Сотрудничество социального педагога и психолога детского сада в формировании представлений родителей о роли отца в семье в рамках "Школы молодых родителей"

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. О любви матери к ребёнку говорят и пишут очень много. С отцом дело обстоит несколько иначе. Любовь отца не восхваляют, не считают незаменимой и невосполнимой. И в этом есть доля правды. С давних пор уход за ребёнком и его воспитание возлагается в основном на плечи матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней. Так биологическая связь матери с ребёнком постепенно превращается в психологическую. Отец же, как правило, бывает неподготовленным к новой для него роли. Его поздравляют, у него появляется больше работы, к нему предъявляется больше требований, в доме становится больше шума и беспорядка, внимание жены теперь принадлежит в большей степени ребёнку, ему же отводится роль обеспечения семьи. Недоразумения, недостаток любви и внимания друг к другу становятся  причиной, так называемой, семейной дисфункции.

В настоящее время функциональные обязанности отца претерпевают более значимые изменения, чем функции матери, и становятся направленными внутрь семьи. Наряду с обеспечением семьи, ответственностью, верностью и надёжностью необходимо чтобы он многое умел технически, мог понять жену, прародителей, предотвращать и разрешать конфликтные ситуации, понимать ребёнка и его нужды, чтобы представлял, как подготовить его к будущей жизни, незаметно направляя по жизненному пути.

В настоящее время доказано, что отец, так же как и мать, является для ребёнка источником эмоциональной уверенности. Можно сколько угодно говорить об авторитете отца, воспитывать уважение, если его поведение в отношении ребёнка искусственно. Ребёнок тонко чувствует фальшь.

Признаком нашего времени является большое количество детей воспитываемых, отчимом, «приходящим» отцом, или совсем без него. И кем бы ни был мужчина, находящийся в семье, его роль в становлении личности ребёнка несоизмеримо велика.

В нашем детском саду большое внимание уделяется взаимодействию с семьёй.

Используются такие формы как:

  • «Родительский клуб»
  • Семинар – практикум
  • Беседы за круглым столом
  • «Школа молодых родителей»

и другие.

В рамках «Школы молодых родителей» социальным педагогом и педагогом-психологом детского сада проводится цикл практических занятий, помогающий начинающим родителям сформировать представление о семье, о своей роли в воспитании ребёнка, о функциональных обязанностях каждого члена семьи, о семейных традициях, о роли прародителей в воспитании ребёнка и способах создания благоприятного микроклимата в семье.

Ниже представлено одно из занятий данного цикла «Роль отца в воспитании ребёнка»

Практическое занятие «Роль отца в семье»

Цель: формирование представлений о роли отца в семье, его отношение к воспитанию ребёнка.

Предварительная работа:

Анкетирование отцов. (Социальный педагог)

  • В чём, по-вашему, заключаются функциональные обязанности отца в семье?
  • Сколько времени вы проводите со своим ребёнком?
  • Чем занимаетесь в свободное время?
  • Ругаете ли вы ребёнка при посторонних, его друзьях?
  • Какие трудности возникают у вас в общении с ребёнком?
  • На чём основано ваше воспитание на доброте или строгости?

Индивидуальная беседа с детьми. (Записывается на магнитофон). (Психолог).

  • Ты любишь своего папу?
  • За что?
  • Кто больше с тобой занимается?
  • Чем вы занимаетесь с папой?
  • Чем папа занят в свободное время?
  • Твой папа добрый или строгий? Почему?

ХОД ЗАНЯТИЯ

Занятие проводится с папами. Стулья в зале расставлены по кругу.

Психолог. Добрый вечер! Как приятно видеть вас в нашем уютном зале. Прежде чем начать занятие давайте познакомимся. Пожмите соседу руку и представьтесь. (Папы знакомятся). О чём пойдёт речь на нашем занятии вам поможет узнать стихотворение, которое я вам сейчас прочту.

Образец

У старшего сына был звонкий отец:
Кумир городка, педагог и певец.
Ему подражая и в этом и в этом,
Историком сделался сын и поэтом.
У среднего сына был тихий отец:
Рыбак и от скуки казённой беглец.
Развёл цветничок. Огородик за домом.
И сын в подражание стал агрономом.
У младшего брата был старый отец:
Мудрец запредельного мира жилец.
Он книги искал, собирал и читал.
И сын в подражание книжником стал.
Так возраст и время меняли его,
Крутила эпоха отца моего.
И только в одном не менялся отец:
Для каждого сына он был образец.

– Сегодня речь пойдёт о роли отца в воспитании детей.

Упражнение «Давай поговорим»

Папам предлагается, передавая мяч по кругу, ответить на следующие вопросы.

–  Какова ваша роль в семье?
–  Что вы считаете главным в воспитании ребёнка?
–  Кому из родителей отводится главная роль в воспитании?

– А теперь давайте послушаем, что думают о вас ваши дети? (включается аудиозапись «За что ты любишь своего папу»).

Пауза-обсуждение

Социальный педагог. Ребёнку в семье необходимо как женское, так и мужское воспитание. Мать, как правило, является источником доброты и ласки. Она играет большую роль в воспитании гуманистических черт характера. А вот формирование  у детей таких качеств как смелость, целеустремлённость, честь, достоинство, ответственность  – это забота отца.

Действительно, мужское отношение к миру своим примером и поступками способен сформировать только отец. Особенно это важно в воспитании мальчиков.

