1. Понятие «план».
План – это схематически записанная совокупность коротко сформулированных мыслей-заголовков. По образному выражению, – это «скелет произведения». Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для организации умственного труда, для развития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.
2. Достоинства и недостатки плана.
Достоинства плана | Недостатки плана |
|
|
3. Виды планов и их выполнение.
Планы подразделяются на простые и сложные. Простой план отражает выделение и наименование главных частей. Сложный план полнее раскрывает построение и содержание текста, позволяет глубже проследить за ходом мысли и замыслом автора.
Как составлять простой план. | Как составлять сложный план |
|
|
Общие правила составления плана при работе с текстом.
1) Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2) Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3) Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4) Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста
4. Требования к плану.
1) Пункты плана можно и нужно фиксировать немедленно, уже в процессе первоначального чтения, а не откладывать его составление, как иногда советуют, до повторного чтения. По окончании первоначального чтения, в дальнейшей работе, план может исправляться и уточняться.
2) Составляя план при чтении, прежде всего, стараются определить границы мыслей, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая. Эти места в книге тотчас помечают. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана.
3) Самое сложное в работе над планом – сформулировать заголовки. Приступая к формулированию, ищите в тексте опорные словосочетания, они помогут.
4) Прежде чем план перенести в тетрадь, следует прикинуть его на черновике – отточить формулировки.а) План должен полностью охватывать содержание текста (темы).
б) В заголовках (пунктах плана) не должны повторяться сходные формулировки.
Не пренебрегайте графической культурой записи плана! Схема записи плана может выглядеть так:
I. ---------------------------------------
1. ---------------------------------------
2. ---------------------------------------
3. ---------------------------------------а) ---------------------------------------
б) ---------------------------------------
в) ---------------------------------------II. ---------------------------------------
III. ---------------------------------------
5. Развитие умений и навыков по составлению плана.
Предлагаем организовать развитие умений по составлению планов на уроках истории и обществознания следующим образом.
1-4 классы – развитие умений по составлению простого плана.
5-6 классы – учащиеся постепенно учатся расчленять отдельные вопросы плана на подпункты и переходят к составлению сложного плана.
7- 9 классы – учащиеся справляются с составлением сложного плана по тексту учебника или рассказа учителя.
10-11 классы – старшеклассники развивают умения по составлению сложного плана к докладам, рефератам, устным выступлениям.
6. Алгоритм работы по развитию ЗУН учащихся.
1) Учитель сам составляет на уроке сложный план и разъясняет основные принципы его построения.
2) Затем можно дать простой план темы урока и продолжить учащимся развернуть его путем детализации наиболее важных вопросов.
3) Далее, одному из сильных учеников поручить во время опроса написать на доске развернутый план, а затем разобрать его при участии всего класса.
4) Уч-ся самостоятельно составляют на уроке сложный план по одному-двум разделам параграфа.
5) Только после этого можно предложить школьникам составить развернутый план, по какой либо теме, охватывающий целый параграф, а потом и по сквозной теме.
7. Выполнение части С8 Единого государственного экзамена по обществознанию.
Задание С8. Вам предстоит подготовить развернутый план по теме «Политический режим». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Предлагаем вашему вниманию два варианта плана на заданную тему.
1 вариант | 2 вариант |
1. Понятие политического режима. а)
Политические ценности. 2. Демократические и антидемократические режимы. а) Признаки демократического режима. 3. Политические режимы в современном обществе. а) Демократия в странах Западной Европы и США. |
1. Понятие политического режим. 2. Демократический режим и его признаки. а) Народ – источник власти. 3. Авторитаризм и его особенности. а) Народ отчужден от власти. 4. Характерные черты тоталитаризма. а) Наличие единой партии. 5. Политические режимы в современном обществе. |
Список литературы:
- Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов единого государственного экзамена 2010 г. по обществознанию. Федеральный институт педагогических измерений.
- Как составлять выписки, планы и тезисы. Библиотечный урок для учащихся старших классов / ЦРБ им. 1 Мая; сост. зав. ИБО Т.В. Виноградова. - Н. Новгород, 2002. - 8с.
- Клементёнок В. Сборник учебно-методического и дидактического материала (памяток, схем, характеристик) для учащихся, преподавателей http://1sept.ru/.
- Лейбенгруб П.С. О повторениях на уроках истории СССР в 7-10 классах. Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987.
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание /авт.-сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.- М.:АСТ: Астрель, 2010.