Проблемно-диалогическое обучение, как и вообще обучение,– двусторонний процесс. Оно включает, с одной стороны, проблемное преподавание (сфера деятельности учителя), с другой – проблемное учение (сфера деятельности обучающихся).
Проблемно-диалогическое преподавание – это деятельность учителя по постановке учебных проблем и созданию проблемных ситуаций, управлению учебной деятельностью обучающихся в решении учебных проблем.
Организация проблемно-диалогического обучения
имеет важное значение для развития мышления
школьников, ибо «начало мышления» – в проблемной
ситуации.
Проблемно-диалогическое обучение предполагает
организацию поисковой деятельности обучающихся,
овладение знаниями на основе активной
умственной деятельности по решению задач
проблемного характера, также овладение методами
добывания знаний.
Для осуществления проблемного-диалогического обучения необходимы следующие условия:
- наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для обучающихся;
- умение учителя создавать проблемную ситуацию;
- постепенное планомерное развитие у обучающихся умений и навыков выявлять и формулировать проблему и самостоятельно находить способы ее решения;
- специальная система подготовки учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов.
Для такой подготовки учебного материала я его анализирую с разных точек зрения: научной (вычленение основных понятий, их взаимосвязи), психологической (предвидение реакции класса и отдельных учащихся на выдвижение проблем), логической (последовательность постановки вопросов, задач, заданий, системы их сочетания), дидактической (выбор необходимых приемов и методов создания проблемных ситуаций).
Осуществление проблемно–диалогического обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности обучающихся.
Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
- анализ проблемной ситуации;
- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителя;
- решение проблемы: выдвижение предположений;
- обоснование гипотезы (обоснованный выбор одного из предположений в качестве вероятного пути решения проблемы);
- доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное); проверка правильности решения.
Основным средством данной технологии являются два вида диалога: побуждающий и подводящий, которые используются на II и III этапах урока для реализации общей задачи – постановки проблемы.
Использование побуждающего диалога на этапе постановки проблемы, в зависимости от типа проблемной ситуации представлено в таблице
Таблица 1.
Приёмы создания проблемной ситуации и вывода из неё с помощью побуждающего диалога
Тип проблемной ситуации |
Этапы урока проблемного/проблемно-диалогического обучения |
||
II. Актуализация опорных знаний |
III. Постановка проблемы |
||
Тип противоречия |
Приёмы создания проблемной ситуации |
Побуждение к осознанию противоречия и формулированию проблемы |
|
1. С удивле- нием | Между двумя положениями | 1. Предложить противоре- чивые факты, теории | Осознание: «Что удивляет? Что
заметили интересного?» Формулирование проблемы: «Какой возникает? Сформулируйте проблему – вопрос» |
Между житейским (ошибочным) представлением и научным фактом | Обнажить житейские представления вопросом или практическим заданием «на ошибку», предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. Столкнуть мнения учеников практическим заданием или вопросом | Осознание: «Сколько в классе
мнений? Почему?» «Что предполагали? Что
получилось?» Формулирование проблемы: «Что мы не знаем» Какова тема сегодняшнего урока?» |
|
2. С затрудне- нием | Между необхо- димостью и невозможностью выполнить требования учителя | Дать практическое задание: | |
– явным | а) невыполнимое вообще | Осознание: «Вы смогли
выполнить задание?» «В чём затруднение?» Формулирование проблемы: «На какой вопрос будем отвечать?» |
|
в) не сходное с предыдущим | Осознание: «Вы смогли
выполнить задание?» «Чем это задание не похоже на
предыдущее?» Формулирование проблемы: «Какова будет тема этого урока?» |
||
– скрытым | в) сходное с предыдущим: даётся несколько похожих заданий и доказывается, что последнее задание выполнено неверно | Осознание: «Что вы хотели
сделать?» «Какие знания применяли? Задание
выполнили?» Формулирование проблемы: «Что нам не известно? Какова будет тема этого урока?» |
Подводящий к теме диалог – это система посильных для учеников вопросов и заданий, приводящих к формулированию нового знания:
а) от поставленной проблемы;
б) без поставленной проблемы.
Содержанием подводящего диалога являются репродуктивные задания/вопросы (выполнить по образцу ..., вспомнить ...), а также мыслительные задачи на сравнение, анализ, обобщение.
Таблица 2.
Структура побуждающего диалога (открытие нового знания)
Этап урока |
Структура побуждающего диалога |
Деятельность учащихся |
IV.Открытие нового знания | 1. Выдвижение гипотез: а) общее
побуждение («Какие есть предложения? Как
проверить вашу гипотезу?»); 2. Принятие выдвинутых гипотез: фиксируются все
гипотезы (реакция учителя при этом нейтральная). |
Предлагают варианты гипотез Предлагают неверные гипотезы Нe имеют ни одного варианта гипотез Приводят аргументы, подтверждающие гипотезу либо контр-аргументы, опровергающие гипотезу |
Технология проблемно-диалогического обучения
позволяет учащимся самостоятельно «открывать
знания», заменить урок объяснения нового
материала уроком «открытия знаний» и эта
технология используется на уроке усвоения
знания.
Рассмотрим структуру урока открытия нового
знания, представленного в таблице
Таблица 3.
