Культура как фактор успешной социализации школьника

Разделы: Администрирование школы


Цель: провести системный анализ деятельности педагогического коллектива по реализации программы развития школы и определить проблемы, пути и способы совершенствования работы по созданию модели культурологической школы как условию успешной социализации школьника.

Задачи:

  • Способствовать формированию теоретических представлений педагогов о возможностях и условиях использования системного подхода в воспитательной деятельности.
  • Способствовать научно-теоретическому осмыслению отдельного вопроса, что очень важно для педагога-практика, деятельность которого по природе своей творческая.
  • Скоординировать деятельность педагогов по реализации программы развития школы как культурологической модели.
  • Объединить педагогов для усиления воспитательного потенциала проводимой культурологической деятельности.
  • Определить пути и способы совершенствования и обновления воспитательной работы с учащимися.
  • Отражать динамическую картину воспитательной ситуации в школе, помогая педагогу воспринимать свой профессиональный труд как часть общего дела воспитания.
  • Вооружить педагога-практика некоторыми новыми методиками организации работы с детьми, снабжая их при этом содержательным материалом.
  • Сформировать внутреннюю мотивацию учителя к повышению профессиональных качеств, к участию в инновационной деятельности, к изменению стиля и методов взаимодействия учителя и ученика.

ХОД ЗАСЕДАНИЯ ПЕДСОВЕТА

I. «План США по отношению к СССР, разработанный руководителем политической разведки США в Европе генералом Аленом Даллесом». Видеозапись.

II. «Культура  как фактор успешной социализации школьника». Заместитель директора по ВР О.А.Князькова.

Исторический путь развития России привел ее к демократическим преобразованиям. Этот скачкообразный переход от несовершенного социализма к нецивилизованному капитализму отрицательно сказался на психологическом состоянии народа, сложившийся за многие века склад чувствования и осмысления окружающего мира обнаружил явную невписываемость в рамки происходящих событий. Происходящие перемены психологии народа объясняются новыми социально-экономическими условиями и, прежде всего, вхождение в рыночное пространство. Это привело к появлению некоторых элементов западной морали: стремление к наслаждению, денежное сумасшествие, нигилизм, признание господства силы и многое другое. Эти черты постепенно становятся атрибутами нашего социального поведения. В то время как Бернард Шоу писал, что русская душа необычайно яркая, насыщенная культурой, в сравнении с которой все западные души кажутся вульгарными. Поэтому приобщение нас к мировым стандартам жизнедеятельности не должно сопровождаться стандартизацией «по живому» без учета этнопсихологических особенностей народа. Российская земля как сокровищница прошлого, вобрала в себя и хранит несметное богатство культурных ценностей, собранных и накопленных многими поколениями людей.

Если отвергать прошлое даже в малой части, человек лишит себя своих корней, своей основы. Прошлый опыт, национальные традиции, культура – все это берется в будущее, это необходимый багаж для творческого созидания будущего.

Из истории знаем, что, вобрав в себя наиболее полезное от других народов, наше Отечество все равно развивалось по русской модели, так как национальные стереотипы поведения с трудом изымаются из психики человека. Быстрое их изъятие приводит к национальной дисгармонии общества, и в современной ситуации мы оказались как бы в нокдауне: удар выдержали  и на ногах устояли, но сознание несколько сдвинулось.
Есть ли у нас лекарство, способное противостоять этому недугу?

Лекарство такое есть. Это наша Великая Культура. У нас в стране сохраняется существенная недооценка определяющего значения культуры в диктуемых жизнью преобразованиях, глубокое недопонимание того, что именно Культура, и только она может служить первоосновой, базисом для построения будущего. Только опираясь на весь неисчерпаемый духовно-творческий потенциал Культуры можно исцелить наше больное общество.

Основная, решающая функция культуры – человекотворческая. Она вытекает из высшего предназначения культуры: созидать, творить человека, его духовный мир. Именно культура составляет вечное и нерушимое прибежище, где дух человеческий находит пути ко всему просветленному и прекрасному. Она же дает ясный и четкий ответ на самые жгучие вопросы современности: что есть красота, совершенство, культурность, справедливость, добро, а что, напротив есть невежество, уродство, дикость, грубость, зло.

Только Культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать тяжелый мир страстей, сотрясающих Россию, постепенно смягчить все нарастающее ожесточение, способствовать восстановлению социального, межнационального, межэтнического равновесия в обществе, способствовать мобилизационному сплочению общества во имя высших интересов России, инициировать массовое развитие творчества, формирование нового поколения духовно богатых, высоконравственных личностей, ставящих своей целью процветание своей Родины. Только в обществе, исцеляющемся культурой, можно рассчитывать на обильный поток поистине инновационных идей, способных развитию общества творцов, а не разрушителей.

Если мы приходим к убеждению, что именно Культура представляет собой высшую, вечную ценность и служит базисом для построения будущего, то возникает вопрос, как поставить ее во главу угла диктуемых жизнью преобразований в образовательном процессе школьника, устремленного к улучшению жизни.

Культурология – наука, изучающая культуру во всех смыслах и аспектах ее понимания, своего рода «интегратор» философского, социально-научного и гуманитарного знания.

В широком смысле культура – есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов (Философский энциклопедический словарь).

Культура – (от лат. cultura)  возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Большая советская энциклопедия).

