Продолжительность: 2 урока.
Цель урока:
- (для учителя) формирование у учащихся целостного представления о методах решения иррациональных уравнений.
- (для учащихся) Развитие умения наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать математические ситуации (слайд 2). Подготовка к ЕГЭ.
План первого урока (слайд 3)
- Актуализация знаний
- Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень
- Практикум по решению уравнений
План второго урока
- Дифференцированная самостоятельная работа по группам «Иррациональные уравнения на ЕГЭ»
- Итог уроков
- Домашнее задание
Ход уроков
I. Актуализация знаний
Цель: повторить понятия, необходимые для успешного освоения темы урока.
Фронтальный опрос.
– Какие два уравнения называются равносильными?
– Какие преобразования уравнения называют равносильными?
– Данное уравнение заменить равносильным с пояснением применённого преобразования: (слайд 4)
а) х+ 2х +1; б) 5 = 5; в) 12х = -3; г) х = 32; д) = -4.
– Какое уравнение называют уравнением-следствием исходного уравнения?
– Может ли уравнение-следствие иметь корень, не являющийся корнем исходного уравнения? Как называются эти корни?
– Какие преобразования уравнения приводят к уравнениям-следствиям?
– Что называется арифметическим квадратным корнем?
Остановимся сегодня более подробно на преобразовании «Возведение уравнения в чётную степень».
II. Разбор теории: Возведение уравнения в чётную степень
Объяснение учителя при активном участии учащихся:
Пусть 2m (mN) – фиксированное чётное натуральное число. Тогда следствием уравнения f(x) = g(x) является уравнение (f(x)) = (g(x)).
Очень часто это утверждение применяется при решении иррациональных уравнений.
Определение. Уравнение, содержащее неизвестное под знаком корня, называется иррациональным.
При решении иррациональных уравнений используют следующие методы: (слайд 5)
-
Переход к равносильной системе:
а) = или
Из двух систем решают ту, которая проще.
б) = а, аR
если а ≥ 0, то = а f(x) = а;
если а < 0, то уравнение не имеет корней
в) = g(x) -
Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень
-
Метод введения новых переменных.
Внимание! Методы 2 и 3 требуют обязательной проверки.
ОДЗ не всегда помогает устранить посторонние корни.
Вывод: при решении иррациональных уравнений важно пройти три этапа: технический, анализ решения, проверка(слайд 6).
III. Практикум по решению уравнений
Решить уравнение:
а) х + 1 =
После обсуждения способа решения уравнения возведением в квадрат, решить переходом к равносильной системе.
Вывод: решение простейших уравнений с целыми корнями можно провести любым знакомым методом.
б) = х – 2
Решая методом возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень, учащиеся получают корни х = 0, х= 3 - , х= 3 + , проверить которые подстановкой сложно и трудоёмко. (Слайд 7). Переход к равносильной системе
позволяет быстро избавиться от посторонних корней. Условию х ≥ 2 удовлетворяет только х.
Ответ: 3 +
Вывод: иррациональные корни проверять лучше переходом к равносильной системе.
в) = х – 3
В процессе решения этого уравнения получаем два корня: 1 и 4. Оба корня удовлетворяют левой части уравнения, но при х = 1 нарушается определение арифметического квадратного корня. ОДЗ уравнения не помогает устранить посторонние корни. Переход к равносильной системе даёт правильный ответ.
Вывод: хорошее знание и понимание всех условий определения арифметического квадратного корня помогает перейти к выполнению равносильных преобразований.
г) - 4 =
Возведя обе части уравнения в квадрат, получим уравнение
х + 13 - 8 + 16 = 3 + 2х - х, уединив радикал в правую часть, получаем
26 – х + х = 8. Применение дальнейших действий по возведению в квадрат обеих частей уравнения, приведёт к уравнению 4-й степени. Переход к ОДЗ уравнения даёт хороший результат:
Решение:
найдём ОДЗ уравнения:
х = 3.
