Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе изучения традиций русского народа

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.

Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы  духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Учитывая требования времени,  разработана программа интегрированного курса «Ступени восхождения», включающая в себя три направления: духовно-нравственное (кружок «Огонёк души»), художественно-эстетическое (кружок «Родничок»), фольклор (кружок «Горенка»).

Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума

Основой  программы является культурологический курс «Истоки», под редакцией Камкина А.В.

Программа кружка «Огонёк души» является модифицированной программой, созданной на основе авторского курса «Истоки», направлена на формирование у младших школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.

Программа кружка «Горенка» направлена на знакомство  детей с  народным творчеством в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества, игры,  а также повышение уровня художественного воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство.

Программа кружка «Родничок» направлена  на развитие  творческих способностей и задатков младших школьников, формирование основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти.

Принцип интеграции позволяет представить в единой системе деятельность трёх кружков. Работа каждого кружка осуществляется самостоятельно, по 1 часу в неделю. Эти три часа объединены общей смысловой темой, выраженной пословицей. Занятия имеют единые универсальные учебные действия и единые элементы содержания. В тематическом планировании представлены и совместные занятия трёх кружков в форме праздников, конференций с защитой творческих проектов, экскурсий, фестивалей.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.

Программа предназначена для младших школьников, учащихся 1-4 классов  (7-10 лет).

Срок реализации программы – 4 года.

Форма организации занятий – групповая.

Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуры.

Задачи:

  • Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
  • Развивать гражданское самосознание.
  • Приобщать детей к великому русскому искусству.
  • Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу.
  • Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.

Объём программы

Названия кружков Количество часов в неделю Количество часов за год Продолжительность занятия (мин)
1кл. 2кл. 3кл. 4кл. 1кл. 2кл. 3кл. 4кл. 1кл. 2кл. 3кл. 4кл.
Огонёк души 1 1 1 1 33 34 34 34 35 40 40 40
Родничок 1 1 1 1 33 34 34 34 35 40 40 40
Горенка 1 1 1 1 33 34 34 34 35 40 40 40

Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование,  конференция, театрализация и т. д.

Прогнозируемый результат.

Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.

К концу первого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  • Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
  • Ценность, значимость книги.
  • Традиции изученных православных праздников.
  • Виды русских народных песен.
  • Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
  • Основные жанры и виды изобразительного искусства.
  • Отдельные произведения выдающихся русских художников.

Уметь:

  • Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
  • Проявлять в делах заботу о родителях.
  • Пользоваться книгой, как источником знаний.
  • Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
  • Использовать художественные материалы, создавать, творческую работу на основе собственного замысла.
  • Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, узнавать отдельные произведения художников.
  • Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
  • Играть на шумовых русских музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотка)

К концу второго года обучения учащиеся должны

Знать:

  • Значение своего имени.
  • Составляющие основу семьи (любовь, забота, согласие, почитание родителей).
  • Семейные традиции и реликвии.
  • Уклад и традиции   городской и деревенской жизни русского народа.
  • Традиции изученных православных праздников.
  • Виды детского фольклора.
  • Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
  • Виды декоративно-прикладного искусства.
  • Известные центры художественных ремёсел России.

Уметь:

  • Дорожить доброй молвой о семье.
  • Раскрывать связи между прошлым и настоящим на основе знаний о родословной семьи.
  • Находить отличительные черты между городской жизнью и деревенской.
  • Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
  • Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
  • Играть на шумовых русских музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотка)

К концу третьего года обучения учащиеся должны

Знать:

  • Смысл основных критериев духовно-нравственных понятий (вера, надежда, любовь, мудрость).
  • Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
  • Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).
  • Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, в декоративных и конструктивных работах.
  • Знать виды и жанры народного искусства (музыка, танец, устное народное творчество).
  • Народные художественные промыслы и устное народное творчество поморов Кольского севера.

Уметь:

  • Использовать народную мудрость предков в жизненных ситуациях.
  • Пользоваться энциклопедической и справочной литературой как источником знаний.
  • Решать творческие задачи на уровне импровизаций.
  • Передавать настроение в собственной творческой работе.
  • Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники (коллаж, аппликация,  конструирование).
  • Понимать специфику народного праздника, знать простейшие элементы русского танца.
  • Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности   и в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.
  • Пополнять свой активный словарный запас, в процессе изучения устного народного творчества.

К концу четвёртого года обучения учащиеся должны

Знать:

  • Традиции и обычаи русского народа
  • Имена знаменитых людей своей Родины, своего края.
  • Профессии предков.
  • Крупнейшие художественные музеи России.
  • Своеобразие архитектуры и  живописи древней Руси.
  • Особенности и  символическую нагрузку декора народного костюма разных областей России.
  • Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.

Уметь:

  • Трудиться сообща, уважая личность каждого человека.
  • Отстаивать своё мнение, свою позицию.
  • Активно включаться в ситуацию нравственного выбора.
  • Принимать ответственность за своё решение.
  • Выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
  • Исполнять хороводные песни в сопровождении народных музыкальных инструментов.

Апробация программы интегрированного курса «Ступени  восхождения» с учащимися 1-го класса

Апробация программы интегрированного курса «Ступени  восхождения» с учащимися 1-го класса проходила в 2009-2010 учебном году.

В течение учебного года было проведено по  33 занятия в рамках каждого кружка. (Приложение 1)

Были использованы разнообразные формы занятий:

  • Праздники («Праздник Урожая», «Рождество Христово», праздник «Свистунья», «Праздник Букваря», фольклорный праздник «У наших ворот всегда хоровод»)
  • Викторины («Что? Где? Когда?» по мотивам русских народных сказок,  «Из какой сказки герой?», игра – викторина  «Стихи, загадки, попевки о цветах и травах луговых», литературная викторина «Меткое слово»)
  • Игры («Город мастеров», «Путешествие к дереву грамоты», «Метелица»)
  • Инсценировки  (музыкальная сказка «Репка», колядки, масленичные забавы, рождественские гадания,  русские народные песни)
  • Устные журналы («Любимый семейный праздник», «Профессии наших родителей»)
  • Конкурсы («Стихи о маме», «Пословицы и поговорки о книге», конкурсы рисунков, плакатов, поделок, кроссвордов.)
  • Экскурсии (в городскую библиотеку)

 Были выполнены:

  • Буклеты и памятки («Светлая Пасха», словарь-памятка «Архаичные слова», «Заветы для настоящего друга»)
  • Рисунки и поделки на разные темы («Каргопольские игрушки», «Вологодская снежинка», аппликация-сувенир «Пасхальное яичко», «Древо Жизни»,  «Природа родного края» и др.)
  • Стенды («Защитники Заполярья», «Природа родного края» и др.)
  • Рукописные книги («Мои сказки»,  «Мои четвероногие друзья»)

В сотрудничестве с родителями были проведены интегрированные занятия, практикумы, праздники. 

В течение года было успешно представлено творчество учащихся класса и их родителей на  школьные и городские конкурсы:

  • «Минута Славы» – II место и приз зрительских симпатий
  • «Снежногорские звёздочки» – II место
  • «Конкурс рукописной книги» – грамота участников
  • «Фестиваль творческих семей» – I место
  • «Золотые руки» – I-II место
  • «Краски всей России» – дипломы участников

Программа позволила сплотить коллектив учащихся, овладеть основами нравственного поведения, повысить культуру общения, приобщить к русским народным традициям, укрепить взаимосвязь семьи и школы.