Цели:
1. Образовательная:
- рассмотреть строение, классификацию спиртов;
- ввести понятия «функциональная группа, атомность, алкоголят»;
- познакомить студентов с основами номенклатуры и изомерии, свойствами, получением и применением спиртов.
2. Воспитательная:
- нравственное воспитание (формирование взглядов и убеждений, соответствующих здоровому образу жизни).
3. Развивающая:
- развитие общих учебных умений и навыков, аналитико-синтетического мышления.
Оформление:
- плакаты, посвященные борьбе с алкоголизмом;
- выставка лекарств и продуктов парфюмерной промышленности.
Оборудование и реактивы:
- видеопроектор;
- чашки Петри с семенами (опыт закладывается заранее до урока);
- на партах пробирки с сырым мясом и куриным белком, спирт этиловый, натрий, медная проволока, спиртовка, держатель, индикаторная бумага.
Ход урока
I. Ориентировочно-мотивационный этап.
Д.М.1 (дидактический момент 1).
Учитель. Вы изучили углеводороды. Давайте, вспомним самый первый представитель алканов. Как он называется и какова его формула?
Студенты. Метан. Формула СН4. (Приложение. Слайд1)
Учитель. А теперь внедрите атом кислорода в эту формулу. Куда мы его можем пристроить, учитывая валентность.
Студенты. Только между углеродом и одним водородом. (Слайд 2)
Учитель. Таким образом, у нас получилась простейшая формула нового класса органических соединений-спиртов, в составе которых имеется одна функциональная группа (ОН-группа).
Итак, тема нашего урока «Предельные одноатомные спирты». (Слайд 3)
Следующий спирт – этанол. Напишите структурную и молекулярную формулы. (Слайд4)
Объясните понятия одноатомный и предельный.
Студенты. Одноатомный (одна ОН-группа в составе) и предельный (все связи одинарные и насыщены до предела).
Вывод по Д.М.1. Что такое спирты? Спирты – это кислородсодержащие органические соединения с общей формулой R-OH или CnH2n+1OH. По какой схеме изучаем каждый класс соединений?
Студенты. Состав-строение: получение–свойства–применение.
II. Операционно-исполнительский этап.
Д.М.2 (дидактический момент 2).
Учитель. Постройте формулу пропанола.
Студенты. CH3-CH2-CH2-OH пропанол-1 (ОН-группа у первого углерода).
Значит, характерна изомерия по положению функциональной группы (ОН-группы).
Учитель. А теперь построим изомеры состава С4Н9ОН
Студенты.
1)
2)
3)
Всего 3 изомера.
Вывод по Д.М.2. Значит, спиртам характерна изомерия положения функциональной группы и изомерия углеродного скелета.
Контроль знаний.
1) Назовите следующие соединения:
А)
Б)
2) Напишите структурные формулы:
А) 2-метилбутанол-1; Б) 2-метилпентанол-2; В) 2,2-диметилпропанол-1.
Проверьте друг у друга ответы. (Слайд 5)
Д.М.3. Каковы же физические свойства спиртов?
На столах флаконы с этиловым спиртом. Опишите внешние признаки.
Почему спирт легко можно переливать, как воду? Давайте вспомним связи между молекулами воды. Как они называются? (Водородные).
В спиртах то же самое.
Вывод по Д.М.3. Спирты-жидкости с алкогольным запахом, хорошо растворяются в воде.
Сообщение студента «Об открытии спиртов и о происхождении слова Алкоголь».
Д.М.4. Как же получают спирты?
Учитель. Даются начало уравнений реакций. Студенты дописывают уравнения реакций
1) щелочной гидролиз галагеналканов
СН3 – СН2 – Cl + NaOH =
2) гидратация алкенов
СН2 = СН2 + НОН =
СН2 = СН – СН3 + НОН = (правило Марковникова)
3) сбраживание сахаров
С6Н12О6 дрожжи→ 2С2Н5ОН
+ 2СО2
4) гидрирование альдегидов и кетонов
(Ответы проверяются на доске и обговариваются.)
Вывод по Д.М.4. Существует 4 способа получения одноатомных спиртов.
Д.М.5. Познакомимся с химическими свойствами спиртов.
Учитель. Посмотрите на формулу метанола и ответьте на такой вопрос. Где слабое звено? (Слайд 6)
Значит, спирты могут вести себя как кислоты (отрывая Н+) и как основания (отрывая ОН–группу).
I. Химические свойства спиртов.
Как кислота (проверить индикатором) – с щелочными металлами.
Демонстрационный опыт. В чашку Петри наливается спирт и кладется кусочек натрия
II. Как основание – с кислотами.
RОН + HCl → RCl + HOH
III. Как амфотерные соединения – друг с другом.
IV. Горение.
Демонстрационный опыт. Опыт «Несгораемый платок».
Запишите уравнение горения этанола.
V. С Оксидом меди (СuО).
Демонстрационный опыт. В пробирку вносится медная проволока, свернутая на конце в спираль и раскаленная в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
Напишите уравнение реакции этого процесса.
Вывод по Д.М.5. Спирты – амфотерные соединения. Как кислоты вступают в реакции с щелочными металлами. Как основания вступают в реакцию с кислотами. Проявляя амфотерность, реагируют друг с другом, при этом образуются простые эфиры.
Контроль знаний.
С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать метанол: калий, оксид калия, вода, этилен, бромоводородная кислота, пропанол.
Ответ проверьте у друг друга. (Слайд7)
Д.М.6. Как же спирты влияют на живые организмы?
Для этого студенты проделывают опыты.
Опыт№1. В пробирку к куриному белку добавляется небольшое количество этилового спирта.
Опыт №2. В пробирку к сырому мясу добавляется небольшое количество этилового спирта.
Опыт №3 Посмотрите на экран( я заранее взяла семена высших растений и положила на проращивание. (Слайд8-10)
Какие выводы можно сделать по опытам?
Сообщение студента «Действие алкоголя на организм человека».
Каждой группе дается творческое задание под девизом «Мы за здоровый образ жизни!»
1 группа – рисунок, 2 группа – стих, 3 группа – закончить пословицы, 4 группа – сценка.
Вывод по Д.М.6. Спирты – вещества, представляющие большую опасность для человека.
Д.М.7. А где же еще применяют спирты?
Посмотрев схему в учебнике, запишите основные области применения спиртов.