Проверка: - 4 = , 0 = 0 верно.
Ответ: 3.
Вывод: иногда возможно провести решение с помощью определения ОДЗ уравнения, но обязательно сделать проверку.
д) =
Решение: ОДЗ уравнения: -2 – х ≥ 0 х ≤ -2.
При х ≤ -2, < 0, а ≥ 0.
Следовательно, левая часть уравнения отрицательна, а правая – неотрицательна; поэтому исходное уравнение корней не имеет.
Ответ: корней нет.
Вывод: сделав правильные рассуждения по ограничению в условии уравнения, можно без труда найти корни уравнения, или установить, что их нет.
е) + = 7
На примере решения этого уравнения показать двукратное возведение уравнения в квадрат, объяснить смысл фразы «уединение радикалов» и необходимость проверки найденных корней.
ж) 4 - 5 = 8;
з) + = 1.
Решение этих уравнения провести методом замены переменной до момента возвращения к исходной переменной. Закончить решение предложить тем, кто раньше справится с заданиями следующего этапа.
Контрольные вопросы
- Как решать простейшие иррациональные уравнения?
- Что необходимо помнить при возведении уравнения в чётную степень? (могут появиться посторонние корни)
- Как лучше проверять иррациональные корни? (с помощью ОДЗ и условий совпадения знаков обеих частей уравнения)
- Для чего необходимо уметь анализировать математические ситуации при решении иррациональных уравнений? (Для правильного и быстрого выбора способа решения уравнения).
IV. Дифференцированная самостоятельная работа по группам «Иррациональные уравнения на ЕГЭ»
Класс разбивается на группы (по 2-3 человека) по уровням обученности, каждая группа выбирает себе вариант с заданием, обсуждает и решает выбранные задания. По мере необходимости обращается к учителю за консультацией. После выполнения всех заданий своего варианта и проверки ответов учителем, участники группы индивидуально заканчивают решение уравнений ж) и з) предыдущего этапа урока. Для 4 и 5 вариантов (после проверки ответов и решения учителем) на доске записаны дополнительные задания, которые выполняются индивидуально.
Все индивидуальные решения в конце уроков сдаются учителю на проверку.
Вариант 1
Решите уравнения:
а) = 6;
б) = 2;
в) = 2 – х;
г) (х + 1) (5 – х) (+ 2 = 4.
Вариант 2
Решите уравнения:
а) = 4;
б) = 2;
в) = 1 – х;
г) (х + 1) (5 – х) (+ 2 = 4.
Вариант 3
Решите уравнения:
а) = 3;
б) = 4х;
в) - = 1;
г) + = + 3.
Вариант 4
1. Решите уравнение:
а) = 4;
б) = 3 – 2х;
2. Решить систему уравнений:
Вариант 5
1. Решите уравнение:
а) = ;
б) = 3 – 2х;
2. Решить систему уравнений:
Дополнительные задания:
- Решить относительно х уравнение: · = а;
- Решить уравнение: + = 4 – х.
V. Итог уроков
Какие трудности испытывали при выполнении заданий ЕГЭ? Что необходимо для устранения этих трудностей?
VI. Домашнее задание
Повторить теорию решения иррациональных уравнений, прочитать пункт 8.2 в учебнике (обратить внимание на пример 3).
Решить № 8.8 (а, в), № 8.9 (а, в), № 8.10 (а).
Литература:
- Никольский С.М., Потапов М.К., Н.Н. Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра и начала математического анализа, учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2009.
- Мордкович А.Г. О некоторых методических вопросах, связанных с решением уравнений. Математика в школе. -2006. -№3.
- М. Шабунин. Уравнения. Лекции для старшеклассников и абитуриентов. Москва, «Чистые пруды», 2005. (библиотечка «Первое сентября»)
- Э.Н. Балаян. Практикум по решению задач. Иррациональные уравнения, неравенства и системы. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006.
- Математика. Подготовка к ЕГЭ-2011. Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова Легион-М, Ростов-на-Дону, 2010.