Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях. Мы обращаемся к истокам русской культуры не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наша история. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая соответствует современным требованиям общества.
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Учитывая требования времени, разработана программа интегрированного курса «Ступени восхождения», включающая в себя три направления: духовно-нравственное (кружок «Огонёк души»), художественно-эстетическое (кружок «Родничок»), фольклор (кружок «Горенка»).
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума
Основой программы является культурологический курс «Истоки», под редакцией Камкина А.В.
Программа кружка «Огонёк души» является модифицированной программой, созданной на основе авторского курса «Истоки», направлена на формирование у младших школьников духовно – нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Программа кружка «Горенка» направлена на знакомство детей с народным творчеством в единстве песни, танца, инструментальной музыки, народнопоэтического творчества, игры, а также повышение уровня художественного воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую культуру, искусство.
Программа кружка «Родничок» направлена на развитие творческих способностей и задатков младших школьников, формирование основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти.
Принцип интеграции позволяет представить в единой системе деятельность трёх кружков. Работа каждого кружка осуществляется самостоятельно, по 1 часу в неделю. Эти три часа объединены общей смысловой темой, выраженной пословицей. Занятия имеют единые универсальные учебные действия и единые элементы содержания. В тематическом планировании представлены и совместные занятия трёх кружков в форме праздников, конференций с защитой творческих проектов, экскурсий, фестивалей.
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования или во внеклассной работе общеобразовательных школ.
Программа предназначена для младших школьников, учащихся 1-4 классов (7-10 лет).
Срок реализации программы – 4 года.
Форма организации занятий – групповая.
Цель программы: воспитание духовно-нравственной личности на основе приобщения младших школьников к национальному наследию русской православной культуры.
Задачи:
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- Способствовать осознанию своих культурных и родовых корней.
- Развивать гражданское самосознание.
- Приобщать детей к великому русскому искусству.
- Поднимать уровень музыкальной и художественной культуры детей, развивать сознательное отношение к творческому процессу.
- Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение массовых мероприятий.
Объём программы
Названия кружков | Количество часов в неделю | Количество часов за год | Продолжительность занятия (мин) | |||||||||
1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | 1кл. | 2кл. | 3кл. | 4кл. | |
Огонёк души | 1 | 1 | 1 | 1 | 33 | 34 | 34 | 34 | 35 | 40 | 40 | 40 |
Родничок | 1 | 1 | 1 | 1 | 33 | 34 | 34 | 34 | 35 | 40 | 40 | 40 |
Горенка | 1 | 1 | 1 | 1 | 33 | 34 | 34 | 34 | 35 | 40 | 40 | 40 |
Формы занятий: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и т. д.
Прогнозируемый результат.
Программа даёт возможность повысить духовно – нравственный уровень учеников, патриотическое и гражданское сознание и самосознание, уровень знаний отечественной истории и культуры, коммуникативную толерантность.
К концу первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
- Смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
- Ценность, значимость книги.
- Традиции изученных православных праздников.
- Виды русских народных песен.
- Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
- Основные жанры и виды изобразительного искусства.
- Отдельные произведения выдающихся русских художников.
Уметь:
- Пользоваться различными вариантами слов-утешений, одобрений, вразумлений.
- Проявлять в делах заботу о родителях.
- Пользоваться книгой, как источником знаний.
- Трудиться в коллективе, опираясь на поддержку и взаимопонимание товарищей.
- Использовать художественные материалы, создавать, творческую работу на основе собственного замысла.
- Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства, узнавать отдельные произведения художников.
- Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
- Играть на шумовых русских музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотка)
К концу второго года обучения учащиеся должны
Знать:
- Значение своего имени.
- Составляющие основу семьи (любовь, забота, согласие, почитание родителей).
- Семейные традиции и реликвии.
- Уклад и традиции городской и деревенской жизни русского народа.
- Традиции изученных православных праздников.
- Виды детского фольклора.
- Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
- Виды декоративно-прикладного искусства.
- Известные центры художественных ремёсел России.
Уметь:
- Дорожить доброй молвой о семье.
- Раскрывать связи между прошлым и настоящим на основе знаний о родословной семьи.
- Находить отличительные черты между городской жизнью и деревенской.
- Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
- Выражать своё отношение к окружающему миру через рисунок, песню, танец.
- Играть на шумовых русских музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотка)
К концу третьего года обучения учащиеся должны
Знать:
- Смысл основных критериев духовно-нравственных понятий (вера, надежда, любовь, мудрость).
- Сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).
- Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).
- Применять основные средства художественной выразительности в рисунке, в декоративных и конструктивных работах.
- Знать виды и жанры народного искусства (музыка, танец, устное народное творчество).
- Народные художественные промыслы и устное народное творчество поморов Кольского севера.
Уметь:
- Использовать народную мудрость предков в жизненных ситуациях.
- Пользоваться энциклопедической и справочной литературой как источником знаний.
- Решать творческие задачи на уровне импровизаций.
- Передавать настроение в собственной творческой работе.
- Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники (коллаж, аппликация, конструирование).
- Понимать специфику народного праздника, знать простейшие элементы русского танца.
- Использовать приобретённые знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности.
- Пополнять свой активный словарный запас, в процессе изучения устного народного творчества.
К концу четвёртого года обучения учащиеся должны
Знать:
- Традиции и обычаи русского народа
- Имена знаменитых людей своей Родины, своего края.
- Профессии предков.
- Крупнейшие художественные музеи России.
- Своеобразие архитектуры и живописи древней Руси.
- Особенности и символическую нагрузку декора народного костюма разных областей России.
- Роль и значение устного народного творчества в жизни русского народа.
Уметь:
- Трудиться сообща, уважая личность каждого человека.
- Отстаивать своё мнение, свою позицию.
- Активно включаться в ситуацию нравственного выбора.
- Принимать ответственность за своё решение.
- Выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии.
- Исполнять хороводные песни в сопровождении народных музыкальных инструментов.
Апробация программы интегрированного курса «Ступени восхождения» с учащимися 1-го класса
Апробация программы интегрированного курса «Ступени восхождения» с учащимися 1-го класса проходила в 2009-2010 учебном году.
В течение учебного года было проведено по 33 занятия в рамках каждого кружка. (Приложение 1)
Были использованы разнообразные формы занятий:
- Праздники («Праздник Урожая», «Рождество Христово», праздник «Свистунья», «Праздник Букваря», фольклорный праздник «У наших ворот всегда хоровод»)
- Викторины («Что? Где? Когда?» по мотивам русских народных сказок, «Из какой сказки герой?», игра – викторина «Стихи, загадки, попевки о цветах и травах луговых», литературная викторина «Меткое слово»)
- Игры («Город мастеров», «Путешествие к дереву грамоты», «Метелица»)
- Инсценировки (музыкальная сказка «Репка», колядки, масленичные забавы, рождественские гадания, русские народные песни)
- Устные журналы («Любимый семейный праздник», «Профессии наших родителей»)
- Конкурсы («Стихи о маме», «Пословицы и поговорки о книге», конкурсы рисунков, плакатов, поделок, кроссвордов.)
- Экскурсии (в городскую библиотеку)
Были выполнены:
- Буклеты и памятки («Светлая Пасха», словарь-памятка «Архаичные слова», «Заветы для настоящего друга»)
- Рисунки и поделки на разные темы («Каргопольские игрушки», «Вологодская снежинка», аппликация-сувенир «Пасхальное яичко», «Древо Жизни», «Природа родного края» и др.)
- Стенды («Защитники Заполярья», «Природа родного края» и др.)
- Рукописные книги («Мои сказки», «Мои четвероногие друзья»)
В сотрудничестве с родителями были проведены интегрированные занятия, практикумы, праздники.
В течение года было успешно представлено творчество учащихся класса и их родителей на школьные и городские конкурсы:
- «Минута Славы» – II место и приз зрительских симпатий
- «Снежногорские звёздочки» – II место
- «Конкурс рукописной книги» – грамота участников
- «Фестиваль творческих семей» – I место
- «Золотые руки» – I-II место
- «Краски всей России» – дипломы участников
Программа позволила сплотить коллектив учащихся, овладеть основами нравственного поведения, повысить культуру общения, приобщить к русским народным традициям, укрепить взаимосвязь семьи и школы.