Цели:
- закрепить знания учащихся об антонимах,
- совершенствовать умения находить и образовывать антонимы в устной и письменной речи,
- развивать речь, сосредоточенность внимания, память, мышление; воспитывать чувство дружбы и товарищества.
ХОД УРОКА
1. Мобилизующий этап
На доске написаны слова:
свет – тьма
друг – враг
сильный – слабый
– Прочитайте написанные пары слов. Найдите в них общее. (Отвечают на один и тот же вопрос, является одной частью речи, противоположны по значению).
– Как называются такие слова? (Антонимы)
2. Формулирование учащимися темы и цели урока
– Выделите одну из данных пар и попробуйте
сформулировать тему сегодняшнего урока (Можно
выделить имена прилагательные – антонимы.
Значит тема сегодняшнего урока: «Имена
прилагательные – антонимы»).
– Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его
цели. Используйте для этого запись.
Цель:
- повторить всё … ;
- учиться походить … и использовать … в … и … речи;
- познакомиться с
– Цель нашего урока: повторить всё, что мы знаем об антонимах, учиться находить антонимы и использовать их в устной и письменной речи, познакомиться с новым словарным словом.
3. Минутка чистописания
– Начнём реализацию цели с минутки
чистописания. Букву, с которой мы будем работать,
вы найдёте в одном из прилагательных. Она
обозначает в нём согласный, непарный, звонкий,
мягкий звук. Какая это буква? (Буква «Л», она
находится в прилагательном сильный и
обозначает звук [л ‘].)
– На что надо обратить внимание при написании
буквы «Л»? (Дети рассказывают)
– Букву «л» вы напишите с другой буквой этого же
слова. Характеристика звука, который она
обозначает, всего на один показатель отличается
от характеристики звука [л ‘].Какая это буква? («н»).
– Составьте цепочку, в которую входилы бы
прописная буква «Л», строчная буква «л» и
строчная «н» (дети составляют, озвучивают и
записывают свои цепочки букв.
4. Словарно-орфографическая работа
На доске дано изображение:
К | Л | А | Щ | Н | Д | Я |
П | Р | О | С | А | А | Ь |
– Внимательно рассмотрите данные
прямоугольника и назовите словосочетание, с
которым вам предстоит познакомиться на уроке. (Красная
площадь).
– Что такое Красная площадь?
– Почему площадь называется Красной?
– Запишите, объясните орфограммы.
– Посмотрите на запись и сформулируйте к ней
задание, соответствующее теме нашего урока.
К Красной площади прилегают … и … улицы.
– Вместо точек в данное предложение надо
вставить имена прилагательные –антонимы (
слушаются варианты ответов и записываются
предложения с комментированием).
– Что такое антонимы?
– Приведите примеры, которые ещё не звучали на
уроке.
5. Физминутка
– Представьте себе, что вы гуляете по Красной площади и слышите разные слова. Если прозвучит имя существительное или глагол , вы продолжаете шагать. Если услышите имя прилагательное, топая. Тянете руки вверх и делаете хлопок: дети, весёлый, здание, деревья, стройные ,купола, растут, яркий, молодые, улыбаются.
6. Тренировочные упражнения
Упражнение 1
На доске 2 картинки с изображением двух мужчин, противоположных по своему облику:
– Посмотрите на эти картинки и сформулируйте к ним задание. Не забывайте о теме нашего урока (надо составит пары слов, в которые входили бы имена прилагательные, противоположные по значению). Запомните их: весёлый – грустный, худой – толстый, молодой – старый, высокий – низкий.
– Запишите по памяти пары слов, выделяя и объясняя орфограммы.
Упражнение 2
- Старый друг лучше новых двух.
- Без труда не вынешь рыбку без труда.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
– Прочитайте пословицы. Объедините их по группам (1 и 4). Говорится о дружбе, есть антонимы.
– Запишите, вставляя орфограммы.
7. Итог урока
– О чём мы говорили сегодня на уроке? (Об антонимах)
– Что такое антонимы? Приведите примеры прилагательных – антонимов, которые не звучали сегодня на уроке.