Черный луч Площади Солнца

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Пояснения для учителя. Данный воспитательский час проводится в преддверии светлого праздника – Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 года. Так же его можно провести и в любое удобное для учителя время или использовать на уроке обществознания. Продолжительность воспитательского часа 20-30 минут. Стихотворение, использованное мною, можно заранее выдать 1-2 учащимся, которые выучат его наизусть и расскажут в классе. Этот материал можно дополнить фрагментами документального фильма о детских концентрационных лагерях или музыкальными заставками на данную тему. Материал предназначен для детей 7-11 класса.

Ход урока

Здравствуйте, дорогие ребята! Наш воспитательский час сегодня посвящён одной из страшных страниц в истории Великой Отечественной Войны. Об этом в последнее время не очень много пишут и говорят, а многие современные историки попросту “забыли” об этих событиях нашей истории. Но это было в нашей истории, мы должны об этом помнить, чтить память ваших ровесников, которые стали участниками и свидетелями этих страшных событий времён Великой Отечественной войны. Мы сегодня поговорим о детских концентрационных лагерях, которые были созданы фашистами на территории бывшего Советского Союза, в частности я познакомлю вас с одним из самых страшных из них.

Этот детский концентрационный лагерь был создан фашистами в местечке Красный Берег около города Жлобин в Гомельской области Беларуси (1941-1943 год), которая в то время входила в состав Советского Союза. В нём было замучено и убито 1990 маленьких узников о 8 до 14 лет. Их использовали в качестве доноров для раненых немецких солдат. У детей выкачивали кровь, часть детей отправляли в Германию на каторжные работы. Установлены имена только 15 детей из этого скорбного списка, 1975 деток так и остались неизвестными.

Мемориал “Красный Берег”

Светлое поле и солнечный круг
Здесь души детей витают вокруг
Детский концлагерь прямо в саду -
Я вижу все это как наяву.

Здесь кровь забирали у наших детей,
Спасая от смерти фашистов зверей.
Три белых ступеньки ведут в ад,
Страх, ужас и горе в глазах у ребят.

Три года страданий, пыток и мук
Дорога по полю, как заколдованный круг
Лишь только надежда одна впереди-
Девчонкой стоит она на пути.

С просьбой, мольбой ручки тянутся ввысь.
Мы любим свободу, мы любим мечтать
Как хочется жить, не хотим умирать!..

Словно мираж белый класс впереди
Он появился, как из пурги.
Белые парты, стол и доска,
Но почему-то на сердце тревога, тоска.

Здесь отзвенел уже школьный звонок,
Не будет звучать здесь детей голосок.
Они отсмеялись и в вечность ушли,
Замучили всех, их спасти не смогли.

Письмо на доске – из неволи привет,
От девочки Кати – давно ее нет.
Ребенка не смог никто защитить
Лишь просьба осталась “За нас отомстить”.

Солнце застыло, и кровь на земле,
Белый кораблик плывет, как в мечте,
Плещется парус, на нем имена
Тех, кого не забрала война.

Берег последний и красный песок
Здесь кровью пропитан каждый клочок.
Ужас застыл на деревьях кругом,
А в сердце набат и слышится стон.

Простите, родные, мы живы, а вы -
Навечно из жизни ушли без вины,
Как птицы поднялись в небо с земли
И облаком белым застыли вдали.

PS. Минуло много, много лет.
На солнце так же тает снег,
Бегут ручьи, смеются дети-
Какое счастье жить на свете!

Любить, смеяться, улыбаться
И просто жизнью наслаждаться…
Живые, Вы всегда в ответе
За мир и солнце на планете.

Л.Рубинштейн

В память о погибших детях здесь построен мемориал. Это необычный памятник. Он расположился к очень красивом яблоневом саду, вокруг тишина и покой. Посетителей встречают слова: “Детям, которые прошли фашистский ад”. (Слайды 1 и 2)

Мемориал открывает скульптура незащищенного ребенка-девочки, стоящей одиноко в целом мире (скульптор А. Финский), лицо которой перекошено от боли и беспомощности. Поднятыми над головой руками она словно защищается от всех страхов войны. (Слайд 3).

Дальше – пустой класс. Ровные ряды белых парт. В этом классе 21 парта и одна классная доска. Обыкновенный школьный класс на 42 ученика. Эти парты стоят в яблоневом саду. За них никто и никогда не сядет. Никто и никогда… Эти два слова – не из лексикона живых. За белыми партами под синим небом – незримо и навсегда – сидят 1990 учеников – узников детского лагеря Красный Берег. (Слайд 4). Говорят, название деревни Красный берег родилось от необыкновенного сада красных китайских яблонь, который когда-то вырастил здесь ботаник Незведский. Они цвели красными цветами и плодоносили красными яблоками. А теперь хранят память о тысячах литров детской крови, взятой у маленьких узников.

