Работа с соленым тестом: коллаж как искусство

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: дать представление о коллаже в искусстве.

Задачи:

  1. Развивать пространственное и образное мышление, стремление к качественному выполнению задания.
  2. Познакомить с технологией выполнения работы.
  3. Формировать интерес к славянской мифологии и уважение к традициям своего народа.

Оборудование.

Зрительный ряд: образцы выполнения этапов коллажа.

Литературный ряд: Хананова Ирина Николаевна. Соленое тесто.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.- (Золотая библиотека увлечений).

Музыкальный ряд: вариации на темы русских народных песен в исполнении ансамбля русских народных инструментов.

Материалы, инструменты:

Рисунок 1

  • ткань-бортовка 15*15 см;
  • рамки для фотографий 13*13см или 15*15 см;
  • клей момент «кристалл», ножницы, вода, кисточки;
  • соленое тесто (белое и коричневое);
  • черный горошек; чеснокодавка, стеки, зубочистки;
  • шаблоны для домового из картона: (туловище, рукава, ноги);
  • кусочки ткани разных расцветок 8*8 см, мелкие пуговички, кружева.

Введение.

В наши дни лепка из соленого теста стала очень популярным занятием.

Лепят везде – в детском саду, в школе; новое увлечение распространилось среди домохозяек. И это неудивительно. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость, к тому же все необходимые материалы легкодоступны. Соль, мука и вода – всегда под рукой. А слепив фигурку, ее можно разукрасить, покрыть лаком, если надо, то нарядить в лоскутики, добавить природные материалы.

Рецепт соленого теста настолько древний, что никто не знает, когда же люди придумали его. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье.

Название мастер-класса, которое я вам предлагаю, звучит так: «Работа с соленым тестом: «Коллаж как искусство».

Коллаж (французское слово collage, буквально – наклеивание) определяется словарями в первую очередь как технический прием в изобразительном искусстве, который в основе своей (технологически) связан с приклеиванием одних материалов на другие, различающиеся по цвету и фактуре.

Коллаж в искусстве – это метод создания композиции, главным принципом которого является сочетание разнородных по своей фактуре элементов, которые наклеиваются друг на друга и закрепляются на общей основе. В отличие от аппликации коллаж допускает использование объемных элементов в композиции, причем как целых объектов, так и их фрагментов.

Тема сюжетной композиции (коллажа): «Домовой».

Интерес к славянской мифологии сейчас огромен. Так повседневные бытовые предметы или оригинальные подарки оказываются древними символами и имеют смысл оберегов.

На Руси верили – никакой дом не стоит без домового. Домовой – это душа дома, покровитель жилища и людей, живущих в нем. Домовой - идеальный домохозяин, вечный хлопотун, зачастую ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с домовым хорошие отношения, не забывали обращаться с ласковым словом, оставить немного вкусной еды и маленькие подарочки. Тогда домовой отплатит добром за добро: сохранит мир и покой в семье, предупредит и сбережет дом от бед и разорения, станет ухаживать за скотиной, помогать по хозяйству.

Домовой – дух дома. Живет в доме, во дворе дома. Может принимать вид хозяина дома и в этом виде показываться людям. Представления о его облике очень многообразны. Его представляли в виде небольшого седого старичка, одетого в белую рубаху, и в виде старичка, покрытого шерстью. Где-то считали, что он черен, лохмат и здоров, как медведь, но может принимать вид собаки, а чаще кошки. Может он проявиться и в виде тени.

Разную информацию про домовых можно взять из славянского фольклора.

А сейчас я предлагаю вам создать коллаж из соленого теста и кусочков ткани: «Домовой».

Ход занятия

1. Берем рамку для фотографий, вынимаем стекло и подложку из картона.

2. Обклеиваем основную лицевую сторону подложки тканью при помощи клея «момент».

3. Составляем композицию из шаблонов на основе (лучше работать в рамке). Расположение домового: сидит, лежит; равновесие на основе: середина, левый край, правый край.

4. Мысленно рисуем интерьер избы: шторы, лавка, печь, коврик и т.п.

5. Лепим из соленого теста: голову, ладони, лапти:

Рисунок 2

  • Голова домового:

Рисунок 3

- Раскатываем шар, помещаем на шаблон;

- Корректируем форму лица (может быть круглой, овальной, треугольной);

- Обозначаем глазницы, делаем углубления подушечками указательных пальцев на лице.

- Раскатываем шарик для носа.

Нос у домового может быть очень маленький, как кнопка, или большой, как рогалик, похожий на каплю – широкий, добродушный.

Нос приклеиваем к лицу с помощью воды.

Рисунок 4

Рисунок 5 Рисунок 6 Рисунок 7

- Глаза делаем из черного горошка.

Рисунок 8

Дополняем образ.

- Лепим уши: скатываем маленькие шарики, расплющиваем их и приклеиваем с помощью воды к голове домового.

Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11

Брови, бороду, усы и головной убор лучше делать из теста другого цвета. Бороду, усы, волосы домового делаем с помощью чеснокодавки.

  • Ладони домового:

- Раскатываем лепешку, помещаем на шаблон, стеком прорезываем пальцы. Ногти делаем стержнем от ручки.

Рисунок 12

  • Лапти домового:

Рисунок 13

- Раскатываем лепешку, помещаем на шаблон, корректируем форму лаптя; Стеком наносим полоски – плетение.

- Лепим подошву у лаптя (лучше делать из теста другого цвета): раскатываем маленькую лепешку, корректируем форму и приклеиваем на 1-ю основу с помощью воды.

6. Вырезаем по шаблонам одежду для домового: рубаху, штаны, дополняем образ поясом, пуговицами и т.п.

7. Собираем интерьер избы: шторы, лавка, печь, наклеиваем на основу с помощью клея момент «кристалл».

8. Приклеиваем одежду домового на основу.

9. Приклеиваем голову, ладони и лапти на одежду домового.

10. Осталось вставить коллаж в рамку и повесить на стену или подарить на память.

Рисунок 14

Рисунок 15

А какой домовой получится у вас, решать вам.

В своей работе я разместила приложение, в котором находятся фотографии работ детей, выполненных в технике «Коллаж».

Приложение