Практическая работа:
- чтение схем;
- базовые формы "треугольник", "дверь";
- работы в технике оригами: "открытое сердце", "письмо с сердечком", "голубь", оформление работы.
Цели урока: сделать в технике оригами три работы на основе базовых форм "треугольник" и "дверь", используя схемы; продумать и празднично оформить композицию.
Задачи урока:
образовательные:
- продолжить формирование знаний и умений по работе в технике оригами;
- дать представление о празднике Дня святого Валентина и его русском варианте;
- сформировать у учащихся умение работать по схемам.
воспитательные:
- продолжить формирование творческого начала у учащихся;
- способствовать развитию общей культуры;
- совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;
- воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
- прививать качества аккуратности и собранности при выполнении задания. -развивающие:
- развивать умение применять имеющиеся знания на практике;
- содействовать развитию специальных способностей (мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение);
- развивать познавательный интерес.
Методы проведения занятий:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- практическая деятельность.
Средства обучения:
- наглядные: образцы готовых работ; макет "Базовые формы оригами", плакат "Условные обозначения способов складывания";
- учебные : белая и цветная бумага, открытки, клей, ножницы.
- раздаточный материал : инструкционные карты (схемы выполнения работы), условные обозначения способов складывания.
Форма организации работы - индивидуальная.
Межпредметные связи: история, графика, математика.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку .
Сообщение темы урока. Определение цели (запись на доске).
Для подведения итогов урока предлагаю по ходу занятия вести учет ответов и выполнения практических работ и делать соответствующие пометки в таблице.
Форма учета ответов и выполнения практической работы ученика (для каждого ученика)
Ф. И. ученика | |||||||
Задание Оценка |
Устные ответы | Дополнительная информация (доклад, сообщение:) |
Практическая работа | Итог урока | Примечание | ||
№1 | №2 | №3 | |||||
Самооценка | +++ | доклад | 5 | 4 | 5 | ||
Оценка учителя |
Критерии оценок
- устные ответы учащихся: "+" - 1 балл;
- практическая работа оценивается по "5" -ти бальной системе: аккуратность, умение работать со схемой, сроки выполнения; творческое начало, охрана труда.
II. Содержание контроля и самоконтроля знаний и умений.
- Фронтальный опрос:
1. Какая страна является родиной оригами?
2. Как переводится с японского языка слово "ОРИГАМИ"?
Доклады учащихся по теме "История оригами".
3. На основе какой геометрической фигуры складываются в основном фигурки в оригами?
4. Какие свойства квадрата вы знаете?
5. При помощи каких знаков мы можем прочитать схему при выполнении работы?
Приложение №1 "Условные знаки, принятые в оригами и приёмы складывания"
6. Что нужно для занятий оригами иметь и сделать?
- выучить международные условные знаки, принятые в оригами;
- овладеть основными приёмами складывания;
- знать базовые формы и уметь их складывать на память;
- бумага, ножницы, клей.
III. Контроль знаний и умений
Правильность ответов;
Участие во фронтальной беседе.
IV. Формирование знаний и умений
Многие фигурки оригами на начальном этапе складываются одинаково - из квадрата, который на первых этапах работы можно сложить несколькими способами. Получившиеся заготовки и называют "базовые формы". Их немного - одиннадцать. Каждый оригамист знает их наизусть. Множество фигурок, известных в оригами, начинается с той или иной базовой формы. Они очень древние, придуманы японцами, и каждая форма имеет свое название. Объединение фигурок по базовым формам систематизирует огромное количество моделей.
Приложение №2 "Базовые формы" (на доске).
Существует два способа складывания квадрата пополам: "косынкой", то есть сгибание по диагонали, когда совмещаются два противоположных угла и "книжкой", когда совмещаются две противоположные стороны.
Эти способы являются начальным этапом для других базовых форм.
Так, "косынка", имеющая как базовая форма и другое название - "треугольник", служит началом для базовых форм "воздушный змей", "рыба". Из "книжки" получаются базовые формы "дом", "дверь", "катамаран".
