Урок внеклассного чтения в малокомплектной школе "Я становлюсь нежней и терпеливей" по творчеству северных поэтов

Разделы: Начальная школа


Цель: Создание условий для формирования представлений о творчестве поэтов севера

Задачи:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов
  • развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; делать выводы, аргументировать свое мнение.
  • воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.

Оборудование: компьютерная презентация, кроссворды, карточки для рефлексии «Закончи предложения», выставка книг северных поэтов.

I. Организационный момент

-Встали все ровно, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу, гостям. Садитесь.

-Вспомним наш девиз:

Кто ворон на уроке считает,
Мало знаний всегда получает.
Хорошо если хочешь учиться,
То старательно нужно трудиться

Урок сопровождает мультимедийная презентация. (Приложение 1)

II. Постановка учебной задачи

- Прочитайте тему нашего урока. Как вы понимаете эти слова? К кому или чему можно становиться нежней и терпеливей?

- Прочитайте имена и фамилии поэтов. Что их объединяет? ( это поэты севера) О чем будут стихи, которые прозвучат сегодня на уроке, исходя из темы. Что хотелось бы узнать на уроке? Какие сделать открытия?

Знакомство с выставкой книг

III. Знакомство с творчеством Николая Рубцова

Рубцов Николай Михайлович родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области. Отец погиб во время великой отечественной войны.В 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. После окончания школы учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М. Горького. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 года.

- какие стихи Н. Рубцова вы прочитали к сегодняшнему уроку?

У детей на партах сборники избранных стихотворений, приготовленных к уроку. (Приложение 2)

Ученики рассказывают или читают выразительно стихи «Воробей», «Цветы», «Про зайца»

-Что объединяет стихи «Воробей» и «Про зайца»?

- Какие слова автор использует для описания воробья? Зайца?

- Как нужно прочитать эти стихи, чтобы выразить настроение автора и его отношение к животным?

- А какое чувство автор передаёт в стихотворении «Про зайца»?

На многие стихи Николая Рубцова написаны песни.

Послушайте одну из них …….

Показ фильма с использованием фотографий природы п. Фоминский

IV. Знакомство с творчеством Ольги Фокиной

Фокина Ольга Александровна родилась 2 сентября 1937 года в д. Артемовская Верхне - Тоемского района Архангельской области. Отец и мать, потомственные крестьяне. Во время войны будущая поэтесса лишилась отца. После окончания школы окончила с отличием Архангельское медицинское училище. Несколько лет работала фельдшером в родном районе. В 1957 году поступила в Литературный институт имени М. Горького, куда позднее поступил Н.Рубцов. В поэзии Фокиной много обращений к родной земле, солнцу. Любимые жанры поэтессы – частушка и песня.

- Чтение учащимися стихов Ольги Фокиной: «Я в лесу была сегодня» «Родник».

- Каким переживанием делится автор в своих стихах? Чему учат эти произведения?

V. Знакомство с творчеством Дмитрия Ушакова

Дмитрий Алексеевич Ушаков родился 15 сентября 1932 года на станции Шожма Няндомского района Архангельской области. Среднюю школу закончил в Архангельске, затем учился в Ленинградском автотехническом училище. Служил в армии, работал в Архангельске. В 25 лет молодой поэт поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Окончив его, два года жил в Казахстане. А в 1964 году вернулся в родной Архангельск. Д.А. Ушаков является ответственным секретарем Архангельской областной писательской организации. А в 1974 году он переезжает в Москву.

Но и после отъезда в Москву Дмитрий Алексеевич ежегодно приезжает в родные края. Рыбачит, охотится, встречается с друзьями, подпитывая свой талант шожемской природой. Его родительский дом потихоньку врастает в землю, но он упрямо его латает и живет в нем иногда по полгода, приезжая ранней весной и уезжая поздней осенью. Подтверждением его любви к родному Севере служат его стихи. Поэтические удачи Дмитрия Ушакова - в его умении передать краски архангельской земли, Северной Двины, побережья Белого моря. Верность Северу и доброжелательность, благодарность большой и малой Родине - основные мотивы творчества.

- Чтение стихотворений Дмитрия Ушакова «Север –батюшко», «Морошка»

-Как Ушаков описал север в своём стихотворении? Почему , по мнению автора, Север не может быть батюшкой?

- И все-таки Север – батюшко.. Почему?

-О каком даре северных лесов говорит автор? Как образно называет морошку?

- Какие сравнения использует автор, чтобы передать красоту северной природы? (озеро- серебряная монета, морошка – крошки солнца, мох- пружина, у берез – юбки)

Физминутка

Дети выполняют движения под музыку – песня на стихи Н.Рубцова «Букет»

VI. Знакомство с творчеством Галины Сычёвой

Педагог, мама, бабушка, ныне жительница таёжной архангельской деревушки Куликовская Галина Петровна Сычева.
30 лет своей жизни она посвятила педагогической деятельности - преподавала английский язык, детскую литературу, выразительное чтение в Архангельском педагогическом колледже. По вечерам работала библиотекарем. Но была ещё и страсть к путешествиям: Средняя Азия, Кавказ, Крым, Молдавия, Прибалтика, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия, Германия, Англия, Шотландия... и, конечно же, походы на байдарках по нашим северным рекам.
Выйдя на пенсию поселилась в Шенкурском районе в одной из самых отдаленных деревень и занялась сельским хозяйством.
Наблюдая за играми внуков, просматривая детские передачи по телевидению, где героями историй выступает всякая нечисть - черепашки-ниндзя, многочисленные монстры, где из жизни уходят любовь и сострадание, Галина Петровна берётся за сочинение стихов для детворы.
Первый сборник ее стихов - «Бабушкин фартук», второй, изданный в Москве - «Радуга для внучки». «Энциклопедией счастливого детства» назвали работники Областной детской библиотеки имени А.П. Гайдара новую книгу Г.П.Сычевой «Кукушкины стихи».

- Какие произведения Галины Сычёвой вы приготовили к уроку?

Чтение стихов «Белка – швея», «Снеговая карусель»

-О каком времени года написаны эти стихи?

Сообщение о книге Галины Сычёвой «Кукушкины стихи» (все стихотворения по временам года)

VII. Знакомство с творчеством Антонины Зязиной

Антонина Васильевна Зязина родилась на Каргополье,
в селе Нокола, которое раскинулось по берегу озера Лача. Двухлетней девочкой осталась она сиротой. С детства маленькая Тоня училась всякому труду, летом ходили в лес за грибами, ягодами. И вот какой случай произошёл однажды. Отправились как-то с ребятами, её
же ровесниками, на болото за морошкой и заблудились. Несколько раз выходили на одно и то же место. Уже и вечереть стало. А перед тем, как идти в лес, Антонине бабушка повесила крестик на шею. Вот она встала впереди всех и пошла первая, они - за ней, так и вышли на тропинку. С тех пор она верит в Бога.

В юности мечтала стать медицинским работником, но, так уж сложилось, после учёбы в школе пошла учиться в Каргопольское педагогическое училище и окончила его в
1954 году. После учёбы по распределению попала в Коношу. В то время места учительницы в райцентре не было И куда только жизнь не кидала её! Жили в деревне Дальняя Зелёная в л/п Мирный. И вот с 1971 года Зязины живут и трудятся в посёлке Заречный.

И работа нашлась - в детском саду. Девятнадцать лет отдано здесь работе с ребятишками: вначале воспитателем, затем заведующей.

Прошли - пролетели годы, и сейчас Антонина Васильевна на заслуженном отдыхе. Есть в её жизни одна большая радость и увлечение - она пишет стихи. Многие стихи - для детей. В них - мир детства с его радостями, обидами. Каждое стихотворение - живая яркая картинка. И стихи о природе, которую она боготворит, которая даёт ей силы для жизни. Почитайте их -
и сами убедитесь.

-Чтение стихов «Столовая», «Зимой», «Красавицы-берёзки»

- Какие картинки можно нарисовать (вообразить), читая стихотворение «Зимой»?

-Какой призыв содержится в стихотворении «Столовая»? От чьего имени ведётся повествование в нём?

-Как Антонина Зязина называет берёзки в своём стихотворении? А, как вы думаете, почему берёза – символ России?

VIII. Обобщение по теме. Работа в группах

- Предлагаю задание по группам: отгадать кроссворд по теме нашего занятия

(Приложение 3)

1     з я з и н а        
2 с т о л о в а я        
3             ш в е я    
4           б а т ю ш к о
                         
5         в о р о б е й  
6           м о р о ш к а
7         р о д н и к    
8   ш е л ы г и н        
9     ф о к и н а        
10           з а я ц      
  1. Фамилия поэтессы, проживающей в Коношском районе.
  2. В каком стихотворении содержится призыв «Помогайте птицам, дети»?
  3. Какую профессию присвоила Галина Сычёва белке?
  4. Как Ушаков называет наш Север?
  5. Какую птицу жалеет Николай Рубцов?
  6. «Крошки солнца» - это …
  7. Откуда Ольга Фокина несла «серебряную воду в серебряном ведре?
  8. Фамилия поэта, стихи которого не прозвучали сегодня на уроке.
  9. Фамилия поэтессы, которая не смогла попить берёзового сока.
  10. Бедный, бестолковый… Про кого?

- Какие ключевые слова у вас получились? (наша родина)

Как эти слова относятся к теме нашего урока?

IX. Итог урока.

- Послушайте стихотворение ещё одного северного поэта Василия Шелыгина

(чтение стихотворения «Северные цветы»)

- Какие строчки из этого стихотворения стали темой урока?

- К чему нас учили быть нежней и терпеливей стихи, прозвучавшие сегодня на уроке?

X. Рефлексия.

- Продолжите предложение, которое выражало бы ваше отношение к уроку. (Приложение 4)

Своей работой на уроке я…
Я понял, что…
Мне показалось важным…
Я почувствовал, что …
Этот урок заставил меня задуматься …
Сегодня на уроке было трудно…
Сегодня на уроке я научился..