На сегодняшний день арттерапия является довольно распространенной формой работы с личностью человека, позволяющая понимать и разрешать психологические проблемы через его творчество. Метод нашел свое эффективное применение как в работе с детьми, так и со взрослыми.
Процесс творчества позволяет человеку создать положительный настрой, освободиться от стереотипов и ощутить внутреннюю свободу. Важно помнить, что при организации арттерапевтических занятий необходимо создание условий для свободного самовыражения человека, при котором важен сам процесс творчества и особенности внутреннего мира человека, а также то, что хочет человек выразить в данный момент. Важна именно спонтанность выражения переживаний и отсутствие ожидания оценки его работы. В арттерапевтических занятиях необходимо создать условия, при которых человек чувствовал бы, что он участвует в процессе творчества для себя и гармонизации своего внутреннего мира, не задумываясь и не ориентируясь на оценку полученного продукта со стороны других людей. В арттерапии не нужно обладать художественными способностями; при работе важно убедить человека в этом и создать настрой на доверие своим ощущениям, а также создать условия следовать за ними и выразить их с помощью материалов. Арттерапия предоставляет возможность для выражения негативных чувств в социально приемлемой манере. Рисование, живопись красками или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения и способами релаксации. Оставаясь на бумаге или в каком-либо другом образе, переживания становятся более осознанными, четкими и менее болезненными. Человек получает положительные эмоции от взаимодействия с искусством, с красками, глиной, музыкой, книгой и, видя результат своего творчества, испытывает удовлетворение, повышается его самооценка.
Кроме этого, средствами искусства человек может не только выразить себя, но и больше узнать о себе и о других людях.
Особенно актуально применение арттерапии в работе с детьми. Во-первых, это достаточно простой путь для налаживания контакта с детьми с помощью красок, глины, сказок, музыки – того, чем так нравится заниматься большинству детей. Во-вторых, дети в силу возраста еще не знают, как понять то, что происходит внутри них, не умеют осознавать и формулировать собственные проблемы. Тогда им предлагается простой способ выразить все, что они хотят, с помощью красок, глины, песка и др. Рисование позволяет ребенку выразить то, что он знает, чувствует, но не может высказать и сформулировать словами. Как утверждал К.Д.Ушинский, «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Несомненным преимуществом арттерапии с детьми является то, что, глядя на рисунок, специалист может понять беспокоящие ребенка переживания, а ребёнок оставляет весь негатив вовне. Арттерапия позволяет получить доступ к переживаниям детей. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, легче воспринимает болезненные для него образы и события. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, для предотвращения детских страхов.
Не менее эффективным средством является арттерапия и в подростковом возрасте. В этот момент подросток сталкивается с множеством внутренних противоречий, таких как: принятие себя, своей внешности, своего внутреннего мира, стремление и в то же время неумение взаимодействовать со сверстниками, непонимание со стороны родителей и др. Арттерапия эффективна тем, что позволяет выражать свои мысли и чувства. Особенно это актуально в подростковом возрасте, когда наблюдаются трудности самовыражения и самопрезентации.
В арттерапевтических занятиях важно установление доверительных отношений. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и комфортно. Дети легко отвлекаются, не всегда могут контролировать себя, поэтому важно в работе с детьми идти за желаниями ребенка, что и позволяет сделать арттерапия по своей сути. Арт-терапия дает возможность ребенку проявить себя и формирует положительный опыт самовыражения.
Наиболее часто используемым методом работы со школьниками является изотерапия. Краски, бумага, кисточки – все это для ребенка является привычными средствами, в работе с которыми он не испытывает сложностей, и поэтому все силы он отдает на выражение своих мыслей, эмоций, чувств. Однако в работе с тревожными детьми изотерапия имеет ограничения. Ребенок, считающий, что он не умеет рисовать, может испытывать дополнительную тревогу в связи с необходимостью использовать предложенные ему материалы. В этом случае хорошей альтернативой выступает техника коллажа, при которой ребенок создает образы на бумаге с помощью фотографий, картиной, иллюстраций. Такой вид деятельности редко вызывает у детей негативные эмоции, скорее наоборот. При составлении коллажа интересен и процесс, и результат этой деятельности. Эта техника дает возможность детям найти интересное решение, не имея при этом способностей к рисованию, что ограничивает применение изо-техник в арттерапии. Кроме того, коллаж является хорошим диагностическим средством.
Традиционно в структуре арттерапевтического занятия с детьми выделяют несколько этапов (Л.Д.Лебедева «Практика арттерапии: подходы, диагностика, система занятий.- СПб, 2008.-256с.):
- «Разогрев». На этом этапе происходит настрой детей на занятие.
- Творческая работа с материалами.
- Рефлексия, обсуждение. На этом этапе предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями.
- «Выход». Завершение работы.
В качестве примера приведем разработку занятия с тревожными детьми с использованием коллажа. Поставленная цель занятия состоит в формировании положительного образа «Я» у ребенка, умения находить в себе положительные черты и проявлять их во взаимодействии. В качестве материалов предлагается ватман, цветные карандаши, клей, глянцевые журналы с иллюстрациями. Возраст детей принципиально не ограничен.
1. Вводное упражнение. На стульях заранее раскладывается бумага разных цветов таким образом, что каждый стул оформлен в своем цвете. Необходимо, чтобы было несколько стульев одинакового цвета. Детям предлагается перемещаться по классу и занять тот стул, который им хочется занять, прислушиваясь к своим внутренним ощущениям.
2. Упражнение «Я лучше всех умею…». После того, как дети заняли места в помещении, им предлагается по очереди продолжить предложение «Я лучше всех умею…». Если сам ребенок затрудняется продолжить предложение, можно предложить группе высказать свое мнение, что умеет делать лучше всех данный ребенок.
3. Составление коллажа «А вот и Я!». Мы переходим непосредственно к главной теме занятия. Детям предлагаются правила составления коллажа. Для этого необходим ватман, журналы с картинками, ножницы, клей, фломастеры. Картинки из журналов наклеиваются на ватман. Важно акцентировать внимание детей на том, что необходимо выбирать те картинки, которые нравятся им лично, не пытаясь найти причину, почему они выбрали именно эту картинку. Картинки могут выходить за края ватмана, могут вырываться руками. Время составления коллажа около 1 часа. Включается спокойная музыка.
4. Обсуждение. После изготовления коллажи вывешиваются на стенку. Каждый представляет свой коллаж и комментирует, что он хотел выразить своей работой, какова общая идея коллажа, какая часть коллажа главная, какая часть ему нравится больше, какая отталкивает; что бы он хотел, добавить к нему, понравилось ли ему делать коллаж и т.д. Если по какой-то причине ребенок не хочет показывать свой коллаж или показывает, но не комментирует свою работу, важно не настаивать, а согласиться с решением ребенка.
5. Упражнение «Аплодисменты». Мы хорошо поработали сегодня и заслужили
аплодисменты. Предлагается игра, в ходе которой аплодисменты сначала звучат
тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному
из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они
аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику
аплодирует уже вся группа.