Цель: познакомить с творчеством И.А.Крылова и его басенным жанром
Задачи:
- Способствовать знакомству учащихся с Москвой 19 века, баснописцем И.А. Крыловым и его творчеством, формированию правильной читательской деятельности, уточнению понятий «басня», «мораль», умению анализировать басню, выбирать нужную смысловую интонацию;
- Формировать творческие способности на основе развития навыков культуры речи учащихся.
- Способствовать воспитанию у детей непримиримого отношения к человеческим порокам (зазнайство, глупость, жадность и т. д.);
Оборудование: рисунки устаревших слов, фото-видео фильм современной Москвы, выставка книг И.А. Крылова, портрет Крылова, лица с выражением настроения, музыка, ароматические масла, экран телевизора
Ход урока
I. Оргмомент
(Под музыку) Настал новый день. Улыбнитесь мне, друг другу. Как хорошо , что мы вместе. Все добры, приветливы ,ласковы, здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, зло, беспокойство. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения в течение всего дня.
II. Речевая разминка
Сегодня наш урок литературного чтения пройдёт в форме телепередачи. Наши гости будут зрителями, а мы с вами главными действующими лицами
Чтобы речь наша была красивой и правильной, проведём разминку:
1. Прочитайте про себя:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Читаем хором, делая ударение на выделенные слова
3. Индивидуальное чтение
Молодцы! Теперь мы готовы выйти в эфир.
III. Изучение нового материала
Проблемный вопрос:
Дорогие ребята, зрители! Я приветствую вас на телепередаче «У истоков детской литературы». Проявите свою смекалку, внимание, любознательность и определите тему нашей телепередачи в тексте, который вы услышите сейчас:
«Милостливые государе, государыни! Этот город – столица Росси» Население около 9 млн человек. Первое летописное упоминание датируется в 1147году и связано с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. Исторический центр- Кремль»
- Как вы думаете, с Москвой какого века нам предстоит познакомиться?
-Какие слова при обращении друг к другу мы используем сейчас?
-Каких известных людей вы знаете? (А.С. Пушкин, М,Ю. Лермонтов)
-Из каких источников мы можем найти о них дополнительную информацию?
Тренажёр для глаз
- Горизонтальные движения глаз: вправо, влево.
- Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
- Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
- Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
- Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
- Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
- Частое моргание глазами.
2. Работа с книгой
А) Чтение авторского текста по ролям
-Какой вы увидели Москву 19 века?
-Объясните значение устаревших слов :сюртук, муфточка, экипаж
Б) Комментируемое чтение по абзацам
(1 абзац)
-Кто встретился Оле и Игорю?
(2 абзац)
-Почему путешественники отправились за незнакомцем?
-Кем оказался незнакомец?
-Что такое басня?
-Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? ( Иносказание)
Иносказание придумал Эзоп, живший около трех тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека.
До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык.
В) «Жужжащее чтение»
( 3 абзац)
- 1 вариант - Каким увидели А. И. Крылова Игорь и Оля?
- 2 вариант - С чем не мог согласиться баснописец?
- 3 вариант - Какие басни он написал?
3. Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И. А. Крылов.
Родился 2 февраля 1768 г., по преданию - в Москве. Отец его "наукам не учился". Детство провел в разъездах с семьей; грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешел целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых.
Учился он мало, но читал довольно много. По словам современника, он "посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов".
В 1788 г. Крылов лишился матери; на руках его остался младший его брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно "тятенькой"). В 1787 - 1788 годах Крылов написал комедию "Проказники».В 1806 г. он напечатал только 3 басни; в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: "Модная лавка" и "Урок дочкам"
В годы Отечественной войны Крылов был политическим писателем.
В 1814 г. Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные.
31 год прожил он в восемнадцатом веке, а 44 – в девятнадцатом. Умер в 75 лет.
4. Работа с портретом
В каком возрасте, по-вашему, художник Брюллов изобразил Крылова?
– Каким вы видите баснописца?
5. Ароматерапия (вдыхаем масло эвкалипта)
6. Первичное знакомство с басней «Слон и Моська».
– Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки)
-Прочитайте название басни.
– Чему может научить басня с таким названием?
1) Самостоятельное чтение басни.
– Оправдались ли ваши предположения?
