Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (16 МБ)


Тип урока: изучение нового материала.

Цели и задачи этого урока:

  • Обучающие:
    • экспериментально доказать закон сохранения массы веществ, на основе этого закона сформировать понятие о материальном балансе химической реакции;
    • сформировать понятие об уравнении химической реакции как об условной записи, отображающей превращения веществ.
  • Развивающие:
    • развивать умения ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку;
    • совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
    • развивать коммуникативную компетентность, способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
  • Воспитательные:
    • продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
    • на примере жизни и деятельности М. В. Ломоносова воспитывать патриотизм.

Методы и методические приёмы:

  • лабораторная работа;
  • фронтальный опрос;
  • самостоятельная работа с КОЗами;
  • работа с ЭОР;
  • взаимопроверка результатов работы в парах, выставление отметок.

Оборудование и реактивы: мультимедиапроектор,  компетентностно-ориентированные задания, карточки с заданиями для самостоятельной работы, лабораторный штатив с пробирками, растворы – хлорида бария, соляной кислоты, сульфата натрия, мел, весы,  разновесы.

Для реализации этих целей и задач были использованы следующие методы: наглядно-иллюстративный, проблемный и исследовательский, а также индивидуальная и парная работа.

Урок состоит из трех этапов:

  • Организационно- мотивационного, на котором идет актуализация знаний и учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи.
  • Операционно-исполнительного в ходе, которого учащиеся знакомятся с новым материалом.
  • Рефлексионно - оценочный. Этот этап позволяет проверить уровень усвоения знаний на уроке.

По ходу урока учащиеся включаются в разные виды деятельности: решение проблемной задачи, проведение эксперимента, работа с ЭОР, индивидуальная работы с КОЗами, выполнением тестового задания. Перечисленные приемы соответствуют различным уровням познавательной деятельности: репродуктивной, эвристической, исследовательской. Включение учащихся в различные виды деятельности оправдано, так как психические процессы протекают на разных уровнях. Более высокие уровни познавательной деятельности опираются на предыдущие и являются их следствием и результатом.
В течение урока постоянно осуществляется самоконтроль и взаимоконтроль. Разнообразные формы общения друг с другом и с учителем, использование компьютерной презентации повышает интерес к процессу познания.
ИКТ позволяет сделать урок более интересным и насыщенным.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

Проводится фронтальная беседа с классом по пройденному материалу.

Учитель. На прошлом уроке вы познакомились с физическими и химическими явлениями. Какие явления называют физическими? Приведите примеры.

Ученик. Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел или агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют физическими явлениями.

Учитель. Приведите примеры.

Ученик. Таяние льда, плавление металла, испарение воды.

Учитель. Дайте определение химическим явлениям.

Ученик. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называются химическими явлениями или химическими реакциями.

Учитель. Приведите примеры химических реакций.

Ученик. Скисание молока, горение  бумаги, ржавление железа.

Учитель. Какие условия необходимы для того, чтобы произошла химическая реакция?

Ученик. Соприкосновение веществ, измельчение  и перемешивание, нагревание.

Учитель.По каким признакам можно судить о том, что произошла химическая реакция?

Ученик. Выделение или поглощение тепла, выделение газа, выпадение осадка.

Учитель. Какие  реакции называют экзотермическими?

Ученик. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют экзотермическими. Это реакции горения.

Учитель. Какие  реакции называют эндотермическими?

Ученик. Реакции, протекающие с поглощением  теплоты, называют эндотермическими. Это реакции разложения.

Учитель. Ребята, а как  мы обозначали  состав вещества?

Ученик. При помощи химических формул.

Учитель. А реакцию можно обозначить? Какова тема и цель нашего урока?

Ученик. Тема урока – «Химические уравнения»

Ученик. Сформировать понятие об уравнении химической реакции.

 II. Изучение нового материала

1. Лабораторная работа

(Учащиеся  в парах выполняют  КОЗ №1. Приложение 1, а затем сравнивают с модельным ответом.  Демонстрируется слайд Презентации 2)

2. Открытие закона сохранения масс.(Демонстрируется слайд Презентации 2)

А) Р.Бойль – 1673 г.,
Б) М.В.Ломоносов – 1756 г.,
В) А. Лавуазье – 1789 г.

3. Демонстрация опыта и формулировка закона (Работа учащихся с ЭОР)

А) закон сохранения
Б) прокаливание меди

Физкультминутка

4. Великий сын – великого народа

Выступление учащегося. Презентация 1. Тезисы к выступлению – Приложение 2.

5. Учитель. Вспомним! (Демонстрируется слайд Презентации 2) Закон является основой для составления уравнений химических реакций и предлагает выполнить КОЗ № 2.

Учащиеся выполняют КОЗ № 2 (Приложение 3), а затем проверяют друг друга, опираясь на модульный ответ.

III. Закрепление изученного материала

1. Для закрепления материала учитель просит выполнить дифференцированные задания.

КОЗ № 3 1 уровень – Приложение 4,
КОЗ № 4 2 уровень – Приложение 5,
КОЗ № 5 3 уровень – Приложение 6.

2. Проверь себя

Учащиеся выполняют тест и проверяют себя – Приложение 7.

III. Заключительная часть

Учитель подводит итоги урока, анализирует полученные результаты.

IV.  Домашнее задание: §  27, упр. 2.

V.  Рефлексия

– Вам предлагаются высказывания; какие из них характеризуют вашу деятельность на уроке или созвучны вашему состоянию:

  • Терпение и труд  всё перетрут.
  • Тяжело в учении – легко в бою.
  • Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
  • Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
  • Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.
  • Всякое знание лишь тогда имеет ценность, когда оно делает нас энергичнее.

Используемые источники:

  1. Габриелян. О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2007, 208 с.
  2. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Ящукова А.В. Настольная книга учителя. 8 класс. М.: Дрофа, 2004, 416 с.
  3. Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе.
  4. Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н., Жегин А.Ю. Химия. 8 класс. М.: Вентана-Граф, 2003, 224 с.
  5. Комплект цифровых образовательных ресурсов  к учебнику Габриелян О. С. Химия. 8 класс     
  6. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия-8» для учащихся и учителей. М.: Блик и К0, 2004, 224 с.
  7. Ресурсы  Интернет: