Ход урока
1. Особенности организации учебных диад
Известно, что умение учиться – это “новообразование, которое в первую очередь связано с освоением формы учебного сотрудничества”.
Сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую заметное влияние на развитие интереса к знаниям, и на продуктивность процесса познания. Более продуктивный характер приобретает учение, когда школьники работают в парах: здесь каждый член коллектива по очереди работает с каждым: научившись чему-нибудь, сам учит этому других. Еще в глубокой древности было замечено, что “кто учит других, учится сам”.
Необходимость общения в учебных диадах (ведущий-ведомый) вытекает из природы поисковой деятельности, при которой поиск истины в одиночку невозможен, нужен либо коллективный поиск, либо партнер – сосед по парте для обмена мнениями. Создаются необходимые условия для более активного включения каждого школьника в решение поставленной учебной задачи, а, следовательно, и проявления подлинной самостоятельности. Работа в диадах создает особо благоприятные условия для формирования дружного коллектива и для проявления у учащихся личностных качеств, закладывающихся в недрах тех отношений, которые возникают между учениками. Работая в учебной паре, каждый из учеников обладает равными возможностями проявить себя и в роли учителя и в роли ученика. В прямом контакте с “учителем” он может уточнить то, что ему непонятно.
Учитель, начинающий парную работу на уроке, должен учесть особенности организации учебных диад (пар). Очень важно на первоначальном этапе продумать, как лучше рассадить детей (в дальнейшем учащимся было дано право выбора себе товарища по своему желанию). Предлагаемая форма работы исключает сочетание двух “слабых учеников”, каждому из которых нужна содержательная помощь учителя или более сильного ученика.
Не всегда благоприятно сочетание двух “копуш”, лучше, если медлительного ребенка кто-то торопит, но если это будет делать ученик нетерпеливый, неизбежны конфликты.
“Слабому” ученику следует подбирать партнера не столько на основе учебных достижений, сколько с учетом степени доброжелательности, такта, готовности помочь, не унижая ребенка.
Деспотичных, самоуверенных, упрямых детей, привыкших настаивать на своем, полезно сажать вместе. Столкновения между ними неизбежны, но учитель может помочь этим детям приобрести необходимый опыт терпимости.
Вопрос об изменении состава групп также нельзя решать однозначно. В классе часто встречаются такие дети, которые в силу робости или замкнутости, чрезмерной внушаемости или тревожной неуверенности в себе могут найти общий язык и работать в паре только со своим близким другом. Перед другими детьми они теряются, утрачивают учебную активность. Таких детей лучше не разлучать. Всем остальным бывает полезно менять партнеров по работе, приспосабливаться к разным характерам, стилям общения. Но делать это слишком часто (каждую неделю) нельзя: детям нужно в среднем 3–4 занятия на то, чтобы сработаться, выработать подходящие для этой пары формы взаимоотношений. Изменение состава требует 3–4 занятия для “врабатывания”.
В течение 10–15 минут, когда дети работают сообща, в классе неизбежен шум: большая часть работы требует обсуждения и, даже если все говорят шепотом, тишины в классе не будет. Но уровень шума учитель должен регулировать и вмешиваться в работу пары, если нарушается порядок и два упрямца переходят к взаимным оскорблениям.
Основная роль учителя состоит, прежде всего, в помощи отдельным парам для налаживания совместного характера их действий. На первых уроках можно наблюдать конфликты, ссоры, обиды между детьми. Эти моменты учитель может использовать для воспитания у детей внимания друг к другу.
В процессе использования парной работы для
совместной учебной деятельности были выработаны
“Основные правила парной работы”.
Опыт показывает, что младшим школьникам нелегко участвовать в совместной работе даже и тогда, когда она интересна для них. Безусловно, здесь сказываются возрастные и индивидуальные особенности, отсутствие опыта коллективной работы, а именно умений правильно ее распределить, наладить совместные действия, направить усилия на достижение общего результата. Таким образом, следует обратить внимание на организацию сотрудничества в учебных диадах:
1) акцентировать внимание на формы взаимодействия – речевые клише;
Как вести дискуссию
- Я думаю…
- Я убежден(а) в том, что ты неправ(а), так как…
- Ты не могла бы доказать сказанное?
