На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала как бы изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный процесс воспитания и развития ребёнка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют значительно повысить его эффективность. Создание единого пространства развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны будут оставаться в неведении относительно планов и намерений друг друга.
Изучение зарубежных источников свидетельствует о том, что в западной педагогике работе с родителями уделяется одно из центральных мест. Участие родителей в учебном процессе создаёт благоприятную среду для успешной работы педагогов и детей. Это участие более эффективно, если оно осознано, хорошо спланировано и долгосрочно. Важно, чтобы сотрудничество началось как можно раньше.
Можно выделить три подхода к работе с родителями:
– совершенствование взаимоотношений родителей и детей;
– привлечение родителей к работе группы;
– установление связей сотрудничества между ДОУ и семьёй.
В логопедических группах тесное сотрудничество логопеда и родителей имеет свои особенности и является незаменимым.
Работа с родителями детей, имеющими нарушения произношения и других компонентов речи, рассматривается как неотъемлемая часть коррекционной работы, она тщательно планируется, осуществляется целенаправленно и регулярно. Такая работа включает изучение родителей, их потенциальных возможностей в оказании адекватного воздействия на ребёнка, их наблюдательности, их позиции по отношению к ребёнку и его дефекту.
На основе полученных данных предлагаются определённые методы привлечения родителей к активному, заинтересованному участию в учении ребёнка, это индивидуальные консультации, информация в уголке для родителей, родительские собрания и организация совместной работы родителей и детей по выполнению логопедических заданий. Используя все вышеперечисленное, мы спланировали работу “Консультационного пункта” в детском саду с целью оказания квалифицированной помощи родителям, близким взрослым в создании комфортной семейной среды и условий для развития речи детей.
В основу работы с родителями положены следующие принципы:
– Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического
процесса (с участием разных специалистов: психоневролог, психолог,
учитель-логопед и др.);
– Принцип единства диагностики и коррекционно-педагогического процесса.
Обследование ребенка разными специалистами проводится в целях выявления его
актуального и потенциального уровней развития, соматического состояния и т.д. и
определяет пути коррекционно-педагогической работы в виде составления
индивидуальной программы развития;
– Принцип сотрудничества между родителями и специалистами, родителями и детьми.
Родители будут искать поддержку и помощь специалиста, прислушиваться к нему и
следовать его советам только тогда, когда профессионал видит в родителях
равноправного партнера по коррекционному процессу;
– Принцип учета интересов. При обращении родителей за консультацией, нельзя
говорить им: “Ваш ребенок никогда этому не научится” или что то подобное. В этом
случае родители вряд ли захотят продолжать встречи. Поэтому необходимо тактично
подойти к ответу на поставленный вопрос или проблему. Таким образом, положен
первый кирпичик в строительство моста между специалистом и родителями;
– Принцип ведущей деятельности. Этот принцип подробно раскрыт в отечественных
педагогике и психологии.
Очень часто родители во время первичной консультации, беседы, занятия говорят, что ребенок должен сделать так-то, должен уметь выполнять то, что делают его ровесники и т.д. В этом случае мы объясняем родителям, что не следует сравнивать достижения своего ребенка с умениями других детей. Сравнение возможно лишь с тем, что мог ребенок делать ранее.
Как показал опыт нашей работы, наиболее подходящими формами организации работы “Консультационного пункта” являются:
- Консультативно-рекомендательная.
- Практические занятия для родителей.
- Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
- Подгрупповые занятия.
- Организация родительских собраний, детских утренников и праздников.
Консультативно-рекомендательная форма работы включает в себя первичное обследование, консультативные посещения.
На практических занятиях родители получают знания и навыки по формированию тех или иных умений и навыков у ребенка, например, по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата, навыков правильного звукопроизношения, формированию целенаправленной воздушной струи и т.д.
На индивидуальных занятиях решаются задачи, при которых осуществляется личностно-ориентированный подход, направленный на выявление, раскрытие и поддержку положительных личностных качеств каждого из родителей, необходимых для успешного сотрудничества с ребенком.
Подгрупповые занятия посвящены умению налаживать сотрудничество с другими детьми, детей друг с другом и взрослых между собой.
Организация “круглых столов”, родительских собраний, детских праздников и утренников.
Беседы, собрания проводятся нами в непринужденной обстановке. Во время этих встреч родители получают полезную информацию (например, о развитии речи детей и др.), а также очерчивают круг вопросов, на которые еще не смогли получить ответы.
Формы организации занятий с детьми и их близкими взрослыми могут быть различными. Ведь родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Его успешный результат зависит от многих причин, и не в последнюю очередь от того, насколько правильно построены отношения между специалистом и родителями.
Доверяя родителям, мы создаем условия для их активного участия в воспитании и обучении ребенка. Необходимо быть терпеливым и корректным, уверенным и последовательным, но не идти на поводу у родителей, и не допускать панибратства.
Посещение “Консультационного пункта” возможно не только родителями старших дошкольников, но и родителями детей среднего и младшего дошкольного возраста, а так же посещение педагогами ДОУ и совместное планирование работы по коррекции речевого недоразвития детей.
Для более продуктивной работы нами разработан примерный план работы консультационного пункта в ДОУ.
Примерный план работы Консультационного пункта.
№ п/п | Проводимое мероприятие | Сроки проведения |
1. | Консультация для педагогов “Обследование речевого развития детей. Заполнение карт развития” | Сентябрь |
2. | Консультация для педагогов “Развитие связной речи детей дошкольного возраста” | Февраль |
3. | Тематические консультации и семинары-практикумы для
родителей: – консультация “Анализ состояния речи детей. Причины
речевого недоразвития детей. Формирование правильного произношения”; |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Февраль |
4. | Индивидуальные консультации для родителей:
– по приглашению; |
В течение года |
5. | Консультации для педагогов:
– “Автоматизация свистящих звуков”; |
Октябрь Декабрь-январь Март |
Литература.
- Карельская Е.В. Для речи нужна зарядка // Журнал “Мой ребёнок”, 1999, № 2, с.98–99.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
- Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой, – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
- Лопухина И.С. Логопедия. Звуки, буквы и слова. – СПб.: ДЕЛЬТА, 1998.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно: Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6-лет. – М.: Гном и Д, 2001.
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Автор-составитель сборника Чиркина Г.В. М., Просвещение, 2010.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2001.