I. Актуальность темы эксперимента
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Инновационность стандарта проявляется в том, что впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований и запросов родителей к результатам образования. Инновационность стандарта второго поколения выражается и в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился для нас новый термин – планируемые результаты обучения. При проектировании своей деятельности каждый педагог должен планировать не только предметно – учебную деятельность, но использовать вторую половину школьного дня – неаудиторную занятость обучающихся.
Потребность сегодняшнего дня – использование новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности. Это позволит ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, смены профессий. Поэтому формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектно-исследовательская деятельность – это ориентир.
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является переход к профильному обучению в старшей школе.
С 2005 г. в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения. Практический опыт показывает, что существуют две модели профилизации: внутришкольная и сетевая.
Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Предпрофильная подготовка по химии в средней общеобразовательной школе № 33 г. Энгельса строится на основе сочетания внутришкольной и сетевой моделей.
С целью формирования социального опыта учащихся в предпрофильном 9 классе
модели непрерывного естественнонаучного образования нами разработан и внедрен
сетевой элективный курс “Химия в моей будущей профессии”. В сетевое
взаимодействие со школой вовлечены учреждение начального профессионального
образования (лицей № 34), учреждение среднего профессионального образования
(промышленно-экономический техникум), учреждение высшего профессионального
образования (технологический институт СГТУ). На базе данных учреждений
проводятся теоретические и практические занятия, в ходе которых учащиеся
знакомятся со спецификой таких профессий как эксперт-лаборант, эколог, технолог
химической промышленности.
На основании запроса родителей и обучающихся (проводится диагностика,
собеседования) мы составляем индивидуальный образовательный маршрут для
неаудиторной деятельности ребенка:
- Экскурсии
- Тренинги
- Лектории
- Психологические мониторинги
- Собеседования со специалистами по выбранному направлению
- Занятия, практикумы на базе вузов, НПУ, техникумов, лабораторий, промышленных предприятий
Каждый обучающийся в течение работы по программе: “Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся” ведет индивидуальный дневник предпрофильной подготовки.
Занятия по этой программе позволят сформировать у учащихся социальный опыт, способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.
II. Цели и задачи эксперимента.
Объект и предмет исследования.
Цель эксперимента: совершенствование всех основных составляющих образовательного процесса, целостно представив их в виде специальной модели предпрофильного обучения с учетом формирования интересов к химико – биологическому профилю в раннем возрасте, подготовки обучающихся к выбору своей будущей деятельности, вариативному обучению на старшей ступени.
Задачи эксперимента:
- Создание системы образования, в условиях которой осуществляется преемственность на разных его этапах в средней школе.
- Структурировать содержание курсов “Естествознания”, “Химия – 6 класс”, “Химия – 7 класс”, в соответствии с федеральными образовательными стандартами нового поколения; обеспечить целостность и универсальность системы знаний учащихся, раскрыть прикладную направленность курсов.
- Совершенствовать формы и методы организации внутришкольной предпрофильной подготовки, ориентировать обучающихся на возможность углубленной и расширенной подготовки по химии на старшей ступени.
- Внедрение сетевой предпрофильной подготовки, активное привлечение к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур.
- Разработать систему мероприятий психолого – педагогической поддержки склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся, готовности к самостоятельному выбору познавательной траектории с учетом их пожеланий, возможностями, заказом родителей и спросом рынка труда.
