Урок-исследование на тему "Непроизносимые согласные звуки". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определенных сочетаний звуков.
  2. Помочь осознать их как опознавательный признак еще одной орфограммы корня: буквы на месте «опасных» сочетаний звуков ( сн, сь нь, зд, зь дь, ств).
  3. Научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки корней.
  4. Помочь запомнить непроверяемые написания.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация.

1. Вступительное слово учителя.

– На каждом уроке мы открывает новые тайны нашего языка. Для этого мы исследуем различные единицы речи.

Сегодня ОБЪЕКТОМ нашего исследования будет слово.

А в слове мы исследуем звуки и буквы.

2. Работа над понятийным аппаратом.

Для исследования потребуется вспомнить такие понятия:

  • Орфограмма – «опасное» место при письме.
  • Орфографическая задача – выбор правильной буквы
  • Орфографическое правило – порядок действий, который нужно выполнить для решения орфографической задачи.
  • Применение правила – выполнение действий по порядку.

ВЫВОД: применение правила – способ решения орфографической задачи.

II. Постановка новой учебной задачи. Актуализация знаний.

1. – Какие главные орфограммы вы знаете?

– Почему мы не доверяем безударным гласным и парным согласным по глухости-звонкости?

(На их месте можно написать разные буквы)

2. Работа над стихотворением. 

Иногда согласные играют с нами в прятки,
Они не произносятся, но пишутся в тетрадке.

– Послушайте строки, и друг под другом запишите рифмующиеся слова (вместе со словами-помощниками), на месте всех орфограмм оставляйте «окошки».

– Какой одинаковый согласный звук слышим в середине каждого слова?

– Впишите значок этого звука в первую схему.

– Какими буквами этот звук можно обозначить? Укажите их.

– Какой безударный гласный звук слышится на конце обоих слов? Обозначьте его.

– Какие буквы чаще всего «спорят» за него при письме?

Укажите их. 

– Как докажете, что во всех показанных  «окошками» местах есть орфограммы?

(На месте этих звуков можно написать разные буквы)

– Какие из этих орфографических задач вы можете решить? Как?

Алгоритм: (с. 202. Как искать проверочные слова для корня?)

– Решите и вставьте нужные буквы.

– Почему на месте последних букв «окошки» остались? (Орфограмма за корнем. Учитель закрывает «окошки» сам)

2. Повторное слушание стихотворения.

– Знаете ли вы, о каких буквах в нем говорится? ( Нет )

– Сегодня мы познакомимся с новой орфограммой корня.

Цель урока: понаблюдать, совпадает ли фонетический признак (произношение) с орфографическим признаком (написанием).

Гипотеза: Допустим, что:

  1. Орфографическое написание совпадает с  фонетическим произношением (как слышим, так и пишем);
  2. Орфографическое написание не совпадает с фонетическим произношением.

– Наша задача  выяснить, при каких условиях наблюдается несовпадение и совпадение фонетического признака с орфографическим;

– познакомиться с теми примерами, где представлены условия для игры букв в «прятки» и доказать истинность или неистинность наших предположений.

III. Изучение нового материала.

3. Работа по учебнику.

1. Упражнение № 439.  (Хоровое чтение стихотворения)

…Заяц! – молвил гусь. –
Отчего ты гру (       ) ый?
Откровенно признаюсь:
Я ужасно вку (        ) ый!

Лексическое значение слов: откровенно, молвил, ужасно.

– В слова с «окошками» вставь значки тех звуков, которые слышишь.

– Узнай, как пишутся эти слова, сравни записи и покажи свои наблюдения в схеме:

– Можно ли сказать, что на месте этого сочетания есть орфограмма? Объясните ответ.

– Прочитайте название темы. (По учебнику: «Буква на месте звука, которого нет»)

– Какое из слов, которые вы сравнивали из упражнения 439, к ней особенно подходит? (грустный)

– Почему? (В этом слове есть непроизносимый согласный звук (Т)

– Прочитайте сообщение и решите, как по-другому можно назвать тему? («Непроизносимые согласные звуки»)

2. Чтение сообщения на с. 148.

– Назовите сочетание звуков, в котором может быть непроизносимый согласный. (СН)

– Какой это непроизносимый согласный звук? (Т)

– Проверьте, удобно ли говорить слово грустный, если произносить все звуки.