- Я думаю, что ты ошибаешься, потому что…
- Мне хотелось бы высказать свое мнение…
- Будь добр(а) повтори еще раз, пожалуйста, …
2) предварительное обсуждение способов выполнения задания;
Алгоритм работы над задачей
- Прочитать условие задачи.
- Поставить вопрос, чтобы задача решалась действием сложения (вычитания и т.д.).
- Обсудить в паре, принять единое решение.
- Доказать правильность его выбора.
- Решить задачу.
3) оказание при необходимости помощи в процессе
выполнения задания (ученик – ученику);
4) проведение взаимного контроля;
5) обсуждение результатов выполнения задания,
разъяснение товарищу допущенной им ошибки;
6) дальнейшая совместная работа по ликвидации
отмеченной ошибки.
2. Технология использования учебных диад для совместного выполнения учебных заданий
Во 2-м классе начинается овладение одним из важнейших аспектов математического образования – умением решать задачи.
Прямые простые задачи используются для первоначального осознания смысла вновь вводимой математической операции или для более глубокого проникновения в содержание уже знакомой операции.
После введения терминов: условие задачи и вопрос задачи ведется работа по двум направлениям: довести до сознания детей, что отсутствие хотя бы одной из перечисленных частей задачи приводит к тому, что она перестает существовать как таковая; осознание связи между изменением любой части задачи и ее решением.
На этом этапе работы над задачей используется одна из форм индивидуализированной работы – парная работа. Каждой паре дается текст условия задачи.
Тексты условия задач
- В саду росло 7 кустов желтой и 8 кустов красной малины.
- На пришкольном участке посадили 10 берез и 6 кленов.
- Оле подарили 5 фломастеров, а Света 9 фломастеров.
- На аэродром приземлилось 11 вертолетов и 3 самолета.
- Рома решил 8 заданий, а Саша 5.
Перед учащимися ставится учебная задача: поставить такой вопрос, чтобы задача решалась действием сложения (вычитания).
На доске записывается алгоритм работы над задачей.
В зависимости от поставленной задачи, он будет меняться.
В процессе обсуждения в паре у каждого в тетради записывается условие задачи, вопрос, который ставят дети к данному условию, решение и ответ. Оценивается общая работа пары, а не каждый ученик.
Фрагмент урока математики во 2 классе
Тема: Дополнение текста, не являющегося задачей, до задачи (рассматривается случай, когда отсутствует вопрос)
Цель:
- Продолжить работу по дополнению текста до задачи.
- Развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
- Воспитывать умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
План
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Парная работа 1. Каждой “паре” дается карточка с текстом условия задачи. Сегодня мы поработаем с вами в “парах”. Каждый из вас сможет побывать и учителем и учеником. |
|
2. Вспомним с вами правила работы в “парах”. | Ученик вслух читает правила, записанные на плакате. |
3. Во время решения учебной задачи вы
будете слушать и обсуждать предложения друг
друга, вести дискуссию. Для тех, кто забыл, как вести дискуссию, прошу посмотреть на плакат. |
Как вести дискуссию записано на плакате. Ученики 1-го варианта будут выполнять роль учителя. Ученики 2-го варианта – роль ученика. |
4. Учебная задача Поставить такой вопрос, чтобы задача решалась действие сложения. На доске записан алгоритм работы над задачей в учебных диадах. |
|
Дети решают задачу в своей тетради. По окончании работы обмениваются тетрадями для взаимопроверки. Если работа выполнена, “пары” пришли к единому мнению, дети поднимают в “парах” правую и левую руки, прикоснувшись ладонями. |
|
5. Учебная задача Поставить такой вопрос, чтобы задача решалась действием вычитания. Дети меняются ролями: ученики 1-го варианта – ученики, 2-го варианта – роль учителя. |
Работа продолжается… |
В дальнейшем учебная задача может измениться: придумать условие к данному вопросу
Вопросы могут быть записаны на доске или даны каждой паре на карточках.