Некоторые базовые формы образуются путём сочетания других.
У многих базовых форм существуют несколько вариантов складывания.
Освоим простейшие базовые формы - "треугольник" и "дверь" .
Базовая форма "треугольник" Рисунок 1
Базовая форма "дверь" - Рисунок 2
Эту базовую форму можно выполнить как из квадрата, так и из прямоугольника.
Напоминаю вам правила безопасной работы с ножницами.
Эти базовые формы лежат в основе нашей практической работы, которая приурочена к празднованию Дня святого Валентина.
14 февраля в Европе и Америке празднуют День святого Валентина - покровителя всех влюбленных. В последние годы этот весёлый праздник стал популярен и у нас в стране. Для того, чтобы принять в нем участие, нужно подарить сердечко тому, кого любишь - маме, папе, сестренке или братишке, бабушке, а может быть и приятельнице, которая тебе нравится. Сердечки могут быть любыми - сделанными из теста, нарисованными на открытке или сложенными из бумаги.
Немного истории.
Праздник День святого Валентина или День всех влюблённых.
В 269 году римской империей правил Клавдий II. Воюющая римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, и император был убежден, что основная причина этого - браки, поскольку женатый легионер о славе думает гораздо меньше, чем о семье. Чтобы сохранить в своих солдатах воинский дух, император издал указ, запрещающий легионерам жениться. Но солдаты от этого не стали меньше влюбляться, и к их счастью нашёлся человек, который стал тайно венчать легионеров с их возлюбленными. Им был священник по имени Валентин из римского города Терни. Как только об этом узнал император, он решил его подобную деятельность прекратить, и Валентина приговорили к казни.
Трагедия ситуации была еще и в том, что и сам Валентин был влюблён в дочку тюремщика. За день до казни священник написал девушке прощальное письмо, где рассказал о своей любви, и подписал его "Твой Валентин". Впоследствии Валентин был канонизирован католической церковью, а в 496 году римский папа Галасиус объявил 14 февраля Днём святого Валентина.
По всей видимости, именно оттуда повелось писать в День святого Валентина любовные записки - "валентинки". Кроме того в этот праздник любят устраивать свадьбы и венчаться. Считается, что это станет залогом вечной любви. Массово День святого Валентина в Западной Европе стал отмечаться с 13 века, а в США с 1777 года.
В России празднуют День влюблённых.
И в России появился праздник, призванный стать ответом католическому Дню святого Валентина. Новый праздник получил название "День супружеской любви и семейного счастья". Днем всех влюбленных назначено 8 июля - в день памяти православных святых Петра и Февронии, правивших на Муромской земле в XIII в. . Супруги были образцом верности и любви и идеалом семейного счастья. Святые Петр и Феврония считаются образцом супружеской верности Согласно легенде, князь Муромский Петр полюбил крестьянку Февронию, однако боярская знать была против их брака из-за низкого происхождения девушки. Петр и Феврония предпочли семейную жизнь княжескому престолу. Они жили долго и счастливо, в старости приняли монашество и умерли в 1228 году в один день и час. И хотя супругов похоронили порознь, их тела чудесным образом оказались в одной могиле. Мощи супругов покоятся в Муромском Храме Свято - Троицкого монастыря. В 2008 году отмечалось 800 - летие памяти святых Петра и Февронии. Этот праздник ежегодно отмечают в Муроме 8 июля. Он давно уже стал неофициальным местным Днём всех влюблённых.
V. Продолжение формирования знаний и умений
Вопросы для проверки знаний:
1. Какие способы складывания квадрата существуют?
2. Что такое базовая форма?
3. Как получить базовую форму "треугольник", "дверь"?
Сегодня мы сделаем три бумажные фигурки: " письмо с сердечком"; "открытое сердце", "голубь".
