Методические рекомендации по выполнению задания С8 Единого государственного экзамена по обществознанию

Разделы: История и обществознание


1. Понятие «план».

План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По образному выражению, – это «скелет произведения». Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

2. Достоинства и недостатки плана.

Достоинства плана Недостатки плана

1) Самая краткая запись.
2) Отражает последовательность изложения и обобщает.
3) Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведения.
4) Восстанавливает в памяти содержание источника.
5) Заменяет конспекты и тезисы.
6) Помогает составлению записей.
7) Улучшает сделанную запись.
8) Ускоряет проработку книг.
9) Помогает при длительной работе над источником.
10) Организует самоконтроль.
11) Сосредотачивает внимание и стимулирует знания.

1) Не передает фактического содержания источника, а лишь скупо напоминает о нем, о схеме расположения материалов в нем.
2) Планом можно пользоваться, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст или воспроизвести в памяти слабо запоминающийся текст, вскоре после составления плана.

3. Виды планов и их выполнение.

Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.

Как составлять простой план. Как составлять сложный план

1) Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
2) Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
3) Озаглавьте части, подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
4) Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
5) Запишите план.

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал
2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).
3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).
4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Общие правила составления плана при работе с текстом.

1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста

4. Требования к плану.

1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.

а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.

Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана может выглядеть так:

I. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. ---------------------------------------

а) ---------------------------------------
б) ---------------------------------------
в) ---------------------------------------

II. ---------------------------------------
III. ---------------------------------------

5. Развитие умений и навыков по составлению плана.

Предлагаем организовать развитие умений по составлению планов на уроках истории и обществознания следующим образом.

1-4 классы – развитие умений по составлению простого плана.

5-6 классы – учащиеся постепенно учатся расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению сложного плана.

7- 9 классы – учащиеся справляются с составлением сложного плана по тексту учебника или рассказа учителя.

10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана к докладам, рефератам, устным выступлениям.

6. Алгоритм работы по развитию ЗУН учащихся.

1) Учитель сам составляет на уроке сложный план и разъясняет основные принципы его построения.
2) Затем можно дать простой план темы урока и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.
3) Далее, одному из сильных учеников поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всего класса.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одному-двум разделам параграфа.
5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме, охватывающий целый параграф, а потом и по сквозной теме.

7. Выполнение части С8 Единого государственного экзамена по обществознанию.

Задание С8. Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Предлагаем вашему вниманию два варианта плана на заданную тему.

1 вариант 2 вариант
1. Понятие политического режима.

а) Политические ценности.
б) Политические нормы.
в) Политические структуры.

2. Демократические и антидемократические режимы.

а) Признаки демократического режима.
б) Авторитаризм и его признаки.
в) Тоталитаризм и его признаки.
г) Военный режим и его признаки.

3. Политические режимы в современном обществе.

а) Демократия в странах Западной Европы и США.
б) Переход России от авторитаризма к демократии.
в) Тоталитаризм в Северной Корее.
г) Военные режимы в странах Африки.

1. Понятие политического режим.

2. Демократический режим и его признаки.

а) Народ – источник власти.
б) Наличие представительных органов власти.
в) Равенство граждан перед законом.
г) Независимость судебной власти.
д) Идеологический и политический плюрализм.

3. Авторитаризм и его особенности.

а) Народ отчужден от власти.
б) Централизация власти.
в) Запрещение политической оппозиции.
г) Невмешательство во внешнеполитические сферы.

4. Характерные черты тоталитаризма.

а) Наличие единой партии.
б) Официальная государственная идеология.
в) Массовый террор к «врагам народа».
г) Централизованная экономика.

5. Политические режимы в современном обществе.

Список литературы:

  1. Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений.
  2. Как составлять выписки, планы и тезисы. Библиотечный урок для учащихся старших классов / ЦРБ им. 1 Мая; сост. зав.  ИБО Т.В. Виноградова. - Н. Новгород, 2002. - 8с.
  3. Клементёнок В. Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей http://1sept.ru/.
  4. Лейбенгруб П.С. О повторениях на уроках истории СССР в 7-10 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
  5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание /авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.- М.:АСТ: Астрель, 2010.