Цель урока: опираясь на исторические документы и фактический материал, способствовать получению учащимися понятия о необходимости объединения страны для свержения монголо-татарского владычества
Задачи урока:
- Выявить личностные характеристики Ивана 3, органически завершившего объединение русских земель.
- Показать процесс формирования единого Российского государства с центром в Москве.
- Отметить, что централизованное Российское государство с самого начала складывалось как многонациональное.
- Развивать навыки работы с исторической картой; с историческими документами разных типов, продолжить формирование умений оценивать исторические факты, анализировать и обобщать данные источников.
- Способствовать развитию у школьников интереса к истории, чувства гордости за принадлежность к российскому народу.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок с элементами ролевой игры.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, экран, дидактический раздаточный материал.
Ход урока
Организационный момент.
Обучаемые делятся на три группы: "Москвичи", "Новгородцы", "Тверчане".
Изучение нового материала:
- Феодальная раздробленность на Руси.
Русь конца 15 века.
Давайте вспомним, что из себя по политическому устройству представляло это государство?
Итак, мы вспомнили, что Русь переживала период феодальной раздробленности.
"Иван 3 освободил Москву от татарского ига не путем решительного удара, а посредством упорного, почти 20- летнего труда: Изумленная Европа, которая в начале царствования Ивана 3 едва подозревала о существовании Московского государства, вдруг была огорошена внезапным появлением колоссальной империи на ее восточных границах"
К. Маркс. (слайд 2)
Давайте назовем крупнейшие княжества на Руси (работа с картой) (слайд 3)
Отметьте разными знаками территории этих княжеств.
Прием "оживления карты".
Сегодня вы не ученики, а представители этих княжеств.
Какая внешнеполитическая опасность существовала у Руси?
Были ли попытки сбросить с себя ненавистное иго?
Назовите главное препятствие, мешавшее этому процессу?
Прием с ветками: учащимся предлагается несколько веток и просьба сломать их по отдельности. Вот так было и с русскими землями, отсутствие единства приводило к печальным последствиям.
Сегодня мы проследим процесс создания единого русского государства и нам нужно выяснить, в процессе работы с историческими документами, как Иван 3 собирал русские земли.
- Крупнейшие русские княжества.
А теперь давайте дадим краткую характеристику каждому из княжеств: Московское (слайд 4, 5), Новгородское (слайд 6, 7), Тверское (слайд 8, 9).
Летописец 15 века писал: "И князья, и бояре, и ремесленники, и гости торговые - один род и имя Адамово, а забывшим, друг на друга враждуют, и ненавидят, и грызутся, и кусаются. И от этого случилась великая трагедия". (слайд 10)
А теперь забудем о том, что вы представители княжеств.
- Личность Ивана III
В 1462 году княжеский престол занял Иван 3. (слайд 11)
В учебниках даты правления Ивана 3 выделены жирным шрифтом. Это значит, их надо запомнить. Почему?
Давайте на основе исторического документа познакомимся с личностью московского князя (приложение 1).
Подчеркните в документе слова, которыми можно дать характеристику исторического деятеля. Какими же качествами обладал Иван 3?
- Политическая деятельность великого русского князя.
Перед Иваном 3 стояла сложная задача: завершить процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Безусловно, Москва в тот период обладала несомненным первенством среди княжеств Руси. Однако, по-прежнему сильны были Новгород и Псков, сохраняли самостоятельность удельные князья. Нельзя было принимать поспешных решений, поэтому в первые годы правления он не только уклонялся от резких проявлений своей цели полного объединения Руси, но и оказывал при всяком случае видимое уважение к правам князей и земель. Сохраняя видимость признания прав удельных князей, Иван Васильевич в то же время заставлял чувствовать как силу тех прав, какие давала уже давала ему старина, так и ту степень значения, которую сообщал ему великокняжеский сан.
1463 году Иван 3 немедля покончил с Ярославским княжеством, где ему оказали никакого сопротивления. Рязанский великий князь уже прежде был в руках Москвы: Иван Васильевич в 1464 году женил его на своей сестре, признал самостоятельным владетелем. (слайд 12)
Но не так относился князь к более сильным князьям. С тверским князем Иван 3 заключил договор, не в политике Ивана Васильевича было раздражать без нужды соседа, жившего на перепутье между Москвой и Новгородом:
Подумайте, о чем свидетельствует легкость присоединения территорий княжеств к Москве? Что, на основании данного факта, можно сказать о роли Москвы и московского князя?
Итак, давайте на несколько секунд расслабимся, закроем глаза, а когда откроем - вы опять представители княжеств.(слайд 13)
Перед нами москвичи. Чувствуют себя уверенно. Почему?