Вопросы:
- Сколько детей каталось на горке?
- На сколько книг больше стоит на 1-ой полке, чем на 2-ой?
- Сколько всего грибов нашли дети?
- Сколько страниц книги осталось прочитать?
- Сколько всего роз было у Ани?
- На сколько листов белой бумаги использовали больше, чем зеленой?
Младшие школьники воспринимают каждое слово в задаче, как важное, не видят в ней “лишних” несущественных слов. Первым толчком к сокращению текста задач можно использовать специально составленные задачи, где несущественных деталей так много, что они значительно мешают не только пониманию смысла задачи, но и сознанию предложенного текста как задачи.
Сокращением такого текста, доведением его до задачи удобно работать в “паре”. Текст записан на доске.
Текст
В густом и тенистом саду на большой круглой клумбе среди других цветов расцвели 28 роз. Они были белые, розовые, красные, бордовые, желтые, чайные. Некоторые из них полностью раскрыли свои венчики, а у других только начали раскрываться тугие бутоны. Тихим и ясным летним утром в воскресенье подошла девочка и большими острыми ножницами она срезала 11 роз и отнесла их маме. Сколько роз осталось на клумбе?
Перед учащимися ставится учебная задача: сократить текст настолько, насколько считается возможным и сделать на листочках (или в тетради) краткую запись, решить ее и записать ответ. Такое задание помогает осваивать краткую запись условия задачи.
В конце года используются тексты, где данные отсутствуют частично. Такие задачи условно называют задачами с недостающими или с недостаточными данными.
Дети могут использовать 2 принципиально разных способа преобразования исходного текста таким образом, чтобы задача имела решение:
а) дополнение условия недостающими данными;
б) изменение вопроса так, чтобы для ответа на него
было достаточно данных исходного текста.
Текст
Три хоккейные команды забили за игровой сезон 82 шайбы. Одна команды забила 34 шайбы. Сколько шайб забила третья команда?
Перед “парой” ставится учебная задача: преобразовать данный текст до задачи решаемой.
В процессе обсуждения в парах могут появиться разные варианты дополнения. Они записываются на отдельных листочках.
После того как каждая “пара” закончит работу, идет коллективное обсуждение каждого получившегося варианта преобразования.
Одним из важнейших направлений в работе с задачами является сравнение задач, близких по сюжету, но значительно отличающихся по математическому смыслу (обратные задачи).
Задания по составлению обратных задач дают возможность осознать механизм их преобразования, связь между количеством данных исходной задачи и количеством обратных к ней задач.
Перед учебной парой ставится задача составить определенное количество обратных задач к данной и решить их.
Задачи
- На первой клумбе росло 8 ромашек, а на второй клумбе – 12 ромашек. На сколько ромашек больше росло на второй клумбе, чем на первой?
- В автобусе было 23 человека, 10 человек вышли на остановке. Сколько человек осталось в автобусе?
- На уроке труд использовали 15 листов синей бумаги, а желтой на 5 листов меньше. Сколько листов желтой бумаги использовали на уроке труда?
- На уборке школьного двора было 20 учащихся второго класса. К ним пришли еще 8 учеников третьего класса. Сколько учащихся двух классов работали на школьном дворе?
Совместная работа учащихся на уроках не подменяет традиционно сложившиеся формы организации учебной деятельности, а удачно дополняет их.
Но парная работа таит в себе и известную опасность для активности учащихся: более сильные и старательные из них начинают заглушать инициативу более пассивных, слабых, ленивых учащихся. Поэтому очень важно такой формой работы не злоупотреблять.
Список использованной литературы
- Бульгина Т.Б. Прогнозирование в учебной деятельности и нравственном поведении младших школьников (автореферат).- Санкт-Петербург, 1996
- Коллективная учебно-познавательная деятельность/ Под ред. Первина И.Б.- Москва, 1985
- Цукерман Г.А. Виды общения в обучении.- Москва, 1993
- Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе.- Москва, 1985
- Чуракова Р.Г. Дидактическая система Л.В. Занкова.- Москва, 1999