С 2007 г. работаю над внедрением педагогической технологии на основе трёхмерной методической системы обучения - ПТТМСО (автор: Караев Ж.А.)
Отличительной особенностью ПТТМСО является наличие синектической части, когда правила, понятия даются не в готовом виде, а выводятся самими учащимися, а уровневая взаимосвязь всех компонентов методической системы обучения между собой и уровней усвоения, способствует развитию навыков самостоятельной работы, активности, качества знания, обеспечивает каждому обучаемому своей динамики развития, способствует повышению уровня самооценки учащихся.
Актуальность темы проявляется в обеспечении каждому обучаемому своей динамики развития, оптимальности сочетания внутренней и внешней мотивации учения, расширении возможностей развития способностей младших школьников, повышении уровня самооценки учащихся.
Актуальным является также привитие учителю управленческой культуры. В условиях внедрения педагогической технологии трёхмерной методической системы обучения будет превалировать управленческая роль учителя в качестве руководителя поисковой деятельности ученика и самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на основе поисково-исследовательских методов, как учителя, так и ученика.
Процесс обучения, организованный на основе концепции педагогической технологии трехмерной методической системы обучения состоит из следующих компонентов.
І. Синектическая часть. Синектика – метод коллективной творческой деятельности и учебного исследования, основанной на целенаправленном использовании интуитивно-образного мышления участников. Применяется как прием решения сложных творческих, в том числе технико-изобретательских задач, в педагогической практике используется для решения учебно-познавательных проблем, а также в целях обучения самому процессу творческого поиска.
Синектическая часть технологии предусматривает:
1. Проблемную постановку задачи.
2. Решение поставленной задачи с применением активных методов обучения.
3. Обобщение и оценку результатов синектической части урока.
Синектическая часть состоит из двух этапов:
1 этап - 5-10 мин. включает в себя микроэтапы: а) организационный момент; минутки чистописания. Словарная работа. Выполняется работа в классной тетради.
б) проверка степени завершённости разноуровневых заданий прошлого урока. Выполняется в рабочей тетради № 1 или № 2.
в) Повторение пройденного материала, необходимого для изучения новой темы; задания для организации плавного перехода к изучению новой темы (в рабочей тетради). Работа по “Технологическим картам”, где очерчен круг вопросов для данного возраста.
2 этап – 10-15 мин.:
а) самостоятельное изучение новой темы (рабочая тетрадь);
б) совместный с учителем разбор заданий самостоятельной работы детей по изучению новой темы (рабочая тетрадь);
в) закрепление простейшими упражнениями, которые служат образцами для 1-го уровня следующего этапа (классная тетрадь).
II. Часть, ориентированная на результат, предусматривает:
1. Детальное изучение и закрепление изучаемого материала посредством выполнения системы разноуровневых учебных задач. Стимулирование действий учеников, направленных на переход к поисковому, продуктивному уровню усвоения.
2. Оценку результатов самостоятельный работы, выявление учеников, полностью усвоивших учебный материал (по каждому уровню).
3. Проведение коррекционной работы с учениками, которые не смогли усвоить учебный материал на ученическом уровне и у которых возникли те или иные вопросы.
4. Проведение тематического контроля, посредством применения таксономии учебных задач-измерителей.
5. Обсуждение, анализ (самоанализ учащимся своей деятельности) итогов усвоения рассматриваемой темы.
Часть, ориентированная на результат, (это этап обратной связи) состоит из разноуровневых заданий, которые выполняются в рабочей тетради.
Требования к заданиям первого уровня:
- должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся, усвоенных знаний без их видоизменения (то есть, на их копирование). Необходимо знание фактов, понятий, правил, определений, законов. Это такие задания, выполняя которые, учащиеся самостоятельно приобрели бы основные опорные знания в результате изучения данной темы;
- тренировочные задания – воспроизведение изученного в процессе применения их на практике, то есть применение усвоенных правил, определений по образцу. При конструировании таких заданий необходимо придать особое значение их познавательным и занимательным моментам.
На этом ученическом уровне учащиеся способны воспроизводить информацию по указанию учителя, умеют применять ее по указанному алгоритму (плану).
Требования к заданиям второго уровня:
- задания в нестандартной ситуации на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, то есть решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний.
- проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи;
- задачи на внимание, имеющие зачастую познавательное и поучающее значение. Это кроссворды, ребусы, логические задачи и др.
На этом уровне ученик способен самостоятельно: а) воспроизводить информацию; б) применять ее в различных типовых ситуациях.
Задания третьего уровня:
- задачи на выработку умений использовать изученный материал в новых условиях;
- (эвристического) типа, в процессе выполнения которых учащиеся используют межпредментные связи и приобретают новые знания. Они связаны с выполнением заданий, способствующих совершенствованию и углублению ранее усвоенных знаний. Такая работа требует применения приемов мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации. При выполнении таких заданий учащиеся сталкиваются с новыми задачами, возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми методами и приемами решения учебных проблем;
- Решение заданий разными способами.
На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для: а) продуцирования субъективно новой информации; б) применения в разнообразных нетиповых ситуациях, требующих новых методов действия.
Структура урока:
1 этап – ориентировочная основа действий – 10 мин.
2 этап – исполнительские действия – 20-25 мин.
5-10 мин. работа с книгой (рабочей тетрадью)
7-10 мин. анализ изученного материала
7 мин. закрепление
3 этап - корректировочные, контрольные и оценочные действия.
Прозрачная, оперативная фиксация учебных успехов детей создает ауру соревнования, позволяет объективно оценивать качество обучения и обеспечить мониторинг качества по индивидуальной траектории развития учащихся.
Главным источником мотивации и нарастающей траектории развития учеников является стимулирующий подход к оцениванию и заполнение “прозрачного журнала” - учебных достижений учащихся, где моментально фиксируются успехи учеников по уровням, начиная с ученического 1-го уровня.
Методы и приёмы, активно используемые в рамках этой технологии:
- взаимообучение в парах, группах;
- самооценивание, комплексное оценивание;
- разноуровневое обучение;
- рефлексия учебной деятельности (обратная
связь);
- самоорганизация;
- регулярный контроль усвоения учебного
материала учащимися (в конце каждого модуля);
- интеграция учебного материала
(внутрипредметная, межпредметная);
- создание творческой среды;
- модульная подача материала.
Управленческая деятельность учителя на уроке по ПТТМСО:
- Анализ.
- Планирование.
- Организация.
- Руководство.
- Координация.
- Контроль/оценка.
Учителю, работающему по данной технологии, надо начинать свою деятельность с составления календарного планирования с учётом проведения двух подготовительных уроков (1-й урок – результирующая самостоятельная работа по модулю, а 2-й – урок коррекции знаний, т.е., работы над ошибками по материалам всего модуля с устранением пробелов) перед каждой тематической контрольной работой (зачётом).
Весь курс уроков по русскому языку для 1-4 классов был разбит на модули. (Модуль - это учебная дидактическая единица между двумя контрольными работами-зачётами) Перед каждой очередной контрольной работой проводятся два подготовительных урока. Часы для таких дополнительных уроков в каждом разделе высвобождаются за счёт объединения близких по смыслу тем в блоки. Для примера предлагаю разработку урока в 4 классе по теме: “Диалог” по ПТТМСО (Приложение № 1) с презентацией.
Результаты.
- Основным результатом исследования по использованию трёхмерной методической системы обучения при обучении русскому языку можно считать повышение интереса учащихся к предмету и относительное повышение качества знания. Например, 4 классе (общеобразовательная программа) самостоятельная работа по разделам: “Синтаксис. Лексика” составляла 54 % качества знания и 87 % успеваемости, то в 4 классе (с помощью новой технологии) по этой же теме: 100% успеваемости, 62,4% качества знания.
- Поддерживается интерес к учению, развивается навыки самостоятельного изучения материала, т.е. повышается мотивация учения.
- Развивается умение ценить и беречь время.
- Учащиеся становятся более активными на уроках, не боятся контрольных работ.
- Разработаны календарные и поурочные планы для уроков русского языка в 1–4-х классах, составлены технологические карты и рабочие тетради по изучаемым темам курса русского языка. (В технологических картах даны темы раздела, указаны страницы, где можно найти правило, очерчен круг вопросов для каждого возраста, предлагаются тренировочные упражнения. Они составляется для каждой темы. По структуре они универсальны для любого предмета)
- Разработаны уроки с использованием ИКТ.
Разноуровневое обучение – гарант компетентности учащихся. По итогам 1 четверти в 5 “Б” классе (выпускники из начальной школы) третья часть учащихся класса по русскому языку имеют “4” и “5”; из 5 выпускников 2009 года на ЕНТ по русскому языку показали следующие результаты: 1 получил отметку “5”, а остальные “4”.
Как показывает практика, многие современные дошкольники слабо подготовлены к школе, а разноуровневое обучение позволяет всем не только усвоить программный материал на ученическом уровне, но и дает шанс подняться выше.