Реализация приципов здоровьесбережения в системе развивающего обучения

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


«Здоровье – это не всё, но всё  без здоровья – ничто».

Сократ

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя их этого, современная школа должна не только давать учащимся определённый объём знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.

Поэтому цель моей педагогической деятельности – обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одной из педагогических технологий соответствующей принципам здоровьесбережения, является технология развивающего обучения (или технологии раннего всестороннего развития личности ребенка)

Основными признаками развивающей  педагогической технологии являются:

  • обеспечение эмоционально-ценностного отношения к содержанию и процессу образования;
  • формирование гуманистической направленности личности, ее потребностно-мотивационной сферы;
  • овладение средствами и способами мышления, развитие воображения, внимания, памяти, воли.

Названные признаки показывают, что развивающая технология культивирует творческое отношение к деятельности и способствует здоровьесбережению.

Я работаю по системе развивающего обучения Л. В. Занкова 9 лет и убедилась, что в основе ее заложена забота о психическом, физическом и нравственном здоровье учащихся.

Система  развивающего обучения, позволяет мне решать задачи здоровьесберегающей педагогики:

Образовательные: формирование положительной мотивации обучения, создание психологической обстановки коллективного, познавательного поиска.

Воспитательные:формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные:  снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса.

Развивающие: создание психологических ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание личности; преодоление социально-психологических факторов, сдерживающих развитие личности в процессе общения; создание возможностей для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся; осуществление социально-психологической коррекции в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность).
Решение данных задач строится на следующих принципах здоровьясбережения:

  • принцип «Не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий;
  • возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип комплексного междисциплинарного подхода к обучению школьников;
  • принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Каким образом  в системе развивающего обучения (или технологии раннего всестороннего развития личности ребенка) соблюдаются принципы здоровьесбережения?

Рассматривая урок РО с позиций здоровьесбережения, выделяю в структуре урока три части:

Этап урока

Принципы системы РО

Подготовительная (вводная) часть: организация и обеспечение готовности для решения задач основной части урока. Обучение на высоком уровне трудности.
Быстрый темп прохождения учебного материала.
Проблематизация содержания (коллизии).
Основная часть: специальная функциональная подготовка; сообщение учащимся и усвоение ими знаний в области здоровьесбережения. Осознание школьником процесса учения.
Ведущая роль теоретических знаний.
Продвижение в изучении материала в быстром темпе.
Заключительная часть: организованное завершение урока; снижение психического и физического напряжения Единство аффекта и интеллекта, включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдений и практических работ).
Работа над развитием всех (сильных и слабых) учащихся.
Результат урока: взаимный интерес, который подавляет утомление. Сохранение физического и психического здоровья учащихся.

Изучив и систематизировав опыт выдающихся педагогов,  и свой собственный опыт работы, я пришла к выводу, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

На уроке применяю разные формы работы: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную, среди которых основной является групповая работа. Она является главным средством решения проблемы обучения различным формам учебного сотрудничества, формирования способности и потребности учеников к деловому общению друг с другом, с учителем. Работая в группе сверстников, ребенок имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у "слабых" учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, переспрашивать, чувствовать свою причастность к решению сложных проблем, с которыми одному не справиться. Для одаренных учащихся – это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более "слабому", почувствовать ответственность за общий результат.

Групповые формы работы – это прекрасный способ воспитания и проявления лучших человеческих качеств: способности к сопереживанию, душевной щедрости, внимательности к другому человеку, коллективизма, дружелюбия. Такая работа дает возможность мне обучить детей нормам делового общения, спора, дискуссии.

Проблемная ситуация на уроке приводит ученика к выводу: моих знаний недостаточно, мне необходимо узнать что-то новое. Ясное знание о своем незнании побуждает ребенка к активному поиску знания, т.е. закладываются основы учебно-познавательной мотивации. Чтобы оценка не держала ребенка в страхе, сковывала его мысль, а постоянное внутреннее напряжение негативно сказывалось на психике младшего школьника, я  учу ребенка видеть свои ошибки или вероятность их допущения, другими словами – развиваю самооценку ученика.

По мнению специалистов, причина многих заболеваний у детей – недостаток движения. М.И. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению». Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности и его естественная биологическая потребность.

Для младших школьников большую трудность представляет и то, что обычно мы, учителя, считаем отдыхом – это неподвижное сидение во время урока. Относительная неподвижность ученика, требуемая школьной дисциплиной, может быть достигнута за счет длительного статистического напряжения позных мышц – в первую очередь мышц спины и шеи. Между тем известно, что статистическое напряжение гораздо утомительнее, чем динамическое, т.е. направленное на осуществление движения. Вот почему не физиологично требовать от школьников в начальных классах «железной дисциплины», «каменной» неподвижности.

