Цели:
- раскрыть природу межличностных отношений;
- узнать способы развития межличностных отношений;
- выяснить классификации межличностных отношений;
- научиться строить отношения на психологической основе.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Рада всех вас видеть, надеюсь, наша сегодняшняя встреча пройдет с пользой и удовольствием. День добрый, садитесь.
1. Знакомство с темой и способом работы
– Тема нашего сегодняшнего занятия МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
2. Постановка целей занятия
– Итак, записываем сегодняшнюю тему –
«Межличностные отношения».
Вопросы к группе: почему необходимо изучать эти
отношения? (Ответы учащихся).
– Кроме всего вышесказанного, изучение
сегодняшней темы поможет нам перебросить
мостик к изучению следующей темы «Психология
наций».
– Какие цели сегодня на занятии мы будет
достигать?
– Что мы должны знать в конце занятия? –
обсуждение совместно со студентами.
Приходим к формулировке целей занятия.
3. Знакомство с планом работы
1. Общественные отношения и их виды.
2. Место и природа межличностных отношений.
Критерии классификации межличностных отношений.
Эмоциональная основа межличностных отношений и
ее регулятивная роль.
3. Развитие межличностных отношений. Поддержание
тесных взаимоотношений.
4. Дружба, ее виды.
5. Любовь и одиночество.
6. Вражда, причины ее возникновения.
7. Механизмы восприятия в межличностных
отношениях.
Способ работы: работа в группах, самостоятельное
освоение материала на основе имеющегося
житейского опыта и собственных знаний.
II. Реализация плана работы
1. Слово учителя.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИХ ВИДЫ
Мир человеческих взаимоотношений не
только уникален в сравнении с миром отношений
всех других живых существ, но и достаточно
сложен. Люди вступают друг с другом во множество
различных взаимоотношений. Основные из них
следующие:
Личные и деловые, эмоциональные и рациональные,
официальные и неофициальные, координационные и
субординационные. Каждой группе привести
небольшие примеры общественных отношений.
Обсуждение-беседа.
Сегодня нас интересую личные или межличностные
отношения.
МЕСТО И ПРИРОДА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2. Работа в группах. Имеется 5 групп, в каждой имеется организатор – ответственный за работу группы.
Задание: сформулируйте, исходя из собственного опыта и знаний, какие отношения называются «Межличностными». На работу – 10 минут.
Ответы на доску. Проводится обобщение. Записывается определение:
«Межличностными отношениями называют взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями, т.е. как существами, обладающими определенными психологическими особенностями».
– Продолжаем работать в группах.
Задание: Какие психологические особенности подразумеваются?
На работу – 5 минут. Ответы в группах после обсуждения. Ответы записываются га доску: Темперамент, характер, направленность личности.
Преподаватель. Эмоциональная основа межличностных отношений и ее регулятивная роль. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, как (студентам предлагается перечислять их):
симпатия – антипатия;
любовь – вражда – ненависть;
уважение – неуважение;
признание – непризнание;
доверие – недоверие и др.
– Кроме определенной эмоциональной
окрашенности личные взаимоотношения людей носят
субъективный характер, т.е. выражают собой сугубо
индивидуальное, личное отношение одного
человека к другому, которое может и не
разделяться другими людьми.
К одному и тому же человеку разные люди могут
относиться по-разному. Наконец, личное отношение
не зависит ни от возраста, ни от положения в
обществе, ни от профессии, ни от других
социально-демократических характеристик
данного человека.
Межличностные отношения также возникают и в
процессе совместной деятельности у группы людей:
это взаимоотношения формальных и неформальных
лидеров, исполнителей, организаторов,
наблюдателей, нытиков и др. – такие
распределенные роли имеются в любом коллективе.
3. Подводим некоторый итог: К критериям классификации Межличностных Отношений можно отнести следующее:
1. Чувства, которые личности (люди) испытывают
друг к другу вследствие каких-либо прошлых
событий, взаимодействий.
2. Субъективные, личностные отношения,
обусловленные родственными связями или
устойчивым давним чувством.
3. Позиции, которые присущи личностям,
объединенным в группу в процессе совместной
деятельности.
Испытываемые чувства |
Субъективные отношения |
Групповые позиции |
|||
Симпатия | Антипатия | Нежность | Неприязнь | Лидер | Аутсайдер |
Любовь | Ненависть | Доверие | Ревность | Предпочитаемые | Пренебрегаемые |
Дружба | Вражда | Самопожертвование | Эгоизм | Организатор | Исполнитель |
Уважение | Неуважение | Наблюдатель | Генератор идей | ||
Признание | Непризнание | ||||
Доверие | Недоверие |
Таблица заполняется студентами до конца. Обсуждение взаимосвязи испытываемых чувств, отношений и выбираемых позиций.
4. Преподаватель:
МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Многое в человеческих отношениях зависит от
того, как люди воспринимают и оценивают друг
друга., т.е. от образов, которые у них складываются
друг о друге в результате общения. Вступая в
контакт с человеком, мы, во-первых, всегда
каким-то образом ощущаем (воспринимаем) себя
во время этого процесса, во-вторых, подаем себя
партнеру, и, в-третьих, воспринимаем нашего
собеседника, и то же самое происходит с нашим
партнером.
