Работа с одаренными детьми. Историческая лаборатория в общеобразовательных учреждениях района

Разделы: История и обществознание


Детская одаренность. Очень много противоречивых мнений существует по поводу того, кого из детей считать одаренными. Одни утверждают, что это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста, другие говорят, что это дети, проявляющие исключительное, по сравнению с возрастными нормами, развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).

Я считаю, что одаренность, в изучении отдельных школьных предметов, можно развить в каждом ребенке, главное, чтобы ребенок проявил заинтересованность, желание и трудолюбие в изучении твоего предмета. Есть гении, которые без особого труда в трехлетнем возрасте совершают сложные математические расчеты в уме. Да, ребенок одарен редким талантом. Но таких людей – единицы среди миллиона жителей большого города, их может совсем не быть среди тысяч жителей небольших населенных пунктов.

Тогда напрашивается вопрос, а есть ли одаренные дети в маленьких городах и поселках? Если считать одаренностью только необычную умственную способность человека, то, наверное, нет. А если одаренным считать умного мальчишку или девчонку, который способен трудиться для увеличения своих знаний по какому-либо предмету, то одаренные дети есть и в маленьких городах, и в поселках, и в деревнях. И таких детей учитель не может не заметить. Невозможно получить знания по истории, математике, русскому языку извне, с неба, из Вселенной, из космоса, вся информация обо всем на свете находится в книгах, не важно, электронные это книги, или бумажные, все-таки без чтения книг одаренным человеку не стать. По моему глубокому убеждению, главное, для того, чтобы ребенка назвали одаренным, ему нужно много трудиться.

Для школ, с небольшой численностью обучающихся, говорить об одаренности не совсем верно. Но среди сотни мальчишек и девчонок найдется 2-3, которые будут стремиться изучать твой предмет, любой учитель может их увидеть. Но просто увидеть – мало. Необходимо их заинтересовать, увлечь, создать такую мотивацию и такие условия, при которых потенциал детей будет полностью реализован, их способности получат максимальное развитие, и они осознают свои возможности и перспективы.

В настоящее время система образования переходит в новое качество. Это тоже своего рода кризис. А, как известно, кризис всегда содержит в себе негативные и позитивные моменты. Исчерпывает себя потенциал, накопленный в предшествующие годы, обнаруживаются новые проблемы, меняется заказ государства, общества, родителей, ставятся новые задачи. Возникает необходимость содержательной рефлексии новой ситуации – новой для образования и новой для социума. Очевидно и то, что новое сознание постепенно утверждается в педагогическом сообществе, идеи изменения влияют на всю систему образования. Пришло понимание, что выпускник школы – это продукт, который создается условиями и технологическим процессом образовательного учреждения. И продукт этот должен быть качественным и конкурентоспособным. Но при этом, в формах и методах обучения мало что меняется. В лучшем случае учитель взваливает на себя ответственность за подготовку своего воспитанника к ЕГЭ, к поступлению в университет, либо, осознав тщетность своих трудов и разочаровавшись, педагог равнодушно «преподает дисциплину», совершенно не заботясь о результате. Ни то, ни другое не отвечает требованиям времени и не имеет должного эффекта. Поэтому возникает необходимость консолидации педагогических сил и распределения ответственности между всеми участниками образовательного процесса. Следовательно, нужен проект, позволяющий создать новые условия взаимодействия тех ресурсов, которые есть не только в твоей родной школе, но и в школах по соседству.

Для обучающихся школ Верхнекетского района, проявляющих интерес к изучению различных наук, есть уникальная возможность получить больше знаний, занимаясь с преподавателями разных школ. В Верхнекетском районе в 2010-2011 учебном году создан муниципальный олимпиадный центр. Это сетевая организация, в которую входят 7 школ района. Работа по каждому предмету построена особенным образом, мне бы хотелось рассказать о том, как работают учителя истории в рамках олимпиадного центра в течение года.

С начала учебного года в районе запускается районная историческая интеллектуальная игра по определенной теме. В прошлом году тема была посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом году, районное методическое объединение учителей истории определило тему для глубокого изучения «Закат династии Рюриковичей 1530 – 1598г», которая содержит в себе много интересных фактов, событий. Игра состоит из 3 этапов: 1 очный – Районный исторический фестиваль «Из прошлого в будущее» 2 заочный – эвристическая олимпиада, 3 очный – Конкурсная игра.

Между проведением этапов Игры работает Районная историческая лаборатория.

В ноябре был проведён Районный исторический фестиваль «Из прошлого в будущее». (Приложение 1)

Программа работы Районного исторического фестиваля.

  1. Открытие исторического фестиваля
  2. Работа по секциям:
    • секция учеников – тренинг-игра на знакомство;
    • секция учителей – планирование работы исторической лаборатории на год.
  3. I Этап районной исторической игры «Своя История» (лингвистическая игра по теме «Закат династии Рюриковичей 1530 – 1598гг» с выбором тем вопросов: «Родители», «Избранная Рада», «Опричнина», «Увлечения», «Войны», «Из жизни»). (Приложение 2)
  4. Обед.
  5. I занятие Районной исторической лаборатории. (Приложение 1)
  6. Закрытие фестиваля.

На I занятии Районной исторической лаборатории обучающиеся были ознакомлены с видами олимпиадных заданий школьного, районного, областного, всероссийского уровня и объяснен принцип их создания. Затем началось изучения темы «Закат династии Рюриковичей 1530 – 1598гг». Обучающие самостоятельно изучали 1 тему «Личность Ивана Грозного» и составляли по 1 олимпиадному заданию к нему

Что такое районная историческая лаборатория? Это сетевая организация, в которую входят преподаватели истории и обучающиеся, проявляющие интерес к изучению истории, пяти школ Верхнекетского района. Три школы не участвуют в районной игре и в работе исторической лаборатории по причине бездорожья.

Принцип работы исторической лаборатории:

  1. В каждой школе создается своя историческая лаборатория, в которую входят преподаватели истории и ученики 5 – 10 классов, которые проявляют большой интерес к изучению истории. Каждая лаборатория имеет своё название, девиз, эмблема. Количество детей неограниченно.
  2. Историческая лаборатория работает по плану каждого общеобразовательного учреждения отдельно. Обучающиеся выполняют задания, согласно рабочей программы.
  3. Связь между обучающимися общеобразовательных учреждений происходит через электронную почту, 25 числа каждого месяца историческая лаборатория общеобразовательного учреждения отправляет другим участникам свои вопросы и задания, составленные по темам.
  4. Руководитель является лишь консультантом, помощником в изучении новых тем. Обучающиеся изучают темы по различным источникам: энциклопедии, СD-диски, сайты Интернета и к своим изученным вопросам составляют задания олимпиадного характера. По каждой большой теме составляется по 6-8 заданий. Обязанности руководителя:
    • Проводит занятия, согласно рабочей программы.
    • Определяет форму работы на занятиях.
    • Курирует работу обучающихся на занятиях, направляет, помогает в выполнении заданий.
    • Следит за отправкой по электронной почте писем в другие общеобразовательные учреждения.
    • Принимает почту из других общеобразовательных учреждений, доводит до сведения обучающихся информацию.

Ожидаемые результаты:

  1. Составить банк олимпиадных вопросов и заданий по темам Истории России.
  2. Сформировать команду обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и в Верхнекетском районе, имеющих огромный интерес к изучению истории.
  3. Улучшить показатели участия в олимпиадах по истории обучающихся школ Верхнекетского района
  4. Сформировать команду педагогов, заинтересованных в распространении исторических знаний среди обучающихся района и в более глубоком изучении родной истории.

