Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим "Волшебная вода"

Разделы: Работа с дошкольниками


Это занятия с группой детей или взрослых по развитию каких-либо функций или устранению дефектов. Как правило, проводятся логопедом, дефектологом или воспитателем в логопедических группах или в группах с задержкой психического развития.

Ф.З. проводятся с детьми старшего возраста (6-7 лет) при условии, если группа не перегружена в количественном отношении и речевая патология не имеет тюжелой формы. С детьми среднего и младшего возраста (2-6 года), имеющими речевые нарушения, Ф.З проводить нельзя. В этих случаях проводятся подгрупповые занятия. На фронтальных занятиях проводятся упражнения по развитию органов артикуляции, навыка звукового анализа, рассказывания, обогащению словаря, развитию грамматических категорий, подготовке к обучению грамоте и т. д. Планирование фронтальных занятий по произношению и обучению грамоте. Основные задачи коррекционного обучения по данному разделу следующие:

  • сформировать у детей систему четко различаемых, противопоставленных друг другу форм;
  • научить их произносить слова различной слоговой сложности;
  • научить детей свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятельной речи.

Для выполнения поставленных задач в первую очередь специальными логопедическими приемами исправляется произношение дефектных звуков и уточняется артикуляция имеющихся. Выработка правильных артикуляционных навыков является лишь одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Специальное время отводится на развитие фонематического воспитания и слуховой памяти, то есть дети учатся вслушиваться в речь, различать и воспроизводить ее отдельные звуковые элементы, запоминать воспринятый на слух материал, сравнивать звучание чужой и собственной речи.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь, способствуют овладению звуками речи. Это имеет большое значение для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, направленные на закрепление навыка анализа и синтеза звукового состава слова, помогают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к освоению грамоты.

На всех этапах коррекционного обучения закрепление правильного произношения звуков сочетается с развитием дикции и устранением затруднений в произношении слов сложного звуко - слогового состава. На этапах окончательного закрепления правильного произношения каждого из изучаемых звуков и слов различного звуко - слогового состава материал коррекционных упражнений подбирается с учетом одновременного развития логических и грамматических элементов речи. Учитывая, что для детей с ОНР характерны отвлекаемость, пониженная наблюдательность к языковым явлениям, плохое запоминание речевого материала, в системе коррекционного обучения предусмотрены специальные упражнения, направленные на развитие внимания и произвольного запоминания, а также проведение в середине занятия (на 10-15 минут) динамической паузы. Формирование произношения осуществляется на индивидуальных (подгрупповых) и фронтальных занятиях. Одновременно осуществляется обучение началам грамо. Коррекционное обучение по данному разделу имеет следующие разделы:

  • сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте;
  • научить детей чтению и письму.

Обучение грамоте проводится на материале звуков, предварительно отработанных в произношении. В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками, формами звуко - речевого анализа и обучением чтению и письму.

В течении всего года максимальное внимание отводится на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков в самостоятельной речи. Одновременно детей учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы, состоящие из ранее отработанных звуков.

По звуковому анализу логопедом проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое подчеркнутое произнесение грубых, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию - ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заполняется фишками - заместителями звуков. В это же время дети в практическом плане усваивают термины слог, слово, звук, предложение, дифференцируют звуки по признакам твердости, звонкости, мягкости, глухости.

Во 2 периоде обучения детей знакомят с гласными буквами а, у, о, и; с согласными м, п, т, к, с. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа и синтеза слоги типа па, са, му, ту, а также простые односложные слова типа суп, мак.

Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно воспитателем в вечернее время, а родителями - в субботу и воскресение.

Порядок изучения букв определяется артикуляционной сложностью соответствующего звука и связан с изучением его на фронтальных занятиях. Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования. Дети учатся по количеству хлопков придумывать слово, по заданному слогу придумывать целое слово, добавить недостающий слог, чтобы получилось двух - трехсложное слово, отобрать картинки, в названии которых имеется 1, 2, 3 слога. По мере знакомства с буквами эти слоги выписываются детьми в схему слова. Упражнения в составлении схем слова сначала включаются в занятие как фрагмент, а затем являются ведущими в самостоятельных занятиях по грамматике. Дети узнают, что каждый слог содержит гласный звук, а в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. В 3 периоде обучения расширяется объем изучаемых звуков и букв. На фронтальные занятия выносится изучение следующих звуков: с - ш, р - л, з, ц, ч, щ. Усложняется анализ и синтез слов, берутся односложные слова со стечением согласных (стоп, шарф), со стечением согласных в середине слова (кошка), трехсложные слова (панама, капуста). Учат составлять сложные слова из карточек, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Проводятся упражнения по преобразованию слогов в слово (ла, шко = школа).