Структура урока открытия нового знания
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Оргмомент | Включение детей в урок | «Хочу», «Могу» |
II. Актуализация опорных знаний | Воспроизведение знаний, необходимых
для усвоения нового знания; – тренинг мыслительных операций; – создание проблемной ситуации (задание с удивлением, затруднением) (см. приемы создания проблемных ситуаций) |
Ответы учащихся Ответы учащихся. Возможные ответы учащихся |
III. Постановка проблемы | Сценарии диалога (побуждающего,
подводящего), направленного на: 1) осознание
противоречия; |
|
IV. Открытие нового знания | Сценарии диалога (побуждающего,
подводящего), направленного на: 1) побуждение к
выдвижению гипотез; |
|
V. Первичное закрепление | Фронтальная работа по решению заданий на применение нового знания с проговариванием в громкой речи | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой | Самостоятельная работа по применению нового знания в стандартной ситуации, нахождению ошибок в решении | |
VII. Повторение | ||
VIII. Подведение итогов | Сценарий диалога, направленно го на анализ деятельности учащихся на всех этапах урока | |
– «Какое было затруднение?» – «Какими способами и приемами пользовались при разрешении проблемы?» – «Какие затруднения возникли при разрешении проблемы? – «Какой получился результат?» – «Какие цели были поставлены?» – «Соответствует ли результат цели?» |
Ответы учащихся |
Требования к содержанию основных этапов урока
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний
Одна из целей этого этапа – создание затруднений. Для создания затруднения я пользуюсь одним из приемов создания проблемной ситуации, описанных в таблице (табл.1). Требования к содержанию этого этапа представлены в таблице (табл.3).
III. Постановка проблемы.
Из таблицы (табл. 3) видно, что содержанием этого
этапа является диалог, составленный из вопросов
учителя и планируемых ответов учащихся. В ходе
этого диалога с учащимися, учащиеся
проговаривают, где и почему возникло
затруднение, фиксируют противоречие (отличие),
формулируют тему или вопрос, на который
необходимо найти ответ.
Конструирование побуждающего диалога
осуществляю в соответствии с типами проблемной
ситуации, описание которых представлено в
таблице (табл.1). Результатом этого этапа является
сформулированный учащимися вопрос.
IV.Открытие нового знания
Требования к содержанию этого этапа представлены в таблице (табл.2). На этом этапе использую один из видов диалога – побуждающий или подводящий, структура побуждающего диалога описана в таблице (табл.2). В ходе диалога учащиеся формулируют гипотезы, позволяющие открыть новое знание, формулируется решающая гипотеза (новое знание), проверяется, решена ли поставленная в начале урока проблема с помощью нового знания, фиксируется новое знание в знаковой и речевой форме.
V. Первичное закрепление
Целью этого этапа является понимание учащимися нового знания. Для этого я организую фронтальную работу с классом по объяснению способов применения нового знания, решению задач на продуктивное воспроизведение знания с проговариванием в громкой речи.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой
Требования к содержанию этого этапа описаны в таблице (табл. 3). Основным средством обучения на этом этапе являются готовые образцы решений основных типов задач. Важно понимать, что учащиеся должны осуществлять самопроверку не столько результата, сколько учебных действий.
VII. Повторение
На этом этапе организую решение учащимися задач на применение «старых» знаний.
VIII. Итог урока
На этом этапе деятельность учащихся, направленная та анализ их собственной учебной деятельности, ее результата организую в форме диалога. Вопросы для составления диалога представлены в таблице (табл.3). Важно, чтобы на эти вопросы себе отвечал каждый учащийся.
Следует учитывать, что иногда проблемная
ситуация не реализуется на уроке из-за того, что
ученики справляются с заданием на новый
материал. В этой ситуации важно не допускать
ошибку: я не выясняю, как ученики решили задачу,
поскольку пропускается этап постановки проблемы
и происходит переход к решению, поиску решения.
Побуждающий диалог обязательно начинаю с
традиционной реплики: «Вы смогли выполнить
задание?», которая сразу проясняет, возникла или
нет проблемная ситуация. Если учащиеся
справились с заданием, то диалог перестраиваю.
Здесь возможны варианты.
Если справились несколько человек, то предлагаю
позже рассмотреть найденное решение и продолжаю
побуждающий диалог с остальной частью класса: «А
у остальных в чем затруднение? Чем это задание
отличается от предыдущих?».
Если задание выполнила значительная часть
класса, тогда обращаю внимание учащихся на то,
чем это задание было непохоже на предыдущие, и
добиваюсь озвучивания разных вариантов ответов,
после чего разворачиваю соответствующий диалог:
«Задание было одно? Сколько получено
результатов? Почему так получилось?» и т.д.
Таким образом, когда проблемная ситуация не
реализуется, я обеспечиваю формулирование
учебной проблемы, изменив заготовленный текст
побуждающего диалога.
Проектирование урока открытия нового знания,
разработанного на основе технологии
проблемно-диалогического обучения, я предлагаю
на примере проекта урока по теме «Сила трения»,
представленного в Приложении 1.
Презентация к уроку – Приложение
2
Рекомендуемая литература:
1. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое
обучение: понятие, технология, предметная
специфика. Образовательная система «Школа 2100» –
качественное образование для всех. Сборник
материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.:
Баласс, 2006. 320с. С. 144-180.
2. Орлова, С.Л.Уроки математики с
использованием технологий модульного обучения,
проблемно-диалогического обучения,
парацентрической технологии: методические
рекомендации. –Омск; БОУДПО «ИРООО», 2010. – 84с.
С.38-49.
3. А.В.Усова, В.П.Орехов Методика преподавания
физики в 7-8 классах средней школы: Пособие для
учителя/ Под ред. А.В.Усовой. М. Просвещение, 1990.
319с: С. 39-41.
4. А.В.Пёрышкин.Физика. 7 кл.: Учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2008.