Дальше нашему взору открывается красная доска (Слайд 5), на которой уже никто и никогда не будет решать примеры и писать предложения. На ней аккуратным детским почерком написано: “Дорогой папенька! Пишу тебе письмо с немецкой каторги. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых уже не будет. Моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопийц. Это завещание твоей умирающей дочери. Несколько слов о матери. Когда вернешься, маму не ищи – ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот ее последние слова: „Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, вон“. И офицер выстрелил маме в рот. Дорогой папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет. Если бы ты сейчас встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькой, мои глаза впали, косички мне остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь. Мне отбили легкие. А помнишь, папа, два года назад мне исполнилось 13, какие хорошие были именины? Ты мне тогда сказал: „Расти, доченька, на радость большой“. Играл патефон, подруги поздравляли меня с днем рождения, и мы пели нашу любимую пионерскую песню. А теперь, когда я взгляну на себя в зеркало, – платье рваное, номер, как у преступника, сама худая, как скелет, и соленые слезы в глазах. Что толку, что мне исполнилось 15 лет? Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят затравленные голодными овчарками. Я работаю рабыней у немца Ширлина, работаю прачкой, стираю белье, мою полы. Работы много, а кушать два раза в день, в корыте с Розой и Кларой. Так хозяйка зовет свиней. Так приказал барон. “Русы были и есть свинья”. Я боюсь Клары. Это большая жадная свинья. Она мне один раз чуть не откусила палец, когда я доставала из корыта картошку. Живу в сарае. В комнаты мне входить нельзя. Один раз горничная, полька Юзефа, дала мне кусочек хлеба. Хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине. Два раза я убегала. Меня находил их дворник. Тогда сам барон срывал с меня платье и бил ногами. Когда я теряла сознание, на меня выливали ведро воды и бросали в подвал. Новость. Сказала Юзефа. Хозяева уезжают в Германию с большой партией невольников и берут меня с собой. Я не поеду в эту трижды проклятую Германию. Я решила, что лучше умереть в родной стороночке, чем быть втоптанной в проклятую немецкую землю. Я не хочу больше мучиться рабыней у проклятых жестоких немцев, не дававших мне жить. Завещаю, папа, отомстить за маму и за меня. Прощай, добрый папенька! Ухожу умирать. Твоя дочь Катя Сусанина. Мое сердце верит – письмо дойдет. 12 марта. 1943 г.”.

С обратной стороны классной доски, на обороте прощального письма Кати Сусаниной, – карта Белоруссии, сломанная, искалеченная карта. Сломанная, но не сломленная земля. На ней обозначены места, где находились детские лагеря медленной смерти, в которых у детей отнимали кровь… Карта убитого будущего… Возле нее – живые цветы. Тринадцать тысяч школ Белоруссии были уничтожены. Вместо них – детские лагеря. Красные от крови. (3000 л детской крови “дал” фашистской Германии соседний с Белоруссией латышский концлагерь Саласпилс. По крови белорусских детей статистики нет). На совещании гитлеровских бонз в Житомире Гиммлер сказал: “Где бы на Востоке вы ни нашли ценную кровь – либо изымите ее, либо уничтожьте”. Через всю площадь, выложенную матовыми плитами, от парт тянется кровавый “ручеек” красного полированного гранита… (Слайд 6)

Мы идем по мемориалу, и навстречу нам плывет детский “бумажный” кораблик с двумя парусами. Такие кораблики вы тоже делали из тетрадных страниц. Этот приплыл в свою последнюю гавань под названием Красный Берег – напоминание о тысячах детей, весна которых была убита в 1943 г. На белых парусах – имена, навек отлитые в металле: Марина, Настя, Зоя, Вера, Аркаша, Тема, Арина, Петя, Оля, Олежка, Сима, Витя… Эти имена взяты из лагерных документов. Никогда уже эти ребята не отправят свои корабли в плавание по жизни. Жизнь была у них отнята. Остались имена и этот, один на всех, “белый пароход” детства. Мы попадаем на “Площадь Солнца”. (Слайд 7).

Здесь открывается мир детской мечты – 25 белых “мольбертов”, 25 разноцветных детских рисунков, переведенных в вечные теперь витражи. На “Площади Солнца” располагаются витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях и после войны, рисунки 1946 г. из изостудии минского Дворца пионеров, которой руководил наставник многих известных белорусских мастеров Сергей Петрович Катков. Солнечный послевоенный мир сбереженных от смерти детей. (Слайды 8-10)

Оригинальная находка архитектора Л. Левина – увеличенные молодым скульптором М. Петрулем почти до монументальных размеров, детские скульптурки. Их слепили воспитанникам детского дома в Красном береге. Из двадцати работ выбрали четыре. А исходили из того принципа, что дети, выросшие без семьи, рано узнавшие боль и одиночество, мыслят не так, как воспитанные под родительской опекой. (Слайд 11)

А вокруг – яблони большого сада, свидетельницы жизни. Красный Берег взывает к дням сегодняшним и заставляет с болью вспоминать о прошлом. Смерть и свет – рядом…

Основной цвет памятника – белый и черный с контрастом цветных рисунков- витражей.

Озеленение – только яблони. Основной материал – бетон и декоративное стекло.

Ребята, давайте будем помнить о тех, кому посвящён мемориал в деревне Красный берег!

Всем спасибо за внимание. Воспитательский час на этом окончен.

Источники:

  • http://www.belarus.by/rel_image/263
  • http://kollektorplus.ru/article/2396/
  • http://www.evreyskaya.de/archive/artikel_835.html
  • http://zhlobin.gomel-region.by/ru/society/culture/dostoprim