Результаты исследований, выполненных под руководством доктора В.Ф.Базарнова, убедили меня в главном: эмбрионально-согбенная поза детей, повторяемая изо дня в день, из года в год – это основа возникновения болезней зрения, позвоночника, психики, нервной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т.д. Владимир Филиппович имеет в виду позу, которую дети принимают, когда рисуют, пишут, читают.

Проведя анализ эффективности процесса обучения по здоровьесберегающей технологии Базарного, в нашей школе начата апробация педагогических условий обучения по данной технологии.

С этой целью  специально оформили учебные  кабинеты:

– на потолке классного кабинета находятся зрительно-координационные тренажеры: в центре потолка незамысловатые круги и восьмерки, схемы зрительных траекторий для разминок и отдыха глаз. Детский взгляд отдыхает, пробегает несколько раз по разноцветным линиям;
– на полу находится ковровое покрытие, дети стоят на массажных ковриках без обуви, ноги получают своеобразный массаж подошвенной поверхности стоп;
– в классе много волн, это фундаментальный принцип методики Базарнова, по которой мы работаем, по классу развешаны карточки со счетным материалом, словами, выражениями по теме урока;
– применяется регулируемая конторка вместо обычной парты. Учащийся из положения «сидя» переходит в положение «стоя». По высоте конторка и парта соответствуют росту ученика.
Кроме того, я  систематически перемещаюсь по классу, чтобы ученики делали больше движений, чаще поворачивались в разные стороны. При проведении опроса я стремлюсь  к тому, чтобы все дети смотрели на отвечающего ученика со своего места. В этом случае возникает организованный динамический компонент урока, изменяется расстояние от глаза до рассматриваемого предмета. Кроме того, дети привыкают к тому, что, когда они говорят, их внимательно слушают, и в дальнейшем излагают свои мысли свободно, без стеснения.

Особое внимание в своей работе уделяю проблеме сохранения зрения учащихся. Весьма трудоемким для учеников начальных классов является  процесс чтения. Длительное напряжение и большая работа глазодвигательных мышц вызывают довольно быстрое утомление в тех отделах центральной нервной системы, которые ведают мышечным аппаратом глаза. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому  я стараюсь  расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока и использовать   комплекс упражнений физкультпауз, в  которые включаю упражнения для глаз. Эти упражнения  позволяет избежать утомления и, кроме того, являются хорошей профилактикой развития близорукости.

Использую следующие приемы для снятия утомления зрения:

использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами;
работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками с мелкими силуэтными изображениями предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т.д. (размер от 1 до 3 см). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т. д.;
– рисование носом;
– раскрашивание (предлагаю закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран). Мысленно раскрасить  этот экран поочередно любым цветом и  закончить обязательно самым любимым цветом.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающей утомление учащихся является физкультминутка. Физкультминутка положительно влияет на аналитико-синтетическую деятельность головного мозга, активизирует сердечно–сосудистую и дыхательные системы, улучшает кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Для укрепления правильной осанки провожу специальный комплекс упражнений «Красивая осанка», упражнения с гимнастическими палочками.  Кроме того, она физкультминутка является эффективным средством повышения внимания и активности детей и улучшения усвоения ими учебного материала. В содержание физкультминутки обычно включаю упражнения: потягивание, упражнение для ног и упражнение для туловища. Физкультминутки провожу таким образом, чтобы они не нарушали стройного учебного процесса, например, не прерываю  письменную работу физическими упражнениями, не даю упражнения и в то время, когда ученики активно работают, последнее упражнение физкультминутки более спокойное, чем предыдущее.

Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, я  способствую  здоровьесбережению.

Большое значение имеет творческий характер образовательного процесса. Включение ребенка в творческий процесс не только служит развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Как правило, возможности для реализации творческих задач стараюсь достигать использованием на уроках и во внеурочной работе нетрадиционных методов и форм обучения. Содержание занятий наполняю сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. В своей работе использую и программу по физкультурно-валеологическому образованию. Основной задачей валеологии в школе является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни.

На классных часах в доступной форме рассказываю о строении организма, причинах болезней и способах сохранения и укрепления здоровья. Знания, полученные детьми, помогут «заглянуть» внутрь собственного тела и задуматься о том, хорошо ли ты заботишься о своем здоровье? А на основании валеологического самоанализа можно будет оценить отдельные особенности своего здоровья, понять, что нужно изменить в образе жизни, чтобы укрепить организм, то есть узнать, как можно управлять своим здоровьем.

