Развитие познавательных интересов ребенка – один из важнейших факторов успешности учения. Все усилия педагога сформировать у детей какие-либо представления или понятия обречены на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметом рассуждения.
В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются найти более глубокие связи и отношения между различными явлениями.
Познавательная активность на ранних этапах развития ребенка проявляется в форме реагирования на новые ситуации, в непроизвольном проявлении внимания, памяти, способствует закреплению первых знаний о мире. В последующем развитии, познавательная активность проявляется в любознательности, в бескорыстном стремлении к новому. В подростковом возрасте проявляется творческая активность.
Проявление познавательной активности связываются с уровнем развития познавательной потребности человека и проходит определенные этапы становления. Она начинает проявляться в элементарной поисковой активности, затем находит выражение в исследовательской активности, и высшим ее уровнем является творческая активность личности.
По результатам диагностики все младшие школьники хотят учиться хорошо, но не хотят прикладывать к этому никаких усилий: выражают пожелания « чтобы робот ходил за меня в школу», «Ручка делала за меня уроки». Таким образом на поверхность выходит один из воспитательных просчетов как педагогов, так и родителей: мы не учим детей испытывать радость от преодоления трудностей.
Первым двигателем познавательных процессов у детей является любопытство. К.Д. Ушинский подчеркивал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание.
Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на новый, еще неизвестный, неизученный ребенком. В основе развития потребности в знании, лежит неудовлетворенность уже имеющимися знаниями и стремление к приобретению новых. Это во многом зависит от воспитания ребенка:
- Ребенку предоставляют последовательно для восприятия и изучения в доступной ему форме (ощупывание, рассматривание) разнообразные предметы. Это способствует аналитико-синтетической деятельности мозга, тренировке познавательных процессов (ощущения, восприятия, памяти, мышления, речи, воображения), накоплению индивидуального опыта.
- Ребенок предоставлен сам себе. Деятельность взрослого сводится только к удовлетворению его витальных потребностей. Такие условия воспитания не будут способствовать развитию познавательной потребности ребенка. Как зерно, упавшее в почву, которую не поливают, где нет тепла и солнечного света, не прорастает и познавательная потребность, нуждающаяся в определенных условиях, и лишенная их, - не получает своего развития
Основным источником побуждения младших школьников к труду, умственной деятельности является интерес. Для формирования познавательного интереса учитель должен руководствоваться основными правилами:
- необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;
- объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них ни совершенно новым, ни уже хорошо известным;
- материал целесообразно «группировать вокруг одного стержня».
Большие потенциальные возможности для формирования познавательных интересов содержит система обучения «Школа 2100».
Самостоятельно открывать новые знания позволяет технология проблемно-диалогического обучения, основная особенность которой заключается в том, что новые вычислительные приемы не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности, построенной на организации побуждающего, подводящего диалогов и сообщения темы с мотивирующим приемом. При ознакомлении учащихся с новым вычислительным приемом используются такие подходы постановки учебной проблемы:
- столкновение мнений учащихся при выполнении практического задания;
- предложение задания не сходного с предыдущим;
- предложение задания сходного с предыдущим, но с ошибочным его выполнением;
- прием «актуальность», связанный с пониманием практической значимости знания.
Использование проблемного подхода создает благоприятные условия для развития у младших школьников познавательных интересов, формирует у них стремление к размышлению, самостоятельному творчеству.
Немаловажную роль в формировании познавательных интересов играют вопросы учителя. Грамотно составленные, вовремя и последовательно заданные, они учат мыслить связно, последовательно, самостоятельно, экономно выбирать средства для достижения цели, анализировать свои действия, рассуждать и обосновывать свои суждения.
Учебные вопросы выполняют следующую функцию:
- Информационную (получение обратной информации от учащихся, например, о качестве обучения).
- Организационную (упорядочение деятельности учащихся: например вовремя заданный вопрос может не только подтолкнуть мысль детей в нужном направлении, но и приостановить ошибочные действия, заводящие в тупик).
- Контролирующую (организация всестороннего контроля за процессом обучения).
- Мотивационную (использование технологии деятельностного метода обучения, создание познавательного интереса у учащихся и положительного мотива деятельности).
- Стимулирующую, которая зависит от разных уровней функционирования психики учащихся.
В зависимости от логической структуры выделяют уточняющие (Верно ли, что длина ломаной равна сумме длин ее звеньев?), восполняющие, связанные с получением новых знаний (Как узнать длину ломаной?).
По характеру вопросы бывают нейтральными (Как узнать, на сколько одно число больше другого?), благожелательными (Помогите герою определить, какие углы прямые), провокационные (Правильно ли Катя написала условие задачи?).
По управлению познавательной деятельностью учащихся вопросы бывают отдаленно-ориентирующие (Почему ты выбрал это действие?). определенно-направляющие, которые помогают выяснить, например, какие слова в условии задачи указывают на выбор действия, наводящими, подсказывающими.
Вопросы учителя должны задаваться в логической последовательности, с постепенным возрастанием сложности, будить мысль ученика, развивать его мышление, не повторяться до того, как на них буден дан ответ, идти от общего к частному, не требовать от учеников односложных ответов. От силы раздражителя зависят сила и глубина раздражения.
Формирование познавательного интереса влечет за собой и использование информационных технологий на уроке. На различных этапах урока компьютер может выполнять различные дидактические функции:
- актуализация необходимых для усвоения знаний,
- наглядное предъявление дидактического материала,
- тренинг умений и навыков.
Зачем человеку нужен поиск? Он необходим для того, чтобы извлекать из окружающей среды нужную информацию, которую надо добывать, потому что она не лежит на поверхности, и не допускать в мозг ненужную информацию.
