В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить:
- создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса;
- творческий характер образовательного процесса;
- обеспечение мотивации образовательной деятельности;
- построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций;
- учет системного строения высших психических функций;
- предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности;
- осознание ребенком успешности в любых видах деятельности;
- рациональная организация двигательной активности;
- обеспечение адекватного восстановления сил;
- обеспечение прочного запоминания;
- комплексная система закаливания детей.
По словам профессора Н.К. Смирнова, “здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся”. Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья учителя и учеников. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
- “Не навреди!” – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.
- Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Здоровые дети – здоровое будущее. Здоровье определяется как состояние полного физического, психического и социального благополучия. В настоящее время является актуальным вопрос оздоровления учащихся школьного возраста. В эти годы формируется осанка, идёт активный рост и развитие всех систем организма. Учитель может сделать для здоровья школьников много больше, чем врач. Для этого необходимо проводить профилактические мероприятия по ведению здорового образа жизни, систематически проводить динамические паузы, физминутки, беседы о правильном отношении к своему здоровью.
Физкультминутки провожу в светлом, чистом, хорошо проветренном помещении. Несвежий воздух в классе при этом недопустим, поэтому до того, как приступить к выполнению упражнений открываем форточки, останавливаем текущую работу и предлагаем детям подготовиться к физкультминутке. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание уделяю работе со зрением, т.к. зрительная информация играет большую роль в развитии познавательной сферы. На каждом уроке провожу зрительную гимнастику, которая благоприятно влияет на функциональное состояние и кровообращение глазных мышц.
На уроках использую такие приёмы:
1. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию:
– рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали, по диагонали;
– перемещать оба глаза вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали, по кругу, по прямоугольнику.
Вверх – вдох, вниз – выдох, вправо – вдох, влево – выдох. Каждое упражнение по 6 раз 3 раза в день.
Упражнения должны вызывать мускульные болевые ощущения в глазах. Каждое задание чередовать с морганием.
2. Стоя или сидя, глубоко вздохнуть, низко наклониться и десять раз моргать, не дыша, в течение 10 сек. По 6 раз 3 раза в день.
3. "Глаза жука". На выдохе закрыть глаза крепко сжать веки на 6 сек. При вдохе как можно шире открыть глаза (вытаращить) на 6 сек. По 6 раз 3 раза в день.
С 2006 года учителя нашей школы 1 ступени образования стали внедрять систему оздоровительных действий, направленных на сохранение и улучшение здоровья школьников. Специальная оздоровительная работа включает в себя:
- профилактику заболевания гриппом и др. инфекциями;
- обеспечение физической разгрузки организма учащегося;
- профилактику йододефицита;
- формирование потребности к здоровому образу жизни.
Данные мониторинга проведения оздоровительных мероприятий, таких как гимнастика до начала занятий, подвижные перемены, физкультминутки на уроках, ежедневная “гимнастика маленьких волшебников” и “гимнастика мозга” (по методикам, описанным в книге “Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе”, авторы Соколова И.Ю., Чупаха И.В., Пужаева Е.З.), подвижные игры на свежем воздухе, музыко – и сказкотерапия, употребление йодированной воды и кислородного коктейля подтвердили эффективность создания оздоровительной среды в школе.
Два года подряд, в мае месяце, вместе со своими классами мы выезжаем в детский оздоровительный центр “Россия” (Красноярский район) на 21 день. Результатом всей работы явилось то, что за 2008/2009 учебный год в наших классах пропущено по болезни всего 725 уроков (в сравнении с 2007/2008 уч. годом – 1270 уроков). Конечно, ежегодные сезонные вспышки вирусных заболеваний мы не можем полностью исключить, но отрицательная динамика состояния здоровья учащихся отсутствует.
Оздоровительную работу следует рассматривать как неотъемлемую часть всего педагогического процесса, т.е. она охватывает и предметы учебного цикла. Наиболее широкие возможности для этого предоставляют уроки окружающего мира. На них школьники получают знания о своем организме, о режиме дня, личной гигиене и т.д. На уроках математики и русского языка дети знакомятся с правилами гигиены чтения и письма.
Многие считают, что физкультуры достаточно для здоровья ребёнка. Но это не так. Школа и семья должны помочь своему ребёнку полюбить своё здоровье, себя самого и самому оценить проблемы собственного здоровья. Одной из причин трудностей обучения в настоящее время являются отклонения в здоровье детей. Это вызвало необходимость создания новой системы действий в организации учебного процесса в условиях обычной школы.
Полезные советы родителям.
- Ребенок должен чередовать “сидение” за уроками и телевизором с активными движениями на свежем воздухе, спортивной секции, в рамках помощи по хозяйству.
- Нужно контролировать режим питания и объяснять ребенку, что полезно для него, а что вредит здоровью. Кстати, сами родители тоже должны придерживаться декларируемых принципов, иначе ребенок сразу почувствует фальшь.
- Каждая семья должна иметь травы для профилактики и лечения, простудных и типичных для семьи хронических заболеваний и выработанные поколениями приемы “выхода” из болезненного состояния.
- “Пьяные застолья” на глазах у детей. По крайней мере, их число должно быть минимальным: пример взрослых заразителен.Главное для здоровья членов семьи – радостная, дружелюбная атмосфера в семье, сопереживание и поддержка.
- Курение взрослых провоцирует повторение этой вредной привычки детьми.
- Большое впечатление на детей производит то, что ценой неимоверных усилий взрослый бросает курить. Это – лучшая воспитательная мера.
Выводы.
Таким образом, понятно, что состояние здоровья зависит от многих факторов, среди которых важное место принадлежит образу жизни. К основным компонентам образа жизни относятся: питание, быт, организация учебного труда и отдыха, отношение к вредным привычкам. Одним из важнейших слагаемых здорового образа жизни, особенно в школьный период являются систематические занятия физической культурой и спортом. Проблема дезадаптации является комплексной психофизиологической и социальной проблемой. Для ее решения необходимо объединения усилий всех участников процесса воспитания.