Следующим направлением моей деятельности является профилактика и коррекция психоневрологических нарушений. На уроках провожу минутки рефлексии, специальные упражнения и игры, направленные на совершенствование внимания, памяти, воображения, при этом дети обучаются выражать свои эмоции, для того, чтобы научиться преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

Одним из принципов и отличительной особенностью здоровьесберегающих технологий является и отсутствие авторитарности. К сожалению, понятие «заставить ученика» – одно из самых распространенных. Негативные стороны авторитарной позиции известны: сковывается инициатива учащихся, снижается самооценка, формируется состояние хронического стресса. Поэтому я научилась  «держать себя в руках», владеть своими эмоциями.

Современный учитель – это партнер ученика, он реализует свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта, тренера, психотерапевта, друга. И в этой связи я помню самый первый из десяти секретов здоровья, высеченных тибетскими монахами на скале. Это секрет доброты. Он состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты не принесут пользы. Идея добра должна пронизывать все свершения. И доброжелательность, и добродушие, и добросердечность — все, чего так не хватает в нашей современной жизни и недостает в большинстве школ, происходит от корня добро.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, их индивидуальные темпы усвоения материала, стремлюсь к формированию положительной мотивации обучения, к созданию ситуации успеха каждого школьника.

Таким образом, организация учебной деятельности в рамках программы развивающего обучения с учетом здоровьесберегающих технологий не наносит сколько-нибудь заметного ущерба здоровью учащихся, но напротив,  способствуют формированию умственных, нравственных, индивидуальных качества личности ребенка,  сохранению и укреплению физического и психического здоровья.  

Итак, учебная деятельность – это деятельность, имеющая своим содержанием овладение учащимися обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Конечно, такая деятельность должна побуждаться мотивами собственного роста, собственного совершенствования. Такие мотивы деятельности психологии называют учебно-познавательными. Их формирование и есть наша важнейшая задача на начальном, базовом этапе образования, от чего во многом будет зависеть успешность дальнейшего обучения.

Активность ребенка благоприятна для его здоровья. Добавлю, что отказ или невозможность проявления учебной активности, творческой деятельности приводят ребенка к состоянию беспомощности, апатии, безразличия. Считаю, что особенно вредно блокировать активность, инициативность у энергичных детей.

Считаю, что активности необходимо обучать, и обучать с раннего детства. Наилучшими формами развития активности являются: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий и столкновение с противоречием.

Активная творческая педагогика воспитывает у детей потребность задавать вопросы, выдвигать гипотезы, самостоятельно искать информацию, способы решения задачи, оформлять в словесной форме доказательства, утверждения, прибегать к обсуждению проблемы. Без положительных эмоций, без удивления, удовлетворения от догадки нет активной педагогики, нет творчества, нет интереса, нет хорошего самочувствия. Это подтверждают и результаты моей педагогической деятельности.

При 100% успеваемости количество обучающихся на «4» и «5» составляет 71%. Мои ученики постоянные участники школьных и городских олимпиад, конкурсов.

Вывод: технология  РО способствует развитию положительных эмоций и формируют позитивное отношение к школе.

Определим основные выводы, касающиеся урока развивающего обучения, которые позволяют считать развивающую систему здоровьесберегающей:

– формирование учебно-познавательных мотивов, придающих учебной деятельности особый смысл для каждого ребенка, побуждают его к самоизменению, развивают интерес к знаниям, способствуют самостоятельному поиску путей к ним;
– в процессе учебной деятельности происходит поэтапное формирование учебных  действий с опорой на мышление ребенка, а не на память;
– применение активных форм работы на уроке снижают риск переутомления учащихся; включают в образовательный процесс всех его участников;
– учебная дискуссия, организация поисковой, исследовательской работы способствуют повышению самостоятельности школьников, развитию умения действовать по собственной инициативе, развивают критичность мышления, познавательный интерес;
– групповые формы работы способствуют воспитанию и проявлению лучших человеческих качеств: способности к сопереживанию, душевной щедрости, внимательности к другому человеку, коллективизма, дружелюбия; такая работа дает возможность учителю обучить детей нормам делового общения, спора, дискуссии;
– формирование способностей у детей к взаимо- и самоконтролю, взаимо- и самооценке для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции, способности к рефлексии как умению тренируемый выхода за пределы своего Я, возможности посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны;
– преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение школьниками удовольствия от процесса обучения.

Заключение

Итак, для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Только лишь осознать, что здоровьесберегающие технологии – важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья детей. Основным условием успешной работы в данном направлении, на мой взгляд, является наличие системности. Проблема здоровьесбережения должна стать одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства.

Я попросила своих учеников ответить на вопрос «Что необходимо делать для сохранения здоровья?»

… много двигаться.
… соблюдать гигиену.
… выполнять режим дня.
… заниматься спортом.
… одеваться по сезону.
… выполнять правила питания, дыхания и отдыха.

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная психологическая гармония человека. А также доброжелательное отношение между людьми, природой, наконец, самим собой. Так будьте здоровы и помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».

Приложение