III. Паспорт программы опытно-экспериментальной деятельности.
Наименование Программы | Школьная опытно-экспериментальная программа
“Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся” на 2010–2012 г. |
Дата принятия решения о разработке Программы | Решение педагогического совета (протокол № 2 от 19.03.2010) |
Основание для разработки Программы | Программа развития школы на 2005–2010 г.г. |
Основные разработчики Программы | Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 33” (учитель химии – Остроумова Е.Е., учитель химии – Агуреева С.В.) |
Исполнители Программы | Педагогический коллектив МОУ “СОШ № 33” |
Цель Программы | Создание системы непрерывной педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся на этапе ранней предпрофильной подготовки по химии с 5 класса |
Задачи Программы |
|
Сроки реализации Программы | 2009–2012 г.г. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
|
Организация контроля за выполнением Программы | УМЦ г. Энгельса Энгельсского района Саратовской области, |
Методы исследования:
- теоретический анализ, педагогической, психологической литературы, программ базовых школ, сетевого взаимодействия между школой и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, промышленными предприятиями и бизнес структурами;
- разработка нормативной и инструктивно-методической документации;
- постановка экспериментального исследования:
- построение образовательного пространства взаимодействия в сети ОУ и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур;
- изучение и анализ зарубежного опыта предпрофильной подготовки;
- изучение и анализ педагогического опыта работы школ подобного направления;
- анкетирование по ранней профилизации, беседы и встречи с родителями;
- проведение встреч, “круглых столов” по обмену опытом с педагогами, специалистами участвующими в сетевом взаимодействии;
- обобщение опыта работы МОУ СОШ № 33 г. Энгельса;
IV. Планируемые результаты.
Критерии оценивания ожидаемых результатов.
Одна из моделей сетевой организации профильного и профильного обучения связана с объединением нескольких общеобразовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур) вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом.
Сетевая модель предпрофильного обучения позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию, в то же время требует серьезных изменений в системе управления образованием.
Образовательные результаты:
- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний по химии обучающихся, обеспечение возможности углубленной подготовки по химии на старшей ступени;
- развитие у обучающихся аналитических навыков и навыков критического мышления;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся;
- формирование основ социального опыта обучающихся.
Воспитательные результаты:
- привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам по выбору будущей профессии, информирование о возможных путях продолжения образования;
- формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;
Начальная школа (3– 4 классы) | Среднее звено (5–9 классы) |
Ранняя начальная предпрофильная подготовка | Непрерывная мягкая предпрофильная подготовка |
Первое знакомство с веществами в быту и физико-химическими явлениями, наблюдение и эксперимент | Развития познавательного интереса, развития кругозора и знаний учащихся, развития мышления |
Кружки:
“Мамина кухня”, |
Внутришкольные и сетевые элективные
курсы: “Химия на службе человека”, |
Социальный опыт | Социальный опыт |
Взаимодействие в классном коллективе, первоначальный опыт учебного сотрудничества в коллективе и микрогруппе | Развитие толерантного отношения, опыт участия в общественной жизни, практический опыт социального самоопределения, самодиагностика способностей и их развитие |
Опыт включения в деловые отношения, опыт организации самообразования, опыт исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности |
Итоги.
Основными направлениями реализации инновационной программы считаем:
- организацию внутришкольной и сетевой модели непрерывного естественнонаучного образования;
- внедрение в образовательный процесс курса Т.С. Суховой, В.И. Строганова “Естествознание” с 5 класса и ранней химии О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова с 6–7 классов;
- организацию проектно-исследовательской деятельности обучающихся по предмету;
- создание авторского сетевого предпрофильного элективного курса: “Химия в моей будущей профессии”, авторских программ “Модель сетевой предпрофильной подготовки обучающихся по химии”;
- В 2009/2010 уч. году разработаны и апробируются две опытно-экспериментальные программы: “Сетевое взаимодействие МОУ СОШ № 33 с другими образовательными учреждениями на территории Энгельсского муниципального района”, “Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся”
- внедрение инновационных развивающих технологий обучения и воспитания: проектной, модульно – блочной для базовой и профильной школы, современной ИКТ; составление программ по индивидуально – образовательным траекториям обучающихся и их тьюторское сопровождение;
- профориентационные лекционные занятия, экскурсии на крупные промышленные предприятия, в медицинские учреждения, лаборатории;
- лектории и практические занятия с преподавателями и студентами вузов (СГТУ, СГУ, СГМУ), техникумов (ЭПЭТ), колледжей, учреждений начального профессионального образования;
- организация спецкурсов по предмету, кружковой работы.