– Выпишите из стихотворения слова, в которых есть сочетание звуков (СН), но между ними нет непроизносимого (Т), а потому нет и буквы Т.

3. Работа в тетради.

Вкусный – …;
ужасно – … .

– Какую орфографическую задачу задает нам при письме сочетание звуков (СН) и (СЬ НЬ)? (В окружении этих звуков может быть непроизносимый звук)

– Почему на месте этого сочетания есть орфограмма?

4. Обобщение изученного. (учителем)

Наличие в русском языке орфограммы, традиционно именуемой «непроизносимые согласные», объясняется тем, что по законам русской орфоэпии некоторые звуки, попадая в определенное окружение, не произносятся, но обозначаются при письме. К ним относятся, например, звуки ) и (Д) в положении после (С, СЬ) (З, ЗЬ) перед (Н, НЬ) (таблица №1).

Однако в русском языке есть слова с теми же звуковыми сочетаниями (С, СЬ), в которых нет непроизносимого согласного, т.е. звуки как слышатся, так и пишутся (таблица №2)

В связи с этим при записи подобных сочетаний появляется необходимость решать: есть между этими сочетаниями звуков непроизносимый или нет? Если есть, на его месте надо писать букву, если нет, то не нужно.

В одних случаях это можно узнать, «разрушив» то окружение, которое не дает «зазвучать» звуку, а в других это сделать не удается.

Опорная схема:

3. Упражнение № 442. —> (Тетрадь-задачник) (по «цепочке»)

– А сейчас мы попробуем обнаружить «опасное» сочетание звуков.

– Будем учиться узнавать, есть ли в слове непроизносимый согласный звук.

А) – Прочитайте слова. Есть ли в них опасное сочетание звуков (СН) или (СЬ НЬ)?

– Если есть, вставьте значки звуков.

– Что называют эти слова, в корнях которых нужно решать орфографические задачи?

Б) – Попробуйте решить новые орфографические задачи знакомыми нам способами проверки корней. (Опорная схема: однокоренное слово, по команде вопросов слов названий предметов, действий, признаков, с. 202 – учебник.).

В) Во второй столбик записать проверочные слова. В третий столбик – слова с решенными орфографическими задачами; выбор букв объясняйте. (Алгоритм письменного объяснения на с. 40 в Т-з)

– Как можно узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

– И как от этого зависит написание слова?

Вывод:  есть непроизносимый согласный звук – на его месте надо писать букву, нет непроизносимого звука – не нужно).

В слове радостный непроизносимый согласный находится не в корне, а после него. Включено оно из-за частотности употребления его в речи.

Проблема: – Как проверили и написали слово лестница ?

(Если лесенка, то не надо писать букву, а если залезть, то надо писать.)

Вывод: это слово надо запомнить.

4. Чтение сообщения на с. 149.

5. Проверка гипотезы.

– Как вы думаете, верно, ли первое предположение? Второе предположение?

– Выяснили мы, при каких условиях происходит несовпадение произношения и написания?

(Повторить сочетания звуков)

IV. Итог урока.

– Какую новую тайну русского языка вы узнали?

– Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

– Какие способы проверки корней помогли решить новые орфографические задачи?

– Чем различаются орфограммы? (Парные согласные заменяют друг друга, но слышатся, а непроизносимые пропадают, не произносятся, их надо поймать).

– А если к слову нельзя подобрать проверочное?

V. Домашнее задание.

Упражнение № 445 – творческое (сильным уч-ся); №444 – в тетради-задачнике (слабым)

– Прочитайте. Все ли понятно?

VI. Рефлексия.

1. Разбить слова на две группы: (по признаку: есть непроизносимый, нет произносимого)

ЧУДЕ (СН)О, РАДО(СН)ЫЙ, ПРЕКРА(СН)ЫЙ, ПРЕЛЕ(СН)ЫЙ

2. Определить слова с непроизносимыми согласными. (По рядам)

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный… – 1-й ряд

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?» – 2-й ряд

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед. – 3-й ряд

3. Заучивание стихотворения.

Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
Всем известно,
как прелестно
Букву Т писать уместно.

4. Оценивание работы.

Как прошел урок?
Какое настроение?
Какое правило использовали?
При помощи, какой речи общались?
Чудесно
Известное
Прекрасное
Устной
Интересный

Технологическая карта урока.