2) Работа над содержанием:
- Читаем по одному предложению с комментированием. (Словарная работа по ходу чтения)
после 1 предложения:
- С какой целью водили Слона по улицам?
после 2:
- Почему за Слоном ходили толпы зевак? Как вы понимаете значение выражений «слоны в диковинку у нас», «толпы зевак».
После 3:
- Кто встретился на пути Слона? Что означает словосочетание «отколе ни возьмись»
после 4:
- Как повела себя Моська, увидев Слона? (По тексту)
после 5:
- Какой совет дала Шавка Моське? Как вы понимаете смысл словосочетания «перестань срамиться» (т.е. не позорься)?
после 6:
- Как отнеслась Моська к совету Шавки?/Она лает, это значит она сильная, никого не боится, т.е. не обратила внимания на совет Шавки/ Как понимаете «духу придаёт»/силы придаёт/ «большие забияки»/задира, бесстрашная, не думает, какие потом будут последствия /
после 7:
- Что же будут говорить собаки, оценивая её поведение?
7. Повторное чтение
- Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы?
- ИКОВЕЗ – ЗЕВАКИ люди ,которые слоняются по улицам без дела
- ЗАКОПАН – НАПОКАЗ- обращает внимание для вида
- АКЯИБАЗ – ЗАБИЯКА - человек, который любит затевать ссоры.
- ЕЛОКТО – ОТКОЛЕ – откуда
- АКВАШ – ШАВКА – непородистая собака
- АКНИВОКИД – ДИКОВИНКА – странная, удивительная вещи или явление.
IV. Закрепление изученного
1. Анализ басни:
- Мы с вами прочитали басню, выяснили её содержание, поработали над значением слов и выражений. А сейчас будем учиться анализировать басню по плану
- Где происходит действие?/На улицах города/
-Какая история описывается?/Слона водили по улицам, за ним ходила толпа зевак/
- Кто герои басни?/Моська, Слон, Шавка/
- Над кем из них смеётся И.А.Крылов?/Над Моськой/
- Где особенно сильно звучит авторская ирония?/Увидевши Слона…/
- Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение/мораль/?
- Выберите пословицу, подходящую к этой басне(на доске)
Пословицы и поговорки
- По себе людей не судят.
- Где родился, там и сгодился.
- Молодец среди овец, а на молодца - и сам овца.
- Не пори, когда шить не умеешь.
- Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
2. Физкультминутка
(Представьте, что возвращаясь , домой, вы встретили возле своей двери маленького, дрожащего от холода щенка. Вы берёте его на руки, прижимаете к своему телу, проносите в дом, садитесь на кухне, укрываете своими ладошками, чувствуете тепло. Он начинает лизать ваш нос, щёки, загадочно смотрит в глаза. Но тут внезапно за окном раздаётся лай собаки, щенок насторожился и грустно посмотрел в ту сторону, откуда доносился звук. Из глаз покатились слёзы. Вы отпустите его? Почему? (Да. Наверное, это была его мама. Никто не может разлучить ребёнка с родителями.)
3. Выразительное чтение басни
- И.А. Крылов великий русский поэт баснописец.
- Почему мы говорим русский?
- Почему великий? Своим поэтическим словом он высмеивал пороки людей, обогатил русскую речь крылатыми, остроумными выражениями.
- Какое выражение из этой басни стало пословицей? Найдите его. (Ай, Моська…) – это выражение мы можем принять за мораль.
- Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
- Какие басни Крылова вы ещё читали?
- Вопрос 1.Какова цель басни? (осмеяние человеческих недостатков).
- Кто является родоначальником басни?
- Как вы отличаете басню от стихотворения?
- Современны ли басни в наши дни?
- Почему сюжеты не устаревают?
БАСНЯ
МОРАЛЬ
ПОРОКИ - Обращение к оформленной выставке книг:
В этих книгах вы можете познакомиться с другими баснями И. А. Крылова, узнать более подробную информацию о его жизни и творчестве.
V. Домашнее задание
Страница 91, выучить наизусть
VI. Итог урока. Рефлексия
1. Наша передача подходит к концу.
- С каким известным человеком мы познакомились сегодня?
- О Москве какого века мы сегодня читали?
- Давайте сравним её с Москвой 21 века.
(фото-видео фильм с личными фото учителя)
- В чём их отличие?
2. Кому сегодня на уроке было комфортно? Прикрепите ,пожалуйста, лица с настроением на доску.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский