Пояснения для учителя. Данный воспитательский час проводится в преддверии светлого праздника – Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Так же его можно провести и в любое удобное для учителя время или использовать на уроке обществознания. Продолжительность воспитательского часа 20-30 минут. Стихотворение, использованное мною, можно заранее выдать 1-2 учащимся, которые выучат его наизусть и расскажут в классе. Этот материал можно дополнить фрагментами документального фильма о детских концентрационных лагерях или музыкальными заставками на данную тему. Материал предназначен для детей 7-11 класса.
Ход урока
Здравствуйте, дорогие ребята! Наш воспитательский час сегодня посвящён одной из страшных страниц в истории Великой Отечественной Войны. Об этом в последнее время не очень много пишут и говорят, а многие современные историки попросту “забыли” об этих событиях нашей истории. Но это было в нашей истории, мы должны об этом помнить, чтить память ваших ровесников, которые стали участниками и свидетелями этих страшных событий времён Великой Отечественной войны. Мы сегодня поговорим о детских концентрационных лагерях, которые были созданы фашистами на территории бывшего Советского Союза, в частности я познакомлю вас с одним из самых страшных из них.
Этот детский концентрационный лагерь был создан фашистами в местечке Красный Берег около города Жлобин в Гомельской области Беларуси (1941-1943 год), которая в то время входила в состав Советского Союза. В нём было замучено и убито 1990 маленьких узников о 8 до 14 лет. Их использовали в качестве доноров для раненых немецких солдат. У детей выкачивали кровь, часть детей отправляли в Германию на каторжные работы. Установлены имена только 15 детей из этого скорбного списка, 1975 деток так и остались неизвестными.
Мемориал “Красный Берег”
Светлое поле и солнечный круг
Здесь души детей витают вокруг
Детский концлагерь прямо в саду -
Я вижу все это как наяву.Здесь кровь забирали у наших детей,
Спасая от смерти фашистов зверей.
Три белых ступеньки ведут в ад,
Страх, ужас и горе в глазах у ребят.Три года страданий, пыток и мук
Дорога по полю, как заколдованный круг
Лишь только надежда одна впереди-
Девчонкой стоит она на пути.С просьбой, мольбой ручки тянутся ввысь.
Мы любим свободу, мы любим мечтать
Как хочется жить, не хотим умирать!..Словно мираж белый класс впереди
Он появился, как из пурги.
Белые парты, стол и доска,
Но почему-то на сердце тревога, тоска.Здесь отзвенел уже школьный звонок,
Не будет звучать здесь детей голосок.
Они отсмеялись и в вечность ушли,
Замучили всех, их спасти не смогли.Письмо на доске – из неволи привет,
От девочки Кати – давно ее нет.
Ребенка не смог никто защитить
Лишь просьба осталась “За нас отомстить”.Солнце застыло, и кровь на земле,
Белый кораблик плывет, как в мечте,
Плещется парус, на нем имена
Тех, кого не забрала война.Берег последний и красный песок
Здесь кровью пропитан каждый клочок.
Ужас застыл на деревьях кругом,
А в сердце набат и слышится стон.Простите, родные, мы живы, а вы -
Навечно из жизни ушли без вины,
Как птицы поднялись в небо с земли
И облаком белым застыли вдали.PS. Минуло много, много лет.
На солнце так же тает снег,
Бегут ручьи, смеются дети-
Какое счастье жить на свете!Любить, смеяться, улыбаться
И просто жизнью наслаждаться…
Живые, Вы всегда в ответе
За мир и солнце на планете.
Л.Рубинштейн
В память о погибших детях здесь построен мемориал. Это необычный памятник. Он расположился к очень красивом яблоневом саду, вокруг тишина и покой. Посетителей встречают слова: “Детям, которые прошли фашистский ад”. (Слайды 1 и 2)
Мемориал открывает скульптура незащищенного ребенка-девочки, стоящей одиноко в целом мире (скульптор А. Финский), лицо которой перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками она словно защищается от всех страхов войны. (Слайд 3).
Дальше – пустой класс. Ровные ряды белых парт. В этом классе 21 парта и одна классная доска. Обыкновенный школьный класс на 42 ученика. Эти парты стоят в яблоневом саду. За них никто и никогда не сядет. Никто и никогда… Эти два слова – не из лексикона живых. За белыми партами под синим небом – незримо и навсегда – сидят 1990 учеников – узников детского лагеря Красный Берег. (Слайд 4). Говорят, название деревни Красный берег родилось от необыкновенного сада красных китайских яблонь, который когда-то вырастил здесь ботаник Незведский. Они цвели красными цветами и плодоносили красными яблоками. А теперь хранят память о тысячах литров детской крови, взятой у маленьких узников.
Дальше нашему взору открывается красная доска (Слайд 5), на которой уже никто и никогда не будет решать примеры и писать предложения. На ней аккуратным детским почерком написано: “Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи – ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: „Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон“. И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой, мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины? Ты мне тогда сказал: „Расти, доченька, на радость большой“. Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, – платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет? Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. “Русы были и есть свинья”. Я боюсь Клары. Это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа, дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда я теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной стороночке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька! Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит – письмо дойдет. 12 марта. 1943 г.”.
С обратной стороны классной доски, на обороте прощального письма Кати Сусаниной, – карта Белоруссии, сломанная, искалеченная карта. Сломанная, но не сломленная земля. На ней обозначены места, где находились детские лагеря медленной смерти, в которых у детей отнимали кровь… Карта убитого будущего… Возле нее – живые цветы. Тринадцать тысяч школ Белоруссии были уничтожены. Вместо них – детские лагеря. Красные от крови. (3000 л детской крови “дал” фашистской Германии соседний с Белоруссией латышский концлагерь Саласпилс. По крови белорусских детей статистики нет). На совещании гитлеровских бонз в Житомире Гиммлер сказал: “Где бы на Востоке вы ни нашли ценную кровь – либо изымите ее, либо уничтожьте”. Через всю площадь, выложенную матовыми плитами, от парт тянется кровавый “ручеек” красного полированного гранита… (Слайд 6)
Мы идем по мемориалу, и навстречу нам плывет детский “бумажный” кораблик с двумя парусами. Такие кораблики вы тоже делали из тетрадных страниц. Этот приплыл в свою последнюю гавань под названием Красный Берег – напоминание о тысячах детей, весна которых была убита в 1943 г. На белых парусах – имена, навек отлитые в металле: Марина, Настя, Зоя, Вера, Аркаша, Тема, Арина, Петя, Оля, Олежка, Сима, Витя… Эти имена взяты из лагерных документов. Никогда уже эти ребята не отправят свои корабли в плавание по жизни. Жизнь была у них отнята. Остались имена и этот, один на всех, “белый пароход” детства. Мы попадаем на “Площадь Солнца”. (Слайд 7).
Здесь открывается мир детской мечты – 25 белых “мольбертов”, 25 разноцветных детских рисунков, переведенных в вечные теперь витражи. На “Площади Солнца” располагаются витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях и после войны, рисунки 1946 г. из изостудии минского Дворца пионеров, которой руководил наставник многих известных белорусских мастеров Сергей Петрович Катков. Солнечный послевоенный мир сбереженных от смерти детей. (Слайды 8-10)
Оригинальная находка архитектора Л. Левина – увеличенные молодым скульптором М. Петрулем почти до монументальных размеров, детские скульптурки. Их слепили воспитанникам детского дома в Красном береге. Из двадцати работ выбрали четыре. А исходили из того принципа, что дети, выросшие без семьи, рано узнавшие боль и одиночество, мыслят не так, как воспитанные под родительской опекой. (Слайд 11)
А вокруг – яблони большого сада, свидетельницы жизни. Красный Берег взывает к дням сегодняшним и заставляет с болью вспоминать о прошлом. Смерть и свет – рядом…
Основной цвет памятника – белый и черный с контрастом цветных рисунков- витражей.
Озеленение – только яблони. Основной материал – бетон и декоративное стекло.
Ребята, давайте будем помнить о тех, кому посвящён мемориал в деревне Красный берег!
Всем спасибо за внимание. Воспитательский час на этом окончен.
Источники:
- http://www.belarus.by/rel_image/263
- http://kollektorplus.ru/article/2396/
- http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_835.html
- http://zhlobin.gomel-region.by/ru/society/culture/dostoprim