Новгородцы. А как вы настроены по отношению к Москве?
А тверчане молчат. Почему?
Какая главная политическая задача стояла перед Иваном 3?
Как вы думаете, присоединение какой территории Руси было главной задачей?
- Борьба с Новгородом.
Итак, на первом месте стоял вопрос о присоединении огромной территории Новгорода Великого. Князь придавал особое значение усиление своего влияния в Новгороде, старшейшем центре русского государства. Исторический документ (приложение 2)
Что было использовано Иваном 3 как повод первого похода на Новгород?
Великому князю оказывали помощь и поддержку повсеместно. Новгороду не помог никто.
Представьте себя князем одного из небольших русских княжеств. Как бы поступили в данной ситуации? Кого бы поддержали? Свой ответ обоснуйте.
Познакомимся с высказыванием историка В.О. Ключевского о причинах падения Новгорода. Читая документ, подчеркните эти причины.
Какие внутренние причины потери политической независимости выделяет историк?
Среди самих новгородцев не было единства. (слайд 14)
Какие категории населения выступали за единство с Москвой, а какие против?
Рассказ учителя о Марфе Борецкой.(слайд 15)
Что же выставил Новгород против княжеской рати? (слайд 16)
После этих событий Иван 3 заключил с Новгородом договор.(слайд 17) Город признал себя "отчиной" великого князя. Новгород заплатил за свой "проступок" и свою просьбу к великому князю - перестать жечь и разорять новгородскую землю -15 тыс. рублей.
Что значили эти деньги в тот период: за 2-3 рубля можно было купить деревню, за 100 рублей - большое село с крестьянскими дворами.
Иван 3 приобрел контроль и над судебной деятельностью новгородских властей. Князь потребовал введение великокняжеского суда, но новгородцы отвергли это, и тогда Иван 3
двинулся в поход. Взяв город в осаду, он предъявил свои требования: "..вечю и колоколу в отчине нашей в Новгороде не бытии. Посаднику не быти. А государство нам свое держати." Новгородцам пришлось капитулировать.(слайд 18, 19)
Вечевой колокол - символ новгородской вольницы увезли в Москву, посадничество ликвидировали. Новгородом стали управлять московские наместники. (слайд 20)
Исторический документ (приложение 3)
Каковы были результаты московского похода на Новгород в1478 г?
Какие шаги предпринял Иван 3 после потери городом независимости и почему?
Определите по карте: какое княжество сохраняло свою независимость?
- Завершение объединения русских земель в единое государство.
Давайте проследим присоединение Твери к Московскому княжеству по "Никоновской летописи" (приложение 4) (слайд 21)
Как вы думаете, в чем причина столь быстрого мирного присоединения Твери?
Почему бояре и местные князья добровольно присягнули московскому князю, по сути изменив своему тверскому князю? (проиграть ситуацию)
В начале 16 века Тверская земля, которая на протяжении двух столетий была главным соперником Москвы, окончательно вошла в состав единого русского государства.
Это означало создание единого русского государства.(слайд 22, 23)
Самым главным последствием этого процесса было свержение монголо-татарского ига.
11 ноября 1480 года принято считать днем освобождение земли русской от ордынского владычества.(слайд 25) Об этом поподробнее вы поговорите на следующих занятиях.
Посмотрите, какие обширные территории вошли в состав единого государства. Можем ли мы отметить княжества также, как сделали это в начале урока? Почему?
Закрепление изученного материала.
Давайте вернемся к проблеме нашего урока (слайд 26)
Перечислим факторы, способствующие собиранию русских земель в единое государство.
(слайд 27)
Повторить прием с ветками, но предложить сломать те же ветки, но уже сложенные вместе. Какой вывод можно сделать?
Русское государство складывалось как многонациональное, его стали называть Россией или Российским государством. В письменных источниках уже в 15 веке впервые появляются слова "Россия", "Российская земля", "российский". В 16 веке рядом с ними, почти как однозначащие, существуют названия "Русь", "русский". Но все больше утверждается понятие "Россия" с производным от него "российский" для определения всей страны в целом всего народа. "Российский" обозначает принадлежность к определенному государству.
Прошлое связано с настоящим неразрывной цепью событий. Подумайте, как мы можем связать нашу сегодняшнюю тему с современностью.
Домашнее задание. (слайд 28)
Обратимся к "горе знаний": (слайд 29)
Ответьте на вопросы: Я узнал: Я понял: Я убедился.
Почему мы с вами не добрались до вершины?