Вечер памяти "Живая память"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • воспитание патриотических чувств у учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  1. Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности.
  2. Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.
  3. Развитие у учащихся творческих умений и навыков.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, музыкальная аппаратура.

Оформление зала:

  • плакаты с названием мероприятия;
  • фотографии погибших;
  • воздушные шары в форме звезд, цветы.

Ход вечера

Вечер памяти открывается музыкальным номером. На дудуке ученик музыкальной школы исполняет афганскую мелодию.

Ведущий 1.

Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим.
Это надо не мертвым,
Это нужно живым.

Чтец 1. Получают мальчики повестки и уходят мальчики служить.

Есть обязанность у них такая:
От врага Отчизну защитить.
Матери сынов своих проводят
И наказы материнские дадут,
Расцелуют крепко, перекрестят
И по-бабьи жалобно всплакнут.

Чтец 2.

А отцы, махнув по рюмке горькой,
Зная, как тяжел солдата путь,
Говорят, сжимая крепко руку:
«Ты, сынок, писать не позабудь».

Чтец 3.

Юноши России присягают,
Клятву перед знаменем дают.
Юноши пока еще не знают,
Что домой они не все придут.
Поседевших мам и пап все меньше,
Все они уходят в мир иной,
А сынок в граните остается,
Остается вечно молодой.

Чтец 4.

В память павших своих земляков
Зажигаем потухшие свечи.
Пусть расправит неяркий их свет
Всех участников поникшие плечи.
Поколенье не знавших войны
Как свою вашу боль принимаем.
Чтобы не было больше войны,
Мы сегодня свечу зажигаем.

В зале зажигают свечи. Звучит песня «Зажгите свечи» в исполнении двух учениц. На экран проецируется видеоклип, снятый к этой песне.

Ведущий 2. Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня у нас в гостях и надеемся, что этот день будет днем памяти всем, выполнявшим свой интернациональный долг в Афганистане, Чечне, Таджикистане, Абхазии, Приднестровье и других горячих точках.

Ведущий 1. О войне говорить тяжело, но мы не имеем права забывать о ней.

О тех, кто не вернулся, и о тех, кто вернулся с искалеченной душой.

Но, несмотря на все, жизнь продолжается, продолжается своими контрастами: черное-белое, темное-светлое. И мы желаем вам, чтобы черные дни никогда не вернулись, чтобы для жен и матерей не повторились дни и ночи мучительных ожиданий и тревог.

Хореографическая композиция «Раненое сердце».

Ведущий 2. Время…время…Жестокое, неумолимое, полное трагизма и вопросов: «Почему в расцвете лет гибнут лучшие? Почему в вечность уходят молодые, навсегда покинув тех, кто их бесконечно любил?»

Чтец.

Мы хороним любимых, но сколько бы
Не безмерна утрата была,
Нам дано отвлекаться от скорби
На веселые наши дела.
Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица-
Лишь чеченская терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет.
И минута молчания длится
В тех, кто вынул счастливый билет.

Минута молчания под стук метронома.

Учащийся исполняет песню «Тишина».

Ведущий 1. Мы преклоняем головы перед памятью тех, кто не вернулся с полей сражений. Не сгладит время горя матери, жены, любимой, детей. Не исчезнут горькие седины с головы отца… Для них погибшие навсегда останутся юными, молодыми, сильными, радостными, полными надежд и мыслей о будущем.

Чтец.

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Их миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.
Все то, что вы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать нам завещали,
Единственные жизни положив.
Каких имен нет на могильных плитах,
Их всех племен оставили сыны.
Их миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Звучит песня «Журавли» в исполнении ученика.

Ведущий 2. Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте мира, и среди них боль России – Чечня.

Чтец.

Ищу на карте крохотную точку,
Политую свинцом и солью кровяной,
Чтоб вставить в политическую строчку
Короткое названье – Хорсеной.
Закрою карту, снова открываю:
На сердце боль и тяжесть у меня.
Так вот она, та точка роковая.
Кто знал ее вчера? Она Чечня.
Сумерки, снег, вертолет,
Зарево дальнего боя.
Вот и 2000 год стал нам судьбою.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной.
Но простые и строгие слышу слова:
«Боевым награждается орденом».