Велика роль отца в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, чуткое и внимательное отношение к женщине, детям, стремление разделить с ними все домашние хлопоты, сделать жизнь домочадцев более интересной, счастливой оказывает огромное влияние  на формирование представлений детей о семье. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами и в последствии хорошими отцами и мужьями, а девочек – сравнивать своих потенциальных мужей с отцом и предъявлять к ним соответствующие требования.

Часто, собираясь пообщаться с ребёнком, мы откладываем это дело на потом, находя себе более интересное занятие. А время не ждёт…

Давайте обратимся к анкете.

Анализ полученных данных

Социальный педагог обобщает данные, полученные по анкете для пап.

Психолог. А теперь давайте послушаем ответы детей на вопросы

  • Кто больше с тобой занимается?
  • Чем вы занимаетесь с папой?
  • Чем папа занят в свободное время?

(Психолог обобщает ответы детей).

– А как легче всего построить общение с ребёнком-дошкольником? (Ответы пап).
– Конечно же, во время игры.
– А какие детские игры вы знаете? (Ответы пап)
– Давайте поиграем в одну из них.

Игра

Проводится одна из предложенных игр, в случае отсутствия таковой психолог предлагает свою игру

Социальный педагог. Маленький ребёнок постоянно нуждается в участии отца, взывая к нему: «Пап! Давай поиграем!», «Пап, помоги мне!», «Пап, а когда…?» и.т.п. И, как правило, на все эти призывы получает отказ: «Потом», «После футбола», «Мне некогда», «Я еду на рыбалку» и.т.п. А ведь главное не опоздать с воспитанием. Главное – с первых дней воспитывать в себе и ребёнке потребность как можно больше времени проводить вместе.

Играя с ребёнком, вы сами того не замечая, внушаете ему ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через все периоды становления личности. И на всех жизненных поворотах его поддерживает невидимая рука отца.

Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в тех семьях, где у родителей и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен, что и матери и отцу в равной степени всё интересно в его жизни.

Психолог. Но не всё бывает так гладко, как хотелось бы нам. И порой некоторые ситуации заводят в тупик. Давайте попробуем разобраться в одной из них.

Педагогическая ситуация

Представьте себе ситуацию: отец ведёт из садика ребёнка. «Ну как дела?» – спрашивает он с теплотой в голосе. «Хорошо», – односложно отвечает сын. Продолжает спрашивать: «Что было на обед?». «Чем занимался?». «Как вёл себя?».
Как вы оцениваете эту беседу? Верно ли отец повёл разговор с ребёнком? Есть ли у вас трудности в общении с ребенком? Какие?

(Обсуждение)

Психолог. Нужно завоевать доверие ребёнка. Он должен сам заговорить о себе, приоткрыть свои сокровенные мысли и тайны, задать беспокоящие его вопросы. Но это возможно только в том случае, если вы сами будете откровенны с ребёнком, и, не взирая на его возраст, в доступной форме расскажете ему, что тревожило вас на работе, как прошёл день, что было интересного, поделитесь своими заботами и мыслями.

Говорите с ребёнком обо всём: о семейных проблемах, планах на выходной день, о последнем футбольном матче. Не думайте, что ваш ребёнок мал и ничего не поймёт. Главное он почувствует вашу откровенность.

Чаще спрашивайте ребёнка, что нового произошло за сегодняшний день? Во что играли?  Кто выиграл? Как ты думаешь у тебя хороший друг? Почему? Расскажи о чём эта книга или фильм? Как бы ты поступил на моём месте?

Социальный педагог.Предлагает разделиться на подгруппы (3-4) и придумать сценарий выходного дня.

(Обсуждение сценариев).

Психолог. А всегда  ли вам всё удаётся. Давайте вернёмся к анкете.
(Обсуждение вопросов анкеты)

  • Ругаете ли вы ребёнка при посторонних,  или его друзьях?
  • Какие трудности возникают у вас в общении с ребёнком?
  • На чём основано ваше воспитание на доброте или строгости?

– А что по этому поводу думают наши дети? (Аудиозапись «Твой папа добрый или строгий? Почему?»).

  • Не гнев, не крик, не упрашивание, а спокойное, серьёзное и деловое взаимоотношение и взаимоуважение – вот что должно быть в семье.
  • В семье порой следят за каждым шагом ребёнка. Отец не даёт ему ни в чём спуску: запрещает играть в шумные игры, требует неукоснительного соблюдения режима дня. Ругает за разбросанные игрушки.
  • В воспитании нужна мера. Для того чтобы ребёнок был спокойным в общественном месте, надо дать ему время для разрядки дома.
  • Отец должен наказывать за проступок, иначе в ребёнке зародиться безответственность. Но наказание без осознания не воспитывает. Если ребёнок не понял своей вины, и не ищет способов искупления, наказание ничему не научит, но может озлобить.

Социальный педагог. Во многих семьях дети всё больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт. Но засыпает, так и не увидев отца. Проходят дни, недели, месяцы, годы. Вроде вся семья живёт в одной квартире, а дети и отцы не знают друг друга.
Знайте, гордость за своих родителей это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка, стыд – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.

Психолог. Закончить занятие хотелось бы стихотворением

Чем проповедь выслушивать
Мне лучше бы взглянуть,
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда,
Слова порой запутаны,
Пример же никогда.
Тот лучший проповедник,
Кто слово в жизнь провёл.
Слова увидеть в действии,
Вот лучшая из школ.
Быть может нужно верить
И мыслям и словам,
Но я уж лучше погляжу,
Что делаешь ты сам.

– Дорогие папы!  Давайте воспитывать наших детей не только словами и подарками, сколько примером достойным подражания.

Литература:

  1. Зденек Матейчек «Родители и дети» Москва Просвещение 1992.