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
  6. Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. / Ж. Годфруа. – Т. 2: Приложение Б. Статистика и обработка данных. – М., 1992. – С. 277-317.
  7. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Логос. 2006. – 128 с.
  8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 208 с.
  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш.и средн.учеб.заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.: Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр “Академия”, 19999. – 512 с.
  10. Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
  11. Педагогика: Учебник / Л.П.Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
  12. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
  13. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 224 с.
  14. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении / авт.-сост.