Возрастание и убывание функции. 11-й класс

Разделы: Математика

Класс: 11


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Повторить правила дифференцирования, формулы для производных, геометрический смысл производной;
  • Продолжить формирование и развитие умений и навыков по применению производной к исследованию функций;
  • Приступить к обобщению и систематизации знаний учащихся по вопросу возрастания и убывания функции.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • Повторить правила дифференцирования, формулы для производных, геометрический смысл производной.
  • Закрепить алгоритм нахождения промежутков монотонности.
  • Рассмотреть некоторые типы задач на применение возрастания и убывания функции.
  • Проверить умения применять полученные знания при решении задач.

Развивающие:

  • Развивать познавательную деятельность учащихся, творческую активность, внимание, логическое мышление, навыки самоанализа и самоконтроля.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание учиться, самостоятельность, уважение к математике.

Оборудование:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, электронная доска.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово. Формулировка темы и целей урока.

3. Используя презентацию ответить на вопросы:

а) В чём состоит геометрический смысл производной, формула: (значение производной функции в точке равно угловому коэффициенту касательной к графику функции в этой точке)

б) Что называют тангенсом острого угла прямоугольного треугольника; (отношение противолежащего катета к прилежащему)

в) Назовите знак тангенса тупого угла; (минус)

г) Чем отличаются тангенсы смежных углов (знаком)

д) Чему равно значение производной в точках графика, в которых касательная параллельна оси абсцисс (равно нулю)

е) Назовите условие убывания функции на промежутке; (производная отрицательна)

ж) Назовите условие возрастания функции на промежутке; (производная положительная)

з) В каких точках производная не существует;

4. На электронной доске:

а) повторить формулы производных перетаскиванием готовых ответов к написанным заданиям,

б) нахождение производных тем же способом,

в) по готовым графикам определить:

  • количество целых точек, в которых производная функции f(x) положительна,
  • количество точек, в которых касательная к графику функции параллельна заданной прямой, если изображены графики функции и производной функции;
  • нахождение наибольшего значения функции на отрезке;
  • значение производной функции в точке.

5. Закрепить алгоритм нахождения промежутков монотонности.

-Найти промежутки возрастания функции

y=x4-2x2

y'=4x3-4x

4x3-4x>0

4x(x2-1)>0

Ответ: [- 1 ; 0], [1 ; )

-Найти промежутки убывания функции

 

y'=

<0 / :10e-x

1-x<0

x>1

Ответ: [1;)

Проверить ответы по готовым чертежам, полученным c помощью программы "Живая геометрия".

6. Провести проверочный тест, используя раздаточный материал.

№ задания 1 2 3 4 5
1 вариант -0,25 0,25 18 4 4
2 вариант 1,5 -0,5 -2 6 3

7. Домашнее задание: из сборника Семёновой "Подготовка к ЕГЭ" выполнить В8.

8. Подведение итогов урока.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.