Знаменитый американский психолог Вильямс Джеймс
сказал: «Когда встречаются два человека, на
встрече присутствуют шестеро – каждый из двоих,
каким он себя видит, каждый из двоих, каким его
видят другие, и каждый из двоих, какими они
являются на самом деле». И самое главное – это
все может быть весьма далеким от того, что есть на
самом деле. Таким образов, перцептивная сторона
общения состоит из:
- самовосприятия;
- восприятия собеседника;
- самоподачи.
5. Упражнение «Ошибки восприятия»
По группам раздаются портреты:
1 группа: портрет незнакомого человека
с характеристикой рецидивиста.
2 группа: портрет незнакомой женщины с
характеристикой многодетной матери-героини.
3 группа: портрет незнакомого человека с
характеристикой героя, спасшего из огня
человека.
4 группа: портрет незнакомой женщины с
характеристикой известной воровки
«Соньки-золотой ручки».
5 группа: портрет незнакомого мужчины с
характеристикой известного трагического актера.
Группам дается задание: найти в портретах
черты, подтверждающие данные характеристики.
После выполнения задания говорится о случайном
подборе фотографий и развенчиваются все данные
характеристики.
Преподаватель рассказывает об эффектах
«ореола» и «первичности».
Для того, чтобы понять, как именно мы
воспринимаем себя и окружающих нас людей, нам
необходимо ответить на следующие вопросы
(написаны на доске):
1. Как формируется первое впечатление о
человеке?
2. Каковы механизмы межличностного восприятия?
3. Какие ошибки могут совершать собеседники,
воспринимая друг друга?
4. В чем особенности самоподачи
(самопредъявления) в общении?
6. Беседа по вопросам, представленным на доске (10 мин.)
Преподаватель. Психологи выделяют ряд факторов, на основе которых каждый из нас воспринимает другого человека, формирует его образ. На межличностное восприятие оказывают влияние следующие психологические механизмы:
эффект первичности – первое впечатление способно оказать гораздо большее влияние на формирование его образа, чем последующее.
эффект новизны – складывающийся образ человека соответствует последовательности поступившим о нем сведениям, т.е. новая информации оказывается наиболее существенной и определяет восприятие.
эффект ореола – устойчивость первого впечатления – если при первом знакомстве нам человек понравился, то в дальнейшем мы стремимся сохранить в душе его положительный образ, вольно или невольно сопротивляясь тому, что ему противоречит.
7. Выводы: зная об эффектах ореола и первичности, необходимо учитывать их влияние на формирование межличностных отношений в дальнейшем.
8. Работа в группах
Задание: проработать следующие темы, исходя их своего опыта, житейских знаний и дополнительных материалов. Время – 30 минут.
1 группа. Развитие межличностных
отношений. Поддержание тесных взаимоотношений.
2 группа. Дружба, ее виды.
3 группа. Любовь и одиночество.
4 группа. Вражда, причины ее возникновения.
5 группа. Зрелые межличностные отношения.
Выступление от групп – 5 минут. Вопросы друг к другу. Обсуждение. Сформулированные совместно со студентами и при помощи преподавателя определения «дружбы», «любви», «влюбленность», «вражды» записываются в тетрадь. Записываются также принципы зрелости отношений.
III. Подведение итогов занятия
1. Задание по желанию: составить 5 правил межличностного общения для себя и друга, себя и мамы, себя и преподавателя. Обращение к теме и целям занятия. Совместное со студентами обсуждение – достигнуты ли цели? Как это можно проверить? Ответы студентов демонстрируют достижение целей. Сформировано ли умение строить межличностные отношения на психологической основе. Ответы: имеются для этого все основания.
2. Комментированное выставление оценок
3. Домашнее задание: на примере
любимого художественного произведения
проследить, как происходит развитие
межличностных отношений между главными героями.
– Что способствовало возникновению
межличностного влечения?
– По каким причинам межличностные отношения
были прерваны или почему развивались.
Литература:
- Андреева, Г.М. Социальная психология. – М.: МГУ, 1998.
- Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. – М.: Просвещение, 1996.
- Горбузов, В.И. Практическая терапия. – СПб.: АО Сфера, 2000.
- Жутикова, А.В. Психологические уроки обыденной жизни. – М.: Просвещение, 2000.
- Ковалев, Л.Г. Курс лекций по социальной психологии.– М.: Высшая школа, 2001
- Кон, И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1999.
- Немов, Р.С. Общая психология. – 2-х т., М.: Просвещение, 2001.
- Немов, Р.С. Практическая психология: Познание себя. Влияние на людей.– М.: Владос, 2000.
- Общая психология/под ред. В.В. Богословского.– М.: Просвещение, 2000.
- Петровский, А.В. Общая психология. – М.: Просвещение, 2000.
- Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология.– М.: Высшая школа, 1999.
- Практикум по общей психологии/под ред. А.И.Щербакова.– М.: Просвещение, 2000.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1990.
- Томсок, Самоучитель общения. – СПб.: Питер, 2001.
- Фомин, Ю.А. Психология делового общения. – Минск: Амолфея, 2000.