Ведущий 2. Ослепшие вертолетчики, обугленные танкисты…Обыкновенные дети русских, украинских, казахских, молдаванских, грузинских матерей, обученные письму, арифметике, а главное – любви к Родине, были заброшены своей страной… Некоторые до сих пор мучаются плохо сработанными протезами, нет хороших колясок для инвалидов, пенсий достойных нет. Есть только комок в горле при виде красной звезды бывшего государства. Ну что ж, это их право. Есть же у нас люди, которые публично млеют, услышав «Боже, царя храни!»

Боже! Храни их, мальчиков наших, дай им силы и мужества пережить и нищету, и невежество, и равнодушие наше.

Ведущий 1. Наденьте ваши ордена, ветераны всех войн. Не прячьте то, что заслужили! Гордитесь своими подвигами. И мы вами тоже будем гордиться.

Звучит фонограмма песни «Фронтовики, наденьте ордена!»

Ведущий 2. Да, гордиться и помнить, помнить, помнить…

Чтец.

Я зарастаю память памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы – память по утрам поют,
И ветер – память по ночам гудит.
Деревья – память целый день лепечут.
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
А память – снег летит, а пасть не может.

Чтец.

Ясным днем после первого снега,
Переделав земные дела,
К тем приду, у кого долго не был,
Кого смерть от меня увела.
Пусть живые нас строго не судят,
Всем умершим придется простить-
Далеко мы не черствые люди,
Мы умеем любить и грустить.
Наша память хранит очень долго,
Не потеряны совесть и стыд,
Помним тех, кто схоронен в могилах,
Кто в других государствах зарыт.
А друзей, похороненных близко,
В меру наших возможностей, сил
Вспоминаем у плит обелисков,
Вспоминаем у братских могил.
Помним всех, кто прошел вместе с нами,
Никого не забыв позади.
Не слабей, наша память, с годами,
Нас по жизни, как компас, веди.

Звучит песня «Кукушка» в исполнении учителя музыки.

Чтец.

Такая нами выбрана дорога,
У каждого солдата свой рейхстаг.
Друзья мои, не верящие в Бога,
Вы сами стали Богами атак!
Нас не чужие поманили дали,
Нас только так и научили жить.
Мы лишь затем Россию покидали,
Чтобы ее сильнее полюбить.
В тумане, по ущельям утопая,
Я вертолет в атаку поведу.
И напишу, вернувшись:
«Дорогая, прошедший день-
Мой главный день в году».

Чтец.

У сержанта, бывшего в Афгане,
Сына два – курносых мальчугана-
Телевизор день и ночь глядят.
Смотрят без разбору все подряд.
Увидав разбитый город Грозный,
Старший сын спросил вполне серьезно:
«Папа, если кончится Чечня,
На какой войне убьют меня?»

Ведущий 1. Нашу встречу сегодня мы назвали «Живая память». Именно живая, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других горячих точках. Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи, близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим и поем.

Группа учащихся исполняет песню «От героев былых времен».

Ведущий 2. Об Афганистане до сих пор ходит множество слухов и домыслов. К этой войне люди и поныне относятся противоречиво. Одни- сердцем ее воспринимают, другие говорят , что они там не были, не их это дело. Но знайте, что эта война, продолжавшаяся 9 лет, 1 месяц и 21 день, унесла жизни многих наших соотечественников. Согласно статистике, в Афганистане ежедневно погибало 4 человека. В боях было сбито 333 вертолета, 118 самолетов, автомобилей и бронетранспортеров- более 111 тысяч единиц. Афганская война, закончившаяся 20 лет назад, стала достоянием истории.

А свидетели и непосредственные участники этого драматического исторического события живут среди нас. И сегодня на нашей встрече присутствуют бойцы афганской и чеченской войн…

Представление гостей, вручение им цветов.

