Статистика УВД г.Сургута подтверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. За 8 месяцев этого года количество ДТП с их участием уже приблизилось к 70. Основными причинами детского транспортного травматизма являются:
- переход дороги перед близко идущим транспортом;
- переход дороги в неустановленном месте;
- неожиданный выход на проезжую часть из-за транспорта, деревьев, сооружений;
- нарушение Правил дорожного движения велосипедистами;
- игра на проезжей части.
Дети дошкольного возраста никогда сознательно не нарушают правила поведения на дороге, в силу своих возрастных особенностей и в связи с отсутствием той защитной психологической реакции на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. А родители, в свою очередь, не всегда осознают важность и актуальность данной проблемы, порой игнорируя ее вовсе.
Перед дошкольным учреждением была поставлена не простая задача: что мы, воспитатели, можем предпринять, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными? Я стала инициатором организации центра по формированию у дошкольников безопасного поведения на дороге «Перекресток» в рамках единого образовательного пространства МДОУ детского сада № 90 «Незабудка».
Цель работы моего центра заключается в формировании основ безопасного осознанного адекватного поведения воспитанников на дороге.
- Для ее достижения сформулировала задачи:
- Помочь дошкольникам осознать значимость выполнения правил безопасного поведения на улице.
- Формировать представления о наиболее типичных опасных ситуациях на дороге и способах их предотвращения.
- Развивать у детей качественно новые двигательные навыки (умение бдительно воспринимать окружающую обстановку: то есть ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентироваться на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов).
- Воспитывать самостоятельность и ответственность.
Работа в центре ведется 2 раза в месяц по вторникам длительностью 20-25 минут с детьми разновозрастной группы. Каждое занятие (предпочтение отдаю интегрированным) состоит из теоретической и практической части, где 2/3 части отводится закреплению полученных знаний на основе создания проблемных ситуаций в игровой деятельности.
В своей деятельности придерживаюсь следующих принципов:
- Доступность: решение задач, соответствующих возрастным особенностям дошкольников.
- Систематичность и последовательность: постепенная подача материала, частое повторение усвоенных правил и норм.
- Научность – с помощью наглядного материала словесный разбор опасных ситуаций и способов адекватного реагирования.
- Динамичность – интеграция в разных видах деятельности.
- Сознательности и активности – предусматривает сознательное отношение воспитанников к занятиям.
- Дифференциации. Учет индивидуальных и возрастных особенностей, создание благоприятной среды.
- Преемственности. Усвоенные ранее знания повторяются, дополняются, систематизируются в качественно новые умения и навыки.
В своей педагогической деятельности широко использую не только занятия, но и сюжетно-ролевые, подвижные и дидактические игры, создание проблемных ситуаций и способы их решения, конкурсы-выставки книжек-малышек (ребята вместе с родителями придумывают истории, сказки, стихи и оформляют их в маленькие книжки), «Зеленый огонек» (поделки и рисунки соответствующей тематики), конкурс с воспитанниками и родителями, учениками 1 классов МОУ СОШ №46 и МОУ ООШ №30 «Кто умнее дошколенка?», «Лучший инспектор ГИБДД» (с выдачей «удостоверения»), выпуск газеты «Светофорик» (совместно с родителями и воспитанниками), изготовление с детьми альбомов. Приоритет, в виду возрастных особенностей детей, остается за применением наглядного пособия: разнообразные макеты (изготовленные детьми и родителями), плакаты, иллюстрации, фотографии и т.д. Применяю технические средства: видео- и аудиоаппаратуру, мультимедиа. С ребятами старшего дошкольного возраста создаем мультфильмы.
Неоценимую услугу оказывают родители воспитанников, которые помогли оснастить центр «Перекресток» методическими пособиями (принимают участие в изготовлении макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм), участвуют в выпуске газеты детского сада по правилам дорожного движения, различных конкурсах и непосредственно в работе самого центра.
Один из наиболее убедительных аргументов в пользу вовлечения родителей в процесс был сформулирован психологом Ури Бронфенбреннером (1975), который утверждал, что программы, которые ставят основной акцент на вовлечение родителей непосредственно в деятельность стимулирования развития ребенка, по всей вероятности, имеют положительный результат в любом возрасте, однако, чем раньше такая работа начинается, тем лучше для ребенка.
Анализ деятельности центра привел к следующим результатам: низкий уровень – 0%, средний уровень – 48%, высокий уровень – 52%. Это в среднем на 47% выше, чем за 2007-2008 учебный год. За период существования центра развития познавательной активности «Перекресток» (с 2007 года) не было отмечено ни одного дорожно-транспортного происшествия с участием наших воспитанников. А лучшим показателем своей работы считаю высказывания родителей о замечании воспитанников по поводу нарушения ими правил дорожного движения.