Цели:
- Привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определенных сочетаний звуков.
- Помочь осознать их как опознавательный признак еще одной орфограммы корня: буквы на месте «опасных» сочетаний звуков ( сн, сь нь, зд, зь дь, ств).
- Научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней.
- Помочь запомнить непроверяемые написания.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация.
1. Вступительное слово учителя.
– На каждом уроке мы открывает новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи.
Сегодня ОБЪЕКТОМ нашего исследования будет слово.
А в слове мы исследуем звуки и буквы.
2. Работа над понятийным аппаратом.
Для исследования потребуется вспомнить такие понятия:
- Орфограмма – «опасное» место при письме.
- Орфографическая задача – выбор правильной буквы
- Орфографическое правило – порядок действий, который нужно выполнить для решения орфографической задачи.
- Применение правила – выполнение действий по порядку.
ВЫВОД: применение правила – способ решения орфографической задачи.
II. Постановка новой учебной задачи. Актуализация знаний.
1. – Какие главные орфограммы вы знаете?
– Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным по глухости-звонкости?
(На их месте можно написать разные буквы)
2. Работа над стихотворением.
Иногда согласные играют с нами в прятки, Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. |
– Послушайте строки, и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со словами-помощниками), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки».
– Какой одинаковый согласный звук слышим в середине каждого слова?
– Впишите значок этого звука в первую схему.
– Какими буквами этот звук можно обозначить? Укажите их.
– Какой безударный гласный звук слышится на конце обоих слов? Обозначьте его.
– Какие буквы чаще всего «спорят» за него при письме?
Укажите их.
– Как докажете, что во всех показанных «окошками» местах есть орфограммы?
(На месте этих звуков можно написать разные буквы)
– Какие из этих орфографических задач вы можете решить? Как?
Алгоритм: (с. 202. Как искать проверочные слова для корня?)
– Решите и вставьте нужные буквы.
– Почему на месте последних букв «окошки» остались? (Орфограмма за корнем. Учитель закрывает «окошки» сам)
2. Повторное слушание стихотворения.
– Знаете ли вы, о каких буквах в нем говорится? ( Нет )
– Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой корня.
Цель урока: понаблюдать, совпадает ли фонетический признак (произношение) с орфографическим признаком (написанием).
Гипотеза: Допустим, что:
- Орфографическое написание совпадает с фонетическим произношением (как слышим, так и пишем);
- Орфографическое написание не совпадает с фонетическим произношением.
– Наша задача выяснить, при каких условиях наблюдается несовпадение и совпадение фонетического признака с орфографическим;
– познакомиться с теми примерами, где представлены условия для игры букв в «прятки» и доказать истинность или неистинность наших предположений.
III. Изучение нового материала.
3. Работа по учебнику.
1. Упражнение № 439. (Хоровое чтение стихотворения)
…Заяц! – молвил гусь. – Отчего ты гру ( ) ый? Откровенно признаюсь: Я ужасно вку ( ) ый! |
Лексическое значение слов: откровенно, молвил, ужасно.
– В слова с «окошками» вставь значки тех звуков, которые слышишь.
– Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в схеме:
– Можно ли сказать, что на месте этого сочетания есть орфограмма? Объясните ответ.
– Прочитайте название темы. (По учебнику: «Буква на месте звука, которого нет»)
– Какое из слов, которые вы сравнивали из упражнения 439, к ней особенно подходит? (грустный)
– Почему? (В этом слове есть непроизносимый согласный звук (Т)
– Прочитайте сообщение и решите, как по-другому можно назвать тему? («Непроизносимые согласные звуки»)
2. Чтение сообщения на с. 148.
– Назовите сочетание звуков, в котором может быть непроизносимый согласный. (СН)
– Какой это непроизносимый согласный звук? (Т)
– Проверьте, удобно ли говорить слово грустный, если произносить все звуки.
– Выпишите из стихотворения слова, в которых есть сочетание звуков (СН), но между ними нет непроизносимого (Т), а потому нет и буквы Т.
3. Работа в тетради.