Ведущий 1. Все они прошли Афган, Карабах, Чечню. В разное время, в разных званиях, на разных должностях. Они были совсем разные до того, как попали туда. Но что-то незримое теперь объединяет их так, как не могут соединить даже самые близкие родственные узы. И когда они вернулись, то почти все вели себя одинаково. Вспоминали, горевали, скучали, сожалели, думали…

Чтец.

«Ну что, дружище, много ли привез?
Открой нам чемоданов благодать.
Давай поговорим с тобой всерьез:
А правда, это страшно: убивать?»

Опять встает проблема сигарет.
Хоть дым в глаза-глаза не разглядишь.
«А правда, ничего страшнее нет,
Когда один под дулами стоишь?»

«Нам прикажут, и мы барабанную дробь
Разнесем каблуками окрест.
Но в ненужных краях не нужна нам любовь
От таких же ненужных невест».

«Ну что, дружище, много ль повидал?
Поведай нам о подвигах своих.
Зачем и от кого ты защищал
Свои границы между гор чужих?

И может это ты понять успел,
Но все молчишь, недвижим и далек.
Ты получил, хотел иль не хотел,
Свою медаль и цинковый паек».

Звучит песня «Черный ворон» в исполнении учителя музыки.

Чтец.

Вы такие, какие вы есть,
Но при вас и отвага, и честь.
И чтоб ни было, есть она, есть
Офицерская честь!
Сердце болью задело?
Это честь офицера.
Выбрав точку прицела,
Бьет волна наугад.
Но не молкнут гитары,
Ведь в душе вы – гусары.
Светом братства недаром
Ваши звезды горят.

Ведущий 1. Тех, кто воевал в «горячих точках», мы узнаем не только по орденским нашивкам. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых можно положиться. В стихах и песнях, привезенных оттуда, нет места тщеславию и мести. В них говорится о Родине, долге, о любви и боевом товариществе.

Звучит песня «Офицеры» в исполнении группы учащихся.

Ведущий 2. Да, война – вление страшное, жестокое. Но пока существует на земле злоба, ненависть, будут существовать войны, которые наносят раны людям, уносят из жизни сыновей.

Ведущий 1. Острой болью звучат слова – «горячие точки» – и вновь гибнут ребята, и опять плачут матери…

Звучит песня «Пацаны» в исполнении группы учащихся.

Чтец.

Лежит дорога скатертью,
И синь над головой.
Иду, прощаюсь с матерью,
Верней, она со мной.
Ржаною пахнет коркою
Дорожный узелок,
А мать стоит и комкает
В горошину платок.
Еще идти лугами нам
По тропке меж ракит.
И громко сердце матери
«Не уезжай!» – кричит.

Чтец.

Мирное небо в тучах войны
И льется свинцовый дождь.
Кровавая тризна у нашей страны.
Слезами разбавлена ночь.
И сон отступает, и рвется мольба:
- Господи, помоги!
Пусть будет у сына другая судьба,
Пусть станут друзьями враги!
Вселенская скорбь седых матерей,
Растерянный взгляд невест.
А им, сыновьям, на этой земле
Нести чей-то тяжкий крест.
А им – воевать, а им – умирать,
Иль жить с опаленной душой…
…И рядом она, солдатская мать,
Стареет с каждой войной…

Ведущий 2. Сегодня в нашем зале присутствуют матери мальчишек, погибших в «горячих точках».

Представление матерей, вручение цветов.

Чтец.

Я сына родила не для войны!
Не для войны букварь ему давала,
Тревожилась, гордилась, тосковала.
Пожизненно влюбленная, как мать,
Готовая и штопать, и стирать,
И ждать скупых, нерасторопных писем
С какой-нибудь окраины страны.
Я сына родила не для войны!
Еще вчерашний звонкий голосок,
А ныне жизнерадостный басок
Мне веру в жизнь и счастье утверждает.
А где-то в мире солнечном блуждает
Угроза смерти, голода и тьмы-
Работают холодные умы…
Я сына родила не для войны.