Тематический план «Закат династии Рюриковичей». (Приложение 3)

В течение год планируется проведение 34 часов занятий по 17 темам:

I. Тема: Личность Ивана IV Грозного.

II. Тема: Внутренняя политика. Реформы Избранной Рады.

III. Тема: Опричнина.

IV. Тема: Социально-экономическое развитие.

V. Тема: Культура.

VI. Тема: Внешняя политика.

VII. Тема: Правление Федора Ивановича.

VIII. Тема: Работа с текстом. Документы: Переписка с Курбским, Судебник 1500г., Домострой, «Царю нельзя быть без грозы», Переписка с Елизаветой 1, Стоглавый собор, Уложение о службе, Учреждение стрелецкого войска, Отмена кормлений.

IX. X. Тема: Задания на сравнение:

  • Сравнить реформы Избранной Рады и мероприятия опричнины (2 общие, 3 различные черты).
  • Сравнить внешнюю политику Василия 3 и Ивана 4 (2 общие и три различные черты).
  • Сравнить культурное развитие России в период Ивана Грозного и в период Смуты.

XI. XII. Тема: Критерии написания эссе по истории. Написать эссе по заданным темам.

XIII. Тема: Соотнесение фактов с зарубежной историей.

XIV. XV. Тема: Аргументация суждений.

XVI. XVII. Тема: Публичное выступление.

В январе проходит второй заочный этап в виде эвристической олимпиады.

Состоит из 2 частей.

1 часть. Групповая работа 21 января, проводится совместно 5-10 класс. Время выполнения заданий – до 2 часов.

1 Задание. Используя словари, интернет, энциклопедии ответить на предлагаемы вопросы и задания (10 баллов).

2 Задание. Решить историческую ситуацию, предложить своё решение ситуации и объяснить, почему именно такое решение приняли (10 баллов).

3 Задание. Построить логическую цепочку от одного события к другому, используя 6 звеньев, все использованные звенья объяснить (10 баллов).

2 часть. Написание эссе – индивидуальная работа.

Темы эссе предлагают учителя истории.

В марте проходит третий этап – конкурсная игра, которая состоит из 8 конкурсов.

1 конкурс «Мои рассуждения на тему» – каждый зачитывает написанное эссе. В данном конкурсе оценивается не содержание эссе, а творческий подход к его представлению, эмоциональность и оформление (использование презентаций, музыкальное оформление, видеосюжет).

2 конкурс: «Битвы».

3 конкурс: «Кто автор слов?»

4 конкурс: «О ком идет речь» по описанию личности определить о ком идет речь.

5 конкурс: «Исторические документы».

6 конкурс: «Конкурс презентаций по теме».

7 конкурс: «Блиц-опрос.»

8 конкурс: «Литературный» – прочитать любое произведение, отрывок, спеть песню.

Система работы, построенная таким образом, имеет много положительных моментов. Во-первых, общение учителей истории общеобразовательных учреждений Верхнекетского района стало более тесным, здоровое соперничество дает свои плоды: дети получают глубокие знания по разным темам и стремятся быть лучше, а педагоги изыскивают новые источники информации по темам и предлагают их для изучения детям. Педагоги учатся быть для ученика не просто одним из источников информации, а старшими товарищами, сопровождающими в огромном мире знаний. Они помогают, направляют, консультируют, корректируют, дают ученикам возможность самостоятельно работать, развивают творческую активность, логическое мышление.

Во-вторых, ребятам, любящим историю, также необходимо общение друг с другом, оно способствует увеличению их знаний, развитию коммуникативных компетенций. Ученики, почувствовавшие успех в среде сверстников, получают огромный заряд энергии и желания знать больше, чтобы стать лучшим.

В-третьих, система исторического образования в Верхнекетском районе встала на абсолютно иную форму развития, которая, конечно, приведет к наилучшим результатам. Мнение абсолютно всех участников исторических мероприятий состоит в том, что общаясь друг с другом ученики приобретают новый стимул к работе и обучению. Они все готовы идти вперед, значит, труд учителей не напрасен.

По всем вопросам, связанным с данными методическими разработками, положениями обращаться по электронной почте vkruo2@t-sk.ru.