Современное представление о понятии «культура» предлагает 520 толкований термина. Это ­– «сфера деятельности человека», «образ жизни», «совокупность ценностей», «культура общения», «физическая культура», «эстетическая культура», «культура речи», «правовая культура», «политическая культура», организационная культура», «инновационная культура», «экологическая культура».

Культурологическое образование, в нашем понимании, – система образовательных, воспитательных, психолого-педагогических, методических действий и форм образовательного процесса, построенных на человекоцентрической парадигме, направленных на воспитание члена социума, обладающего определенным набором качеств и компетенций: духовно-нравственная личность, с уверенными социальными ориентирами, основанными на целостной мировоззренческой позиции. Это человек, воспитанный в духе гражданской ответственности и правового самосознания, с высоким уровнем культуры и толерантности, живущий в гармони с актуальными и перспективными потребностями общества, государства; человек, на протяжении всей своей жизни стремящийся к познанию и самопознанию, человек коммуникативный и творческий.  Модель выпускника можно представить в виде некоторой «лестницы», ступеней восхождения к осознанному «Я».

Поднимаясь по ступеням, к строительству которых школа приступает с начальных классов посредством курса «Истоки», который дополнен и подкреплен введением программы «Музееведение и музейное источниковедение», формируя личностные компетенции, ребенок приходит к осознанию своего места в социуме.

Укреплению мировоззренческой позиции, общей культуры обучающихся способствуют также разработка и внедрение долгосрочных и краткосрочных проектов, по которым работает учреждение.

Таким образом, важнейшей задачей школы становится организация и проведение экспериментальной работы по созданию модели культурологической школы как условия становления социокультурной личности.

Однако вознесение культуры на пьедестал высших ценностей не должно развиваться стихийно. Школе необходимо осмысленно и целеустремленно корректировать этот процесс. С этой целью мы и проводим сегодняшний педсовет, который позволит нам оценить и вырабатывать новые формы, новый инструментарий усиления воспитательного потенциала проводимой деятельности, направленной на создание модели культурологической школы.

III. «Одухотворенный русский язык – душа России, ее святыня». Учитель русского языка и литературы Т.Ю.Костикова.

IV. «Библиотека – кладовая культуры». Библиотекарь школы  В.М.Шипунова.

V. «Творческий диалог человека с музыкой». Педагог-организатор, учитель музыки Л.Я.Созаева.

VI. «Формирование экологической культуры школьников в контексте экологизации общества». Учитель биологии Н.И.Газизова.

VII. Отрывок из фильма «Виртуальная агрессия».Видеозапись.

Что делать? Можно, конечно, сдаться, решив, что тягаться со СМИ бесполезно. Но многие педагоги, несмотря на все трудности и противоречия, ищут выход из сложившейся ситуации.

Давайте вместе задумаемся о том, какую позицию по созданию модели культурологической школы как условию успешной социализации школьника, мы сегодня занимаем, а также подумаем, что мы можем противопоставить негативному влиянию действительности, как можем способствовать повышению культуры школьников.

VIII. «Новые формы и новый инструментарий усиления воспитательного потенциала культурологического образования школы». Работа творческих групп.

  Проблемы Решение Ответственные
Организационная культура      
Культура речи      
Культура мышления      
Нравственная культура      
Экологическая культура      
Правовая культура      
Политическая культура      
Инновационная культура      

IX. «Сказки – это кладезь добра, мудрости». Классный руководитель 3 «Г» класса Т.С. Жабровская.

X. Сказка «Про деда, бабу и курочку Рябу».Видеозапись.

Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок.

XI. «Педагогические возможности, содержание и технология игровых методик». Классный руководитель 5 «В» класса Н.В.Гриднева.

XII. «Игровые методики «Культура моего «Я». Работа творческих групп

XIII. «Диагностика уровня воспитанности школьника». Руководитель ШМО классных руководителей, классный руководитель 5 «Б» класса М.В.Горбачева.

XIV. Написаниесинквейна. Работа творческих групп.

Я благодарю всех присутствующих за плодотворную работу и прошу вас выразить мнение о состоявшемся педсовете. Предлагаю выполнить задание, используя творческий ваш потенциал. Для этого вам необходимо попробовать написать синквейн – (белый стих со строго заданной формой: первая строка – существительное «Культура», вторая строка – 2 прилагательных-эпитета, третья строка – 3 глагола-движения, четвертое – крылатое выражение, пятая – усиливающее содержание слово), отразив при этом свой взгляд.

XV. Решение заседания педагогического совета:

  1. Считать овладение творческими и методическими основами деятельности по формированию культуры школьников одним из приоритетных направлений совершенствования профессиональной подготовки педагогов.
  2. Продолжить формирование внутренней мотивации учителя к повышению профессиональных качеств, к участию в инновационной деятельности, к изменению стиля и методов взаимодействия учителя и ученика.
  3. В рамках методического объединения классных руководителей познакомиться с современными технологиями воспитания внутренней культуры школьника.
  4. Стремясь к предупреждению и решению проблем по вопросу воспитания культуры школьников, разработать программы в рамках направления воспитательной работы школы «Экокультура», при разработке учесть предложения рабочих групп.
  5. Рекомендовать включить предложенные на педсовете формы и методы воспитательной деятельности в работу классных руководителей.
  6. На классных родительских собраниях провести целенаправленную работу с родителями по вопросу формирования семейной культуры.
  7. Организовать в школе работу постоянно действующего семинара педагогов по данной проблеме.
  8. Совершенствовать и расширять внешние связи школы с образовательными и социальными партнерами.