В старшей школе учащиеся, прошедшие модель непрерывного естественнонаучного образования, правильно и осознанно выбирают соответствующий профиль обучения. Выпускников школы отличает высокий познавательный интерес, жизненная активность. Высокий процент выпускников, выбирающих при поступлении в ВУЗы специальности, связанные с химией.
V. Сроки реализации эксперимента.
Реализация программы планируется в течение трех лет с 2009 года по 2012 год согласно определению основных мероприятий по годам с указанием учреждений и необходимых финансовых средств. Эксперимент будет проходить в три этапа:
1-й этап (подготовительный) – 2009–2010
учебный год;
2-й этап (основной) – 2010–2011
учебный год;
3-й этап (заключительный) – 2011–2012
учебный год.
Эксперимент начат с 9 сентября 2009 года, предполагаемый срок завершения – 25 мая 2012 года.
VI. Состав участников опытно-экспериментальной деятельности и их функциональные обязанности.
1. Экспертная группа (заместители директора по УВР и ВР):
- осуществляет общее руководство экспериментом;
- корректирует и направляет деятельность учителей-экспериментаторов;
- осуществляет контроль и оценку результатов;
- обеспечивает научное руководство экспериментом.
Состав: Потрусова Л.Н. (директор школы),
2. Группа разработчиков (члены муниципальной научной лаборатории – МНЛ):
- разрабатывает программу эксперимента;
- координирует работу участников эксперимента;
- организует сбор информации о ходе эксперимента;
- информирует научного руководителя о ходе эксперимента;
- обеспечивает учебно-методическое и программно-методическое сопровождение эксперимента;
- организует связь с образовательными учреждениями, работающими по данной проблеме, осуществляет связи с учреждениями среднего и высшего профессионального образования;
- проводит мониторинги уровня обученности учащихся по профильным дисциплинам, мониторинг здоровья учащихся и уровня владения ключевыми компетентностями.
Состав: Остроумова Е.Е., Агуреева С.В. учителя химии
3. Группа учителей-экспериментаторов:
- работают над формированием УМС по своему предмету с учетом целей м задач эксперимента (программы, дидактический материал);
- разрабатывают модули для спецкурсов, продумывают экспериментальную и практическую часть;
- отслеживают промежуточные и итоговые результаты;
- проводят разъяснительную работу с родителями;
- проводят анкетирование обучающихся;
- осуществляют ведение документации по эксперименту.
Состав: Остроумова Е.Е., Агуреева С.В. учителя химии
4. Директор образовательного учреждения МОУ СОШ № 33
- осуществляет общее руководство экспериментом;
- определяет кадровый состав участников эксперимента;
- составляет программу финансирования эксперимента;
- распределяет функциональные обязанности между участниками эксперимента.
5. Психолог:
- осуществляет психолого-педагогическое сопровождение эксперимента;
- проводит диагностику и тестирование обучающихся;
- проводит консультирование учителей, родителей и обучающихся.
Источники информации.
- Безрукова В.С. О построении педагогического знания / В.С. Безрукова // Педагогика №1 0, 2007. С.20–25.
- Бережнова, Е. В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях / Е. В. Бережнова // Педагогика. – 2001. – № 4. – С. 3-7.
- Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1999. – № 5. – С.22–26.
- Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика. – 2001. – № 4. – С.19–23.
- Введение в научное исследование по педагогике: Учебное рособие для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др. ; Под ред. В.И. Журавлева. – М.: Просвещение, 1988. – 239 с.
- Годфруа, Ж. Что такое психология: В 2 т.: Пер. с фр. / Ж. Годфруа. – Т. 2: Приложение Б. Статистика и обработка данных. – М., 1992. – С. 277-317.
- Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М.: Логос. 2006. – 128 с.
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 208 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш.и средн.учеб.заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.: Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Издательский центр “Академия”, 19999. – 512 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640 с.
- Педагогика: Учебник / Л.П.Крившенко, М.Е.Вайндорф-Сысоева и др. Под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 432 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998. – 512 с.
- Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 224 с.
- Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении / авт.-сост.