Тема занятия: Нянюшкины сказки
Цель занятия: формирование и развитие интереса к сказочному жанру
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить воспитанников с литературным жанром - сказка;
- Побудить воспитанников сочинять и придумывать сказки;
- Научить их создавать сказочный образ, дополняя его деталями и элементами присущими этому герою;
Развивающие:
- Развивать творческое воображение, фантазию и наблюдательность в конкретных формах творческой деятельности.
Воспитывающие:
- Создать творческую атмосферу на занятии;
- Овладеть начальным опытом самостоятельной и коллективной творческой деятельности.
Оборудование и материалы: музыкальный центр, аудиозаписи, карта настроения, контур карты города «Сказкоград», карточки - кружочки с достопримечательностями города; костюмы героев: Сказки, Печкина; плакат с адресами; конверты с адресатами; карандаши, ручки, иллюстрации сказок, ширма.
Ход занятия
I. Организационный этап
Педагог: Добрый день, мои друзья! Начинаем наше занятие традиционно. Вам необходимо построить рабочий полукруг, но бесшумно.
(Дети выполняют задание)
Педагог: Молодцы, вы справились с этим заданием. Перед вами карта настроения с различными выражениями лиц. Пожалуйста, нарисуйте то, которое соответствует вашему настроению в данное время напротив своего имени в графе «Начало занятия». Посмотрите друг на друга, подарите свою улыбку и если, кому взгрустнулось, пусть настроение изменится в ходе занятия.
(Обучающиеся рассаживаются на свои места)
II. Основной этап
(Звучит музыкальное оформление с записью слов)
« Ходит сказка по земле… Ходит, рассказывая детям об одном и том же: добро побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости; счастье нужно искать; всего на свете дороже любовь; а за холодной зимой всегда приходит весна…»
(Выходит педагог в костюме сказки)
Педагог (в костюме сказки):
Здравствуйте, я - Сказка! И мы уже с вами знакомы очень давно. Я и старая, и молодая, я и грустная, и весёлая, я и простая, и мудрая! Вот только злой, глупой и скучной я не бываю никогда, потому что я – Сказка! А вы любите сказки? Какие? Много их знаете? (Обучающиеся хором отвечают)
Тогда приглашаю в свой «Сказкоград». Наш город небольшой, его любят все: и взрослые, и дети!
(Педагогом вывешивается контур карты города «Сказкоград»)
А вот и достопримечательности «Сказкограда», нарисованные на кружочках под номерами. Вы готовы познакомиться с этим городом?
(Дети отвечают)
Педагог: Но за одно занятие побывать везде невозможно. Поэтому сегодня наш путь будет лежать в библиотеку, главпочтамт, клуб юных писателей. Чтобы хорошо узнать любой город надо начать с ним знакомиться с его историей. Для этого мы отправимся в библиотеку, где царствует её величество – Книга.
(Воспитанники берут карточку - кружочек №1 и прикалывают к карте, озвучивая название достопримечательности города - «Библиотека»)
Книга – это радости страна!
Сколько дарит нам чудес она!
Давайте без опаски
Пойдём дорогой сказки!
(Дети вместе с педагогом перемещаются в библиотеку)
Педагог:
Вокруг – направо и налево,
Везде, куда ни бросишь взгляд,
Здесь книжки царствуют на полках
И привлекают всех ребят!
(Библиотекарь знакомит детей с писателями – сказочниками).
Педагог: Дорогие ребята, пока мы были в библиотеке, нам с главпочтамта позвонил Печкин. Просил нашей помощи. Давайте отправимся на главпочтамт.
(Воспитанники берут карточку - кружочек №2 и прикалывают к карте, озвучивая название достопримечательности города «Сказкоград» - «Главпочтамт», педагог одевает костюм Печкина)
Печкин: Ребята, пока я разносил посылки, на главпочтамт проникла Шапокляк. Она стёрла на конвертах правильные адреса сказочных героев и написала другие.
(Педагогом вывешивается плакат, на котором написаны адреса)
- Коту Матроскину. Зазеркалье.
- Гулливеру. Деревня Простоквашино.
- Василисе Премудрой. Цветочный город.
- Великому Гудвину. Тридевятое царство.
- Незнайке. г. Ленинград, ул. Бассейная
- Рассеянному. Яхта «Беда»
- Капитану Врунгелю. Королевство кривых зеркал.
- Гурду. Изумрудный город.
- Алисе. Лиллипутия.
Печкин: А вы только сейчас были в библиотеке, и наверняка сможете помочь распутать эту почтовую путаницу.
(Каждый участник получает чистый конверт. Необходимо выбрать правильный адрес из предложенных на плакате вариантов)
Печкин: Спасибо за помощь. Теперь я эти письма разнесу их адресатам.
(Педагог уходит, снимает костюм)
Педагог: А теперь мы отправляемся в школу юного писателя. И на нашей карте города это достопримечательность под №3.
(Воспитанники берут карточку - кружочек №3 и прикалывают к карте)
Педагог:
В клуб пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца.
Ты не зритель, и не гость,
А программы нашей гость!
Не стесняйся, не ломайся,
Всем законам подчиняйся!
Друзья, с самого раннего детства вы слышали сказки. Вам рассказывали их ваши мамы и бабушки. Сказки были разные: всеми знакомые и любимые, и те, которые мамы и бабушки сочиняли сами. Вот вам сейчас и предстоит сочинить свою сказку. Ваша задача сочинить новый вариант сказок по уже известным иллюстрациям.
(Детям предлагаются иллюстрации известных сказок)
Педагог: В любой сказке главный герой отправляется в путь. Он преодолевает много трудностей, приобретает много друзей, набирается ума – разума, становится добрым…Мы с вами будем придумывать коллективную сказку на тему «Сказочная поляна».
(Обучающиеся по наводящим вопросам педагога по очереди отвечают, составляя сказку)
Вопросы:
- О ком будет наша сказка (жил – был…)?
- Где он (она) жила?
- Каким был наш герой?
- Что он любил делать, чем заниматься?
- Был ли у него друг, кто он?
- Чем друг помог герою?
- Однажды наш герой отправился путешествовать, куда, для чего, зачем?
- Но у героя был враг, кто?
- Как он вредил нашему герою?
- Друг героя захотел ему помочь, что он сделал?
- Какой волшебный предмет дал ему в помощ?;
- Как это помогло герою?
- Как был наказан враг?
- Чем всё закончилось?
(Далее воспитанникам ещё раз предлагается пересказать составленную коллективную сказку и нарисовать к ней иллюстрации)
Педагог: Предлагаю вам сыграть нашу сказку, используя куклы.
(Работа на ширме – постановка спектакля сочинённой сказки. Можно работать фронтально или по группам)
III. Рефлексия
Педагог: Постройтесь, пожалуйста, в наш традиционный полукруг как можно быстрее. (Дети выполняют задание)
Педагог: Спасибо, а сейчас выберите на карте настроения то выражение лица, которое соответствует вашему настроению, нарисуйте его в графе «Окончание занятия». Ответьте: где вы побывали, что узнали, чему научились.
(Воспитанники рисуют, отвечая на вопрос педагога)
IV. Заключительный этап
Педагог: Я вижу, что в ходе занятия настроение у вас не изменилось, а у кого и улучшилось. Значит, мы не зря путешествовали и знакомились с достопримечательностями города «Сказкоград». За одно занятие побывать везде невозможно. Но я обещаю, что мы продолжим с вами путешествие.