Ведущий 1. Как много мы с вами должны матерям, пережившим столько горя, потерявшим на войне своих сыновей.

Чтец.

Я как – то на кургане видел гостью:
Сняв с головы темнеющий платок,
С бугра взяла она земли две горсти
И завязала землю в узелок.
Светлел над ней июньский небосклон,
Когда походкой тихой и нестатной
Она прошла мимо берёзок, статуй
И замерла у входа в пантеон.
Ей мальчик помогал, наверно внук,
Когда она искала имя сына
В том списке долгом, небывало длинном.
И узелок вдруг выскользнул из рук.
Не вскрикнула она, не разрыдалась
И даже не сказала ничего –
Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,
Как будто к лбу сыночка своего …
Потом цветы на мрамор положила,
Ещё взглянула и ещё прочла,
Кулёк конфет мальчишкам раздала,
Стояла долго, голову склоняя,
И к выходу, усталая, пошла.
И с болью той привычной, постоянной,
Став сразу ниже ростом и слабей,
Ещё минуту тихо постояла
У памятника матери, себе …

Учащийся исполняет песню «Мама».

Ведущий 1. Проходят годы. А матери вновь скромно, изо дня в день совершают свой незаметный подвиг – растят, поднимают на ноги детей воспитывают их добрыми, любящими.

Ведущий 2. А в мире опять неспокойно. И опять в крови оживают багровые отсветы недавних пожарищ, слышатся крики ужаса и бессильные стоны, и переворачивает душу детский плач. И над всем этим растерзанным и развороченным миром вновь вырастает сгорбленная горем фигура матери.

Монолог на фоне слайдов из фильма «Я вернусь к тебе, я вернусь» читает ученица в черном платье, с черным шарфом на голове.

«Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рост маленький. Обниму:

- Мое ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из кухни: шлеп – шлеп, шлеп – шлеп… Выбегаю: полная прихожая лягушек, они из карманов его пальто выскакивают… Он их собирает:

- Мамочка, ты не бойся. Они добрые. – И назад в карман запихивает. – Мое ты солнышко. Игрушки любил военные. Дари ему танк, автомат, пистолеты, нацепит на себя и марширует по дому.

- Я – солдат… Я – солдат…

Идти в первый класс. Не можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в нем тонет.

- Мое ты солнышко.

Забрали в армию. Я молилась не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щеткой могут заставить чистить, и носки чужие стирать. Я этого боялась.

Попросил: «Пришли все свои фото: мама, папа, сестренка. Я уезжаю…».

Куда уезжает, не писал, через два месяца пришло письмо из Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надежная».

- Мое ты солнышко… Наша броня надежная… Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы. Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть… Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по росту? В чем он там лежит? Первым пришел капитан из военкомата:

- Крепитесь, мать…

- Где мой сын?

- Здесь, в городе. Сейчас привезу. Я осела на пол:

- Мое ты солнышко!... – поднялась и набросилась с кулаками на капитана:

- Почему ты живой, а моего сына нет? Ты такой здоровый, такой сильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик… почему ты живой?!

Привезли гроб, я стучалась в гроб:

- Мое ты солнышко! Мое ты солнышко… А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни, обниму:

- Мое ты солнышко!..»

Звучит песня «Белый танец» в исполнении ученицы.

Ведущий 1. Но кто вернет матери сына, погибшего в мирное время?

Сердце матери, ласковые, не знающие устали материнские руки – это символ всего самого дорогого, что есть на земле.

Многие матери, получив извещение о смерти сына, не верили в это и всю оставшуюся жизнь надеются на чудо – воскрешение.

Чтец.

Сыночек мой, кровиночка,
Украден ты войной.
Листочек мой, травиночка,
Как пусто мне одной.
Прокаркала вороною
Беда, как в страшном сне.
Бумагой похоронною
Она пришла ко мне.
Я ворога проклятого
Отчаянно кляла.
Глаза свои проплакала –
И все тебя ждала.
Придешь походкой легонькой,
Шинелька нараспах.
Живой придешь, целехонький,
С улыбкой на губах.
Придешь, огнем целованный,
С наградой боевой,
Пускай и забинтованный,
А все – таки живой!
Неделя за неделею,
За годом год идет.
Устала я надеяться,
Лишь боль во мне живет.
Сыночек мой, кровиночка,
Прошло так много лет.
Листочек мой, травиночка,
Тебя все нет и нет.

Дуэт исполняет песню «Белеет ли в поле пороша» на фоне слайда с портретом погибшего героя России, жителя нашего города, Алексея Журавлева.

Ведущий 1.

Если хочешь узнать о войне
И февральской победной весне,
Попроси солдатскую мать
Письма сына ее почитать.

На фоне музыки показ слайдов с отрывками из писем.

- Мама! Я жив и здоров!
- Мама! Позабудь печаль и грусть -
Я с победою вернусь!
- Я пишу с передовой,
Завтра утром снова в бой…
- Я люблю тебя, мама,
И знаю, за что.
Наверное, за то,
Что дышу, и мечтаю,
И радуюсь солнцу и светлому дню.
- Мама, ты мой самый участливый друг, ты мой свет, который согревает меня здесь…

Ведущий 2. Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Пройдет 10 лет, 15, 50…Но что бы ни переживали мы, воспоминания возвращают нас к образу матери. Мама… Вслушайтесь, как ласково и гордо звучит это слово!

Чтец.

Мамы… спасибо Вам, мамы, спасибо большое.
За добрую жизнь, что семье отдана,
За первую песню, за первую сказку,
За годы тревоги, за ночи без сна.
Мы поздно у Вас замечаем порою
Снежок на висках, паутинку у глаз…
Спасибо, вам, мамы, спасибо большое,
За то, что Вы сделали в жизни для нас!

Ученики говорят реплики по очереди и склоняют головы:

- Кланяемся Вам, мамы, за Ваш великий материнский подвиг.
- Кланяемся Вам, мамы, за Ваше понимание, терпение, заботу.
- Кланяемся Вам за то, что Вы несете свет и тепло в окружающий нас мир.
- Кланяемся Вам за Ваш великий самоотверженный труд.
- Кланяемся Вам, душе семьи, хранительнице домашнего очага.
- Кланяемся Вам, стоящим на страже мира и счастья рода человеческого.

Мир дому Вашему, семье Вашей, дорогие Мамы.

Хором: Низко кланяемся тебе, женщина, чье имя – МАТЬ!

Ведущий 1. Мы кланяемся всем женщинам: матерям, сестрам, подругам за вашу беззаветную любовь, доброту, за ваши руки, которые творят на земле добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом, делают счастливой. Спасибо Вам!

Звучит фонограмма песни Олега Газманова «Мама» и идут слайды с изображением проводов в армию.

Чтец.

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить:
«Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить?
Почему сыновья не вернулись домой,
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?»
Дети детство узнали в руинах домов,
Эту память вовек не убить,
Лебеда – их еда, и землянка – их кров,
А мечта – до Победы дожить…
Я смотрю старый фильм
И мечтается мне,
Чтобы не было войн и смертей,
Чтобы мамам страны не пришлось хоронить
Вечно юных своих сыновей.

Ведущий 1.

Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей-
Земле достаточно убитых!
Пусть птицы щебечут и пчелы гудят,
И дети на мирное небо глядят!

Всеми присутствующими исполняется песня «Мы желаем счастья Вам».

Источники, используемые для подготовки данного мероприятия.

  1. Книга памяти. Чечня: декабрь 1994 – октябрь 1996 г. Сост. и ред. Игорь Коц. Москва, 2000 г.
  2. Книга памяти в 30-ти томах. Волгоградская область. Волгоград, 2004 г.
  3. Книга памяти. Волгоградская область Урюпинский район. Волгоград, 1995 г.
  4. Материал школьного музея, собранный учащимися МОУ СОШ №4.
  5. Материал городского краеведческого музея, посвященный данной теме.
  6. Видеофрагменты и аудиозаписи из личных архивов семей погибших, участников афганской и чеченской войн.