Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.
Большое внимание в своей работе я уделяю Блокам Дьенеша.
Логический материал (Блоки Дьенеша) представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. Формой – круглые, квадратные, треугольные,
прямоугольные;
2. Цветом – красные, желтые, синие;
3. Размером – большие и маленькие;
4. Толщиной – толстые и тонкие.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами “и”, “или”, частицей “не”. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Основное умение, необходимое для решения логических задач – это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого.
С детьми 3-4 лет уместны простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов “такой же”, “не такой” по форме, цвету, размеру, толщине.
Сначала предлагаются самые простые игры.
1. “Найди все фигуры (блоки), как эта” по цвету (по размеру, форме). “Найди не такую фигуру, как эта” по цвету (по форме, размеру).
2. “Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме” (по форме и размеру, по размеру и цвету).“Найди не такие фигуры, как эта” по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).“Найди такие же, как эта” по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.
3. “Цепочка”
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь
построить как можно более длинную цепочку.
Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы
(цвета, размера, толщины);
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету
фигур (по цвету и размеру; по размеру и форме, по
толщине и т.д.);
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру,
но разные по форме и т.д.;
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и
размера, но разной формы (одинакового размера, но
разного цвета).
4. “Второй ряд”
Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
5. “Домино”
В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:
а) фигурами другого цвета (формы, размера);
б) фигурами того же цвета, но другого размера или
такого же размера, но другой формы;
в) фигурами другого цвета и формы (цвета и
размера, размера и толщины);
г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого
размера (такими же по размеру и форме, но другими
по цвету);
д) ход фигурами другого цвета, формы, размера,
толщины.
6. “Раздели фигуры”
Для игры понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите детям разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли дети распределили игрушки. Предложите им ответить на вопросы:
– Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).
– А у зайки? (Все не красные). Попробуйте
разделить фигуры по-другому:
а) чтобы у мишки оказались все круглые;
б) чтобы зайцу достались все большие;
в) чтобы зайцу достались все желтые и т.д.
Более сложный вариант этой игры:
Разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались
все синие, а у зайки все квадратные.
Проверьте, какие фигуры достались только мишке?
(Синие, неквадратные).
Только зайке? (Квадратные, не синие).
Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке?
(Синие, квадратные).
А какие фигуры никому не подошли? (Не синие,
неквадратные).
Затем предлагаются новые игры и упражнения с
блоками, где их свойства, изображены на
карточках.
Так цвет обозначается пятном (цвет пятна может
быть определен буквами: “к” – красный, “ж” –
желтый, “с” – синий).’
Величину – силуэтом домика (большой, маленький).
Форму – соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
Толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Карточки рассматриваются с детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них.
Рассматриваются с детьми и сами блоки, пользуясь карточками, называют имя каждого блока. В словаре детей появляются такие определения: “…это красный, большой, круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки”.
Игровые упражнения проводятся так: ребенку или группе детей предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки, назвать их. Для разнообразия можно использовать карточку с восьмью клетками, где в первой из них изображено свойство. Ребенок заполняет остальные клетки блоками соответствующего свойства. Игра называется “Все в ряд”.
После освоения этих умений можно усложнить
задание. Теперь дети будут самостоятельно
выявлять свойства блоков, как по слову, так и с
использованием карточек.
Предлагаются такие игры: “Кто быстрее соберет
блоки!”, “Поручения”, “На свое место”.
Например, ведущий говорит: “Кто быстрее всех
соберет все красные блоки”, “Саше поручается
собрать все круглые блоки”, “Все толстые блоки
положите на свое место – в большой обруч…”
В последующем дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Потребуются карточки, где обозначенное свойство будет перечеркнуто двумя линиями.
Например:
Для усвоения слов: некрасный, некруглый, небольшой,., необходимы игры: “Переводчики”, “Помоги Незнайке”. В.этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий), большой (маленький).
Подобные игровые упражнения могут проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей. Если дети в детском саду, то эти задания лучше провести вне занятий: в утренние, вечерние отрезки времени, на прогулке.
Последующая работа с детьми направлена на освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами. Начинать лучше с игр “На свою веточку”, “Кто хозяин?”, “Найди выход”. Разложить блоки для сказочных персонажей в соответствии с указанными свойствами. “Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Зайцу нужны красные и треугольные и т.д. Разобраться, где должны “висеть” неквадратные и красные, желтые и треугольные… блоки в игре “На свою веточку”.
После освоения предыдущих заданий у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого: по наличию обоих заданных свойств, по их отсутствию, по наличию одного и отсутствию второго. Рекомендуется использовать игровые упражнения “Помоги Незнайке”. Выбираются сказочные персонажи и называются блоки, какие каждый из них “хочет взять себе”. Например, Дюймовочка “выбирает себе” желтые и квадратные. Незнайка – желтые, но не квадратные, Мальвина – квадратные, но нежелтые. Пьеро – нежелтые и неквадратные. Обязательно проверяются все наборы блоков у персонажей вместе с детьми.
И, наконец, наиболее сложные задачи – это задачи на разбиение по двум свойствам. При последовательной подготовке детей на предыдущем материале возможно решение и более сложных задач. Детям предлагается разделить блоки между Чиполлино и Буратино. У Чиполлино – все круглые, а у Буратино – все красные. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть некрасные и некруглые. Таким образом дети сами могут придти к выводу, что справедливо красные и круглые блоки положить между персонажами, а некруглые и некрасные вне этого пространства. В последующем возможно использование более сложных игр, где формируется умение оперировать одновременно тремя свойствами. Эти игры проводятся аналогично предыдущим.
Выводы
В программе сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей».
… Наиболее близкие и естественные для ребенка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.
Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Все это будет хорошим подспорьем при их подготовке к школе.