В конце 3 периода учат членить предложения на слова, считать их количество в предложениях типа (Дима ест суп). Состав предложений постоянно усложняется.

Структура фронтальных занятий по обучению элементам грамоты. Занятие по теме: "Буква Т или забавные путешествия букв"

Этап работы обучение элементам грамоты, считаю, следует проводить, как отдельное занятие, по следующим причинам: Делить одно занятие пополам на звук и букву не стоит, потому что дети не успевают наиграться ни со звуком, ни с буквой; В схеме построения занятий отводится на букву и игры с нею, мало времени, дети не успевают изучить и запомнить её.

Традиционная структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные моменты:

  • Оргмомент. Сообщение темы занятия.
  • Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
  • Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
  • Произношение звуков в словах. Физминутка.
  • Работа над произношением. Произношение звуков в связной речи.
  • Обучение элементам грамоты. Итог занятия.

А если следовать сюжетно-тематической организации занятий, которая предусматривает следующие моменты: в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика. в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения; в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи; физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, бусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей, предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.

На работу по обучению детей элементам грамоты, вообще не остаётся времени. Знакомство с буквой это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатными буквами слоги, слова.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Предлагаю структуру фронтального занятия по обучению элементам грамоты:

1. Оргмомент. Вспомнить изучаемый звук, он принес несколько букв и не может найти тот, который обозначает. Буква находится среди изученных ранее, которых в данный момент спешили на занятие, но они застряли в песке или засыпало снегом, или спрятались под листочками, снежинками и т.д.

2.Сообщение темы. Учить читать пройденную букву, складывать слоги и отгадывать слова и писать.

3. Характеристика буквы.

Дети объясняют почему две буквы ( заглавная и строчная). Отыскивают их в кассах, сравнивают строчную и заглавную буквы, отмечая при этом сходство и различие. Обводка и заштриховка выносится на домашние задания.

Затем определяют, на что похожа буква. Изображают буквы с помощью пальцев, изображают буквы позой.

4. Игра с буквой. Нахождение буквы без одного или нескольких элементов игры "Жук-буквоед", "Испорченная печатная машинка", "Закончилась краска у принтера". Ощупывают пластмассовые буквы пальцами игра "Чудесный мешочек". Элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга, заштрихованных, составляют из палочек, природного материала.

5. Игры, где буквы "превращаются" в слоги: "Неизведанные острова", "Лягушка путешествует", " Учим буквы петь" и т.д.

6. Работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

7. Игры со словами, слова только с изученными буквами. Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? И т.д.

8. Кроссворды, ребусы. От простых заданий в начале учебного года к более сложным в конце года.

Игровые упражнения использую, как с применением реальных предметов, картинок, схем, так и без наглядности, опираясь только на вербальные возможности детей. Однако, следует отметить, что используемые игровые упражнения служат лишь основой для построения занятий с детьми. Необходимо учитывать уровень познавательного развития ребенка, т.е. простые упражнения могут быть усложнены за счет введения одновременной работы процесса чтения и работы мелкой моторики руки. В литературе последних лет описана необходимость развития мелкой моторики у детей. Именно поэтому предложенная система предусматривает работу в двух направлениях: развитие навыков чтения и развитие мелкой моторики. Задания сопровождаются практическими действиями (поиск слогов, слов, проведение линий, написание букв), что позволяет задействовать в обучении различные анализаторы, помогают дольше удерживать внимание и не отвлекаться от процесса чтения. А также увеличивается доля самостоятельности, что важно для психического развития детей, где они "помогают" и "добывают" знания сами.

В дошкольном возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятнее сама необходимость приобретения новых знаний.

Большую помощь мне и моим ребятам оказывает "волшебная папка" в которую можно вложить любое из перечисленных заданий, неправильно выполнить, затем всё исправить и при этом совсем не огорчаться. "Волшебная папка" - это прозрачная полиэтиленовая папочка для документов, формат А4, фломастеры для сухой доски и простая бумажная салфетка для исправления ошибок, которая позволяет вытереть всё с папки и не испачкаться. Она позволяет детям выполнять задания по несколько раз, совершенствуя свой навык в чтении и письме, и не формирует негативного отношения к процессу обучения вообще.

Раннее обучение чтению и подготовки его руки к письму поможет избежать тяжелых последствий в школе, как школьный невроз. А научившись читать и писать в 4-6 лет малыш имеет время не спеша совершенствовать свой навык, регулируя этот процесс в соответствии со своими желаниями, возможностями и учебной нагрузкой в школе.