Достаточно материала поискового характера заложено в основу учебника математики, где задания по характеру познавательной деятельности подразделяются на репродуктивные (воспроизведение учебного материала, его применение в знакомой ситуации, действие по образцу) и продуктивные (применение знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности).
В учебнике много материала, который мотивирует на вычисления.
Задания с межпредметной компетентностью действуют от вычислений до познания окружающего мира.
Например, Математика, 3 класс:
- расположи ответы в порядке убывания и узнаешь название созвездия в Северном полушарии;
- после вычислений, соедини правильные ответы по точкам;
- заполни таблицу и узнаешь птицу строителя, которая вьет гнезда.
И наоборот, от предметов действительности до применения к ним вычислительных навыков.
Тема «Мамонты» – составляли задачи с использованием материала краеведческого характера.
Тема «Старинные меры массы» – появились задачи:
- Крестьяне выплатили помещику налог в размере 50 пудов картофеля и 20 пудов пшеницы. Каков налог крестьян в килограммах?
- Меч Ланселота весит 10 пудов, а меч короля Артура 12 пудов. На сколько килограммов меч Артура тяжелее меча Ланселота?
Сегодня на уроке математики решила поспособствовать детям расширить интересы в познании родного города (в 1 классе на вопрос «Отчего произошло название города», дети отвечали «От футбольной команды «Томь»).
Исследовательская деятельность будет очень актуальной, если в качестве объекта взять самого себя.
Например, выполнив математические расчеты по определению оптимальных показателей роста и веса, сравнить данные с полученными результатами, подумать, какие процедуры помогут нормализовать вес.
Скучный процесс формирования вычислительных навыков превратить в интересную увлекательную работу позволяет методическая копилка, которая есть в арсенале каждого учителя:
- арифметические головоломки;
- магические квадраты;
- мат. игры «Забей мяч в ворота»;
- физминутки «Прыгни столько раз, сколько колес у 2 машин»;
- мат. фокус.
Для активизации познания деятельности учащихся на уроках математики применяются загадки, пословицы, фразеологизмы, ребусы, задачи в стихах.
Выходили 12 молодцов
Выносили 52 сокола
Выпускали 356 лебедей. (Месяц, недели, дни.)Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Лить слезы в 3 ручья.
Восемь чашек, восемь пар-
Выпиваем самовар.
Чашек пьем всего по паре,
Сколько чашек в самоваре?
Активизирует на уроке познавательный вопрос, на который можно ответить, решив правильно пример.
Какое животное может обходиться без пищи несколько дней?
39 / 1 + 56 – 5 – 89 / 1 + 2 / 6 + 10
11 жираф.
12 верблюд.
6 носорог.
Нестандартные задания, развивающие логику, память, внимание, мышление.
- «Ошибки-невидимки».
Ничего не зачеркивая, сделай ошибку невидимой.
10 < 10
10 < 100
10 < 10 + 5
15 – 10 < 10
- «Логический ряд».
По закономерности узнай след. число: 9, 7, 12, 10, 15, 13, ... (18).
Чтобы удивляться и открывать новое на уроке должен царить принцип психологической комфортности. Для этого надо:
- обеспечить свободу самореализации каждого из детей;
- создать условия, при которых ребенок не боялся бы высказывать свои пусть еще не совсем зрелые мысли;
- предлагать на выбор задания, получить удовольствие от достигнутого им успеха;
- создавать проблемные ситуации, содержанием которых является противоречие, а признаком – эмоциональное переживание;
- использовать рефлексию, положительный эмоциональный тон, партнерские отношения с детьми.
На уроке должно быть комфортно не только способным детям, но и слабым ученикам. На помощь приходят самые популярные и доступные уроки – путешествия, уроки – исследования, нестандартные уроки, как правило интегрированные, так как именно интегрированные уроки повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует самообразованию, повышению уровня обученности и воспитанности обучающихся,
- способствуют формированию целостной картины мира;
- способствуют устной и письменной речи;
- способствуют развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти;
- способствуют снятию напряжения, перегрузки обучающихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.
Познавательная деятельность – это умственный труд, связанный с напряжением интеллектуальных сил человека. Этому необходимо учить ребенка с детства.
Список литературы:
- Е.А. Меньшикова «Развитие познавательной активности детей» (психолого-педагогический аспект) Томск, 2006.
- Е.Ю. Сухаревская «Технология интегрированного урока».
- Н.Г. Капустина «Познавательные интересы младших школьников» Начальная школа «Плюс, до и после» №2, 2005г.
- Л.А. Копытова «Процесс познания должен идти «от ученика». Начальная школа «Плюс, до и после» №2, 2005г.
- М.А. Худякова, С.О.Шипиловских «Роль учебных процессов в обучении младших школьников математике». Начальная школа «Плюс, до и после» №12, 2007г.
- А. Н. Дибленкова «Как реализовать принцип психологической комфортности на уроках». Начальная школа «Плюс, до и после» №8, 2008г.
- Е.В. Гадустова «Элементы проблемного обучения с компьютерной поддержкой». Начальная школа «Плюс, до и после» №8, 2008г.
- В.В. Белосвет «Развитие познавательной активности на уроках математики». Начальная школа «Плюс, до и после» №6, 2008г.
- Е.Г. Новолодская «Здравотворческий подход при изучении исторического материала». Начальная школа «Плюс, до и после» №9, 2007г.
- Л.Н. Черемошкина « Развитие внимания детей» Ярославль. «Академия развития» 1997г.
- А.П. Тонких, Т.Н. Кравцова «Логические игры и задачи на уроках математики» Ярославль. «Академия развития» 1997г.