Воспитать гражданина

Разделы: Внеклассная работа


Воспитать гражданина

Работая в начальной школе, всегда старалась использовать такие формы, методы, приёмы работы, чтобы учёба для детей была радостью, интересной и увлекательной.

С 2003 года веду кружок "Поиск" для учащихся 5-8 классов. Разработала положение о школьном историко-краеведческом музее, целью работы является приобщение к духовным ценностям родного края через расширение представлений детей в области отечественной истории и этнографии, изучение быта, культуры народов России, в частности, края, своего села. Создав историко-краеведческую комнату в школе, продолжала работать с учащимися 5-8 классов, собирая материал для изучения истории своего края, села. Весь собранный материал переработан, оформлен в музее в виде стендов, экспозиций, папок. В 2006 году заняли 3 место в районном смотре краеведческих комнат (рисунок 1). В 2008 году нашу историко-краеведческую комнату за представление материалов по патриотическому воспитанию на краевой конкурс отметили Почётной грамотой (рисунок 2). В 2009-2010 году участвовали в краевом конкурсе творческих работ, посвящённом 65-летию Великой Победы, работы детей были отмечены дипломами и ценными подарками (рисунки 3-4). 12 марта 2010 года нашей краеведческой комнате было присвоено звание музея (рисунок 5). В мае 2010 года награждена Благодарственным письмом Забайкальской краевой общественной организации ветеранов войны, труда, Вооружённых сил и правоохранительных органов за активное участие в краевом смотре-конкурсе историко-патриотических музеев школ и учебных учреждений, посвящённого 65-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. (рисунок 6) Ребята ведут переписку с родственниками офицеров, похороненных на сельском кладбище, ухаживают за памятником "Никто не забыт, ничто не забыто", продолжают работу с родственниками ветеранов Великой Отечественной войны по сбору материала, собирают сведения о нашем земляке Герое Советского Союза К.П. Кайдалове, ищут его родственников. Продолжают собирать материал о школе, учителях, работающих в ней, занимаются исследовательской работой, принимают участие в школьных и районных НПК, занимая призовые места. Вся проведённая работа привела меня к разработке программы развития секции краеведения "Поиск" научного общества учащихся, которая рассчитана на три года, охватывает учащихся с 1 по 11 классы. Эта программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщить к ряду ценностных понятий, сформировать собственный взгляд на жизнь, своё мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей школы, своей семьи. (Приложение 1)

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Основной задачей нашей школы является формирование законопослушного гражданина, знающего свои права и обязанности, умеющего отстаивать и защищать свои права, способного адаптироваться в современном мире. Работаем на социальный заказ - воспитываем граждан, патриотов, способных в будущем взять на себя вопросы управления государством.

Сегодня особенно актуально начинать воспитание ребёнка как гражданина своей страны с раннего возраста, а изучение прав человека должно стать неотъемлимой частью гражданского образования в начальной школе. Готовить детей к жизни в демократическом обществе нужно уже сейчас, т. к. в раннем возрасте дети лучше усваивают ценности общества, в котором они живут. Наша задача - помочь им осознать неотъемлимость их прав, развивать самоуважение и уважение прав других. Одна из главных задач начальной школы - развитие творческого потенциала школьников. Решение её помогает сформировать личность, способную внести изменения в окружающий мир.

Начиная с 2005-06 уч. г. изучала литературу по преподаванию права в начальной школе. Изучив "Примерные разработки занятий по праву" (автор Бобкова), переработала их, модифицировав, разработала программу по курсу "Азбука права для 2-4 классов". Программа рассчитана на 9 занятий во 2 классе, по 34 занятия в 3 и 4 классах. С 2006 года веду курс факультативных занятий по программе "Азбука права". Курс носит ознакомительный характер с учётом возрастных особенностей детей, используются игровые, занимательные, активные формы работы. Необходимое условие - создание на занятии атмосферы доверия, открытости, доброжелательности. От технологии сотрудничества, дискуссий во 2-3 классах, мы идём к таким формам как дебаты, гражданский форум, выборы (4 класс). Само преподавание права в начальной школе является инновационным, проводится в форме факультатива, опирается на жизненный опыт детей. Используя тексты различных сказок, книгу Шабельника "Права ребёнка", разбираем различные ситуации, знакомимся со статьями Декларации прав ребёнка, Всеобщей Декларации Прав человека, Конституцией Российской Федерации. (приложение 2, приложение 3) Преподавание строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальным звеном и основной школой, так как в среднем и старшем звене нашей школы в учебный план введён курс "Право".

В УМК "Гармония", по которому работает наша начальная школа, окружающий мир и чтение построены на воспитании грамотного читателя, воспитание нравственных качеств личности, таких как чувство товарищества, коллективизма, патриотизма, гордости за свою Родину. Используя технологию проектного обучения на уроках окружающего мира, вместо уроков обобщения провожу уроки - создание проектов, защита, презентация работ. Начинали с создания общих проектов в 1 классе, групповых во 2 классе, групповых и индивидуальных в 3 и 4 классах. Эта технология учит детей собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проекта, развивает навыки самостоятельной работы, навыки взаимодействия, взаимопомощи в группе при решении общих задач, учатся исследовательской работе. В результате появились такие работы детей:

  • 1 класс - Поднос, раскрашен ягодками, веточками, листьями (тема "Ягодная полянка");
  • 2 класс - "Земные просторы", "Все работы хороши, выбирай на вкус" - коллективные работы;
    индивидуальные работы: "Дом, в котором я хочу жить" (Даша Ф.), "Моя семья" (Светы Ор.);
  • 3 класс - индивидуальные проекты: "Наш мир" (Риты С.), "История транспорта", "Наша школа (история)" (Никиты К.), "То, что нас окружает" (Андрей Н.), "Что такое опыление?" (Настя Ип.);
  • 4 класс - "Наше село в будущем" (Андрей Н., Никита К., Сэлмэг Д., Даша Ф., Алёша Ив.);
    Исследовательская работа "Моя родословная" (Никита К.), которая была признана на районной НПК лучшей исследовательской работой. (рисунок 7)

Рис. 7

Таким образом, изучение прав человека ещё в начальной школе, приобщение учащихся к духовным ценностям родного края через краеведение, использование основ проектной технологии, делает процесс обучения интересным, занимательным, познавательным, воспитывая гражданина, патриота своей Родины.