Вкусный – …;
ужасно – … .
– Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков (СН) и (СЬ НЬ)? (В окружении этих звуков может быть непроизносимый звук)
– Почему на месте этого сочетания есть орфограмма?
4. Обобщение изученного. (учителем)
Наличие в русском языке орфограммы, традиционно именуемой «непроизносимые согласные», объясняется тем, что по законам русской орфоэпии некоторые звуки, попадая в определенное окружение, не произносятся, но обозначаются при письме. К ним относятся, например, звуки (Т) и (Д) в положении после (С, СЬ) (З, ЗЬ) перед (Н, НЬ) (таблица №1).
Однако в русском языке есть слова с теми же звуковыми сочетаниями (С, СЬ), в которых нет непроизносимого согласного, т.е. звуки как слышатся, так и пишутся (таблица №2)
В связи с этим при записи подобных сочетаний появляется необходимость решать: есть между этими сочетаниями звуков непроизносимый или нет? Если есть, на его месте надо писать букву, если нет, то не нужно.
В одних случаях это можно узнать, «разрушив» то окружение, которое не дает «зазвучать» звуку, а в других это сделать не удается.
Опорная схема:
3. Упражнение № 442. —> (Тетрадь-задачник) (по «цепочке»)
– А сейчас мы попробуем обнаружить «опасное» сочетание звуков.
– Будем учиться узнавать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.
А) – Прочитайте слова. Есть ли в них опасное сочетание звуков (СН) или (СЬ НЬ)?
– Если есть, вставьте значки звуков.
– Что называют эти слова, в корнях которых нужно решать орфографические задачи?
Б) – Попробуйте решить новые орфографические задачи знакомыми нам способами проверки корней. (Опорная схема: однокоренное слово, по команде вопросов слов названий предметов, действий, признаков, с. 202 – учебник.).
В) Во второй столбик записать проверочные слова. В третий столбик – слова с решенными орфографическими задачами; выбор букв объясняйте. (Алгоритм письменного объяснения на с. 40 в Т-з)
– Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?
– И как от этого зависит написание слова?
Вывод: есть непроизносимый согласный звук – на его месте надо писать букву, нет непроизносимого звука – не нужно).
В слове радостный непроизносимый согласный находится не в корне, а после него. Включено оно из-за частотности употребления его в речи.
Проблема: – Как проверили и написали слово лестница ?
(Если лесенка, то не надо писать букву, а если залезть, то надо писать.)
Вывод: это слово надо запомнить.
4. Чтение сообщения на с. 149.
5. Проверка гипотезы.
– Как вы думаете, верно, ли первое предположение? Второе предположение?
– Выяснили мы, при каких условиях происходит несовпадение произношения и написания?
(Повторить сочетания звуков)
IV. Итог урока.
– Какую новую тайну русского языка вы узнали?
– Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?
– Какие способы проверки корней помогли решить новые орфографические задачи?
– Чем различаются орфограммы? (Парные согласные заменяют друг друга, но слышатся, а непроизносимые пропадают, не произносятся, их надо поймать).
– А если к слову нельзя подобрать проверочное?
V. Домашнее задание.
Упражнение № 445 – творческое (сильным уч-ся); №444 – в тетради-задачнике (слабым)
– Прочитайте. Все ли понятно?
VI. Рефлексия.
1. Разбить слова на две группы: (по признаку: есть непроизносимый, нет произносимого)
ЧУДЕ (СН)О, РАДО(СН)ЫЙ, ПРЕКРА(СН)ЫЙ, ПРЕЛЕ(СН)ЫЙ
2. Определить слова с непроизносимыми согласными. (По рядам)
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный… – 1-й ряд
«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?» – 2-й ряд
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед. – 3-й ряд
3. Заучивание стихотворения.
Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву Т писать напрасно. |
Всем известно, как прелестно Букву Т писать уместно. |
4. Оценивание работы.
Как прошел урок? Какое настроение? Какое правило использовали? При помощи, какой речи общались? |
Чудесно Известное Прекрасное Устной Интересный |