Пояснительная записка
Урок закрепления пройденного материала с элементами коррекции. В результате применения методов игрового обучения осуществляется более свободный и психологически раскрепощенный контроль знаний учащихся с ЗПР, стимулируется познавательная деятельность и формируется ассоциативные запоминания специальных терминов и сведений.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) могут реализовать свой потенциал лишь при условии удовлетворения как общих, с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. Особые образовательные потребности определяют особую логику построения учебного процесса, что находит свое отражение в структуре и содержании образования.
Содержание образования в коррекционном учреждении определяется программой разрабатываемой на основе общеобразовательной программы с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, принимаемой и реализуемой коррекционным учреждением самостоятельно. Ввиду трудности для понимания учащимися с ЗПР из программы исключен материал об аморфных и кристаллических веществах, о межмолекулярных взаимодействиях и типах кристаллических решеток.
Тема: «Химическая связь и строение атома».
Цели урока:
- Повторить и привести в систему знания о видах химических связей.
- Рассмотреть сущность образования химических соединений.
- Формирование понимания многообразия и единства всех видов химической связи.
- Развитие логического мышления, формирование у учащихся умений выявлять главное, существенное, сравнивать и обобщать знания о строении вещества.
- Коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Химическая связь и строение атома».
- Воспитание положительной мотивации учения.
Оборудование:
- таблица «Химическая связь. Строение вещества.»;
- магнитные карточки с химическими формулами веществ;
- компьютеры, медиопроектор, экран;
- презентация к уроку (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
Психо-физическая гимнастика. Упражнение «Любопытная Варвара».
Цель. Постепенное расслабление позвоночника, шейного отдела и улучшение кровоснабжения головного мозга. Ритмирование дыхания.
Выполнение. Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит в право, а потом опять вперед (всё это выполняется на вдохе, совмещая текст и действия).
Далее на выдохе расслабляют шею и говорят: Тут немного отдохнёт. Шея не напряжена, а расслаблена.
Снова на вдохе: А Варвара смотрит вверх, выше всех, всё дальше вверх (при этом максимально напрягая мышцы шеи и горла).
На выдохе: Возвращается обратно, расслабление приятно. Шея не напряжена, а расслаблена.
Далее, напрягая шею, прижимают подбородок к груди и говорят снова на вдохе:
А теперь посмотрим вниз, мышцы шеи напряглись. (на выдохе)
Возвращаемся обратно, расслабление приятно (при этом голову поднимаем и медленно вращаем ею). Шея не напряжена, а расслаблена.
Каждая часть этой комбинации упражнений повторяется не менее двух раз.
II. Проверка знаний и умений учащихся.
1. Литературная минутка.
Назовите химический элемент о котором идет речь в метаграмме.
Параллельно ведется игра с массажным мячиком.
1) Первый слог – предлог известный.
Слог второй трудней найти:
Часть его составит цифра,
К ней добавьте букву И.
Чтобы целое узнать,
Нужно вам металл назвать.2) Корабли меня обходят;
Знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменят,
To металлом окажусь.3) Два элемента химических
В метаграмме я вам загадал:
С X – элемент металлический,
Ну а с В – я уже неметалл.4) С К А – активный я металл,
С Г Е – я очень легкий газ.
Чтобы нас ты разгадал,
Глянь в систему еще раз.5) Я – металл, меня ты знаешь.
Мощь громадная во мне.
Если Б ко мне добавишь,
Небо скрою в снежной мгле6) Двенадцать пар – не забывай!
У всех людей на свете.
В другом значении – узкий край,
Так учат в школе дети.
Если СЕ ко мне добавить –
Вмиг в металл я превращусь.
А к тому могу добавить –
В первой группе окажусь.
2. Ребусы.
|
|
|
|
3. Упражнение «Где эта улица, где этот дом?».
Определить по электронной формуле элемента его положение в Периодической системе химических элементов. Данное упражнение направленно на коррекцию устойчивости внимания при условии длительной нагрузки зрительного анализатора.
Название химического элемента | Электронные формулы | Порядковый номер | Номер периода | Номер группы | |
Натрий | Is2 2s2 2рб3s1 | ||||
Азот | Is2 2s2 2p3 | ||||
Кальций | Is2 2s2 2рб 3s2 Зрб4s2 | ||||
Аргон | Is2 2s2 2рб 3s2 Зрб |
III. Основная часть.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Химическая связь».
1. Физкультурная минутка.
Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу верх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Повтори так восемь раз –
Лучше будет видеть глаз.
2. Игра в «Крестики и нолики».
Исходя из вида химической связи, определите для каждого случая выигрышный путь, если его составляют вещества с: а) неполярной ковалентной связью, б) полярной ковалентной связью, в) ионной связью (см. Приложение 1).
Это упражнение направленно на коррекцию объема внимания.
3. Фронтальный опрос.
- По каким признакам определяют тип химической связи.
- Какие химические элементы образуют ковалентную неполярную связь.
- Какие химические элементы образуют ковалентную полярную связь.
- В чем сходство ковалентной полярной и неполярной связи.
- В чем различие.
- Какие химические элементы образуют ионную связь.
- В чем сходство в механизме образования ионной и ковалентной полярной связи.
- В чем различие между этими видами связи.
После ответов на вопросы учащиеся заполняют таблицу (см. Приложение 2).
- Определите, в каком ряду пары атомов расположены в порядке последовательного увеличения смещения общей электронной пары:
а) F – F, Н – F, Na – F;
б) F – F, Na – F, Н – F;
в) Na – F, F – F, Н – F;
г) Н – F, F – F, Na – F;
д) Na – F, Н – F, F – F.
Вывод:
- В основе образования ковалентной связи, так как и при возникновении ионной связи, лежит взаимодействие противоположных зарядов.
- Ионная связь – это крайний случай полярной ковалентной связи.
- В реальных веществах химическая связь имеет смешанный характер.
IV. Домашнее задание, дается с пояснениями и комментариями учителя.
Тест по теме «Строение атома».
1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:
a) Mg; б) Si; в) С1; г) S.
2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:
а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.
3. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют:
а) 5-орбиталями; в) d-орбиталями;
б) р-орбиталями; г) /-орбиталями.
4. Максимальное число электронов нар-орбиталях:
а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.
5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу Is22s22p63s23pl:
a) Na; б) Р; в) А1; г) Аг.
6. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Атом какого химического элемента содержит три протона?
а) В; б) Р; в) А1; г) Li.
8. Атом какого химического элемента имеет заряд +22?
a) Na; б) Р; в) О; г) Ti.
9. Число нейтронов в атоме марганца равно:
а) 25; б) 29; в) 30; г) 55.
10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
Список используемой литературы:
- Маркина, И. В. Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий/ И. В. Маркина; худож. А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 288 с.: ил. – (В помощь учителю).
- Зуева М. В. Обучение учащихся применению знаний по химии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.: ил.
- Габриелян, О. С. Химия. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / О. С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 270, [2] с.: ил.
- Титова И. М. Урок химии VIII класс. Система личного развития учащихся: Пособие для учителя. – Спб.: КАРО, 2002. – 256 с.
- Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. Книга 1. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 96 с.
- Штремплер Г. И. Загадки, игры, ребусы. – М.: Просвещение 1993.
- Дефектология, 2009, № 1, с. 5 – 13.
- Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2008, № 1, с. 13 – 21.