Рисунок 3
Особое место в нашей работе необходимо будет уделить оформлению своей работы, проявив, таким образом, свое творческое отношение к ней. Заранее продумайте какого размера будут ваши фигурки, цвета, какие дополнительные элементы они будут содержать (письмо, открытку, рисунок, украшения), продумайте также возможности совмещения фигурок, т.е. попробуйте создать свою композицию
Эти работы могут стать теми самыми сердечками, которые вы подарите любимым на праздник.
В основе выполнения работ, как уже было сказано, лежат такие базовые формы как "ТРЕУГОЛЬНИК" и "ДВЕРЬ", которые вы уже умеете складывать. Но для складывания фигурок "письмо с сердечком" и "открытое сердце" нам понадобится освоить ещё один часто используемый прием работы: "вогнуть внутрь".
Из оставшейся от квадрата полоски бумаги сделайте маленький квадрат, на котором мы и потренируемся.
Посмотрите, пожалуйста, в условных знаках, что обозначает темная стрелочка?
Освоим приемы работы. (Демонстрирую приёмы работы. Ученики выполняют работу вместе со мной).
Рисунок 4
Теперь приступим к изготовлению фигурки.
Практическая работа №1 "Письмо с сердечком".
Рисунок 5
Эту фигурку мы с вами сделаем вместе, осваивая работу со схемой.
Вспомним условные обозначения способов складывания. Работу выполняем по пунктам инструкционной карты: Приложение 3, которая определяет последовательность выполнения и отражает приемы работы.
Учитель демонстрирует приемы работы. Ученики сверяют правильность работы с образцом учителя.
Требования к работе: внимание, аккуратность.
Практическая работа №2. "Открытое сердце".
Эту работу можно использовать не только на праздник. Она может стать чрезвычайно полезной вещью. В нём можно хранить скрепки, карандаши, резинки, наклейки, марки:, любую мелочь.
Рисунок 6
Эту работу вы выполняете самостоятельно, работая по схеме. .Приложение 4
Практическая работа №3 "Голубь"
Рисунок 7
Для выполнения этой работы нам необходимо освоить ещё один прием "вогнуть внутрь". Он часто употребляется при оформлении клюва на головке птицы.
Рисунок 8
Осваиваем приём работы.
Далее работа по инструкционной карте: Приложение 5.
VI. Контроль знаний и умений (практические работы №2 и № 3)
- правильность выполнения;
- аккуратность;
- самостоятельность;
- сроки выполнения.
Творческое задание: "Оформление работы"
Оригами искусство, и, как любое искусство, оно является средством самовыражения, развития творческого потенциала. Фигурки можно складывать по разработанным схемам. А можно попытаться создать что-то свое: придумывать собственные фигурки от базовых форм или чистого листа, оригинально применять оригами при составлении композиций.
Придумайте свой вариант оформления работы.
VII. Подведение итогов.
1. Закрепленияе материала по вопросам:
1) Какие базовые формы лежат в основе выполненных фигурок?
2) Почему нужно знать международные условные знаки, принятые в оригами?
3) От чего зависит качество выполненной работы?
2. Заполненную форму учета работы учащихся сдают учителю, который подводит итоги, отмечает лучшие работы, активность учащихся, выставляет оценки.
2. Заключение
Оригами - это идеальный конструктор, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир.
Сегодня на уроке вы узнали о происхождении праздника "Дня всех влюбленных", самостоятельно сделали подарки к этому дню - два маленьких сердечка, освоив приемы работы в технике оригами, научились работать со схемами, попытались составить нехитрые композиции из получившихся фигурок.
Интернет ресурсы:
- http://www.multylinks.net/ru/blog/plot/102331/loveday/info/mode/abst/
- http://oskol.ru/news/kultura/vpervye-prazdnuem-den-supruzheskoi-lyubvi-i-semeinogo-schastya
Список литературы:
- С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина "Уроки оригами в школе и дома", М., "Аким", 1997.
- Светлана Соколова "Оригами. Большая настольная книга для всей семьи.240 лучших проектов для совместного творчества", М., ИД Домино, Санкт-Петербург, 2007.