"Северное Возрождение"

Разделы: МХК и ИЗО


Северное Возрождение (XV–XVI вв.) представляют Нидерланды, Франция и Германия. Новая художественная культура наиболее ярко проявилась в живописи. Нидерландская живопись XV века открывает первую и очень яркую страницу истории художественной культуры Северного Возрождения. Так же как и в Италии, главным здесь стало реалистическое изображение человека и окружающего мира. Но реализм северян выглядит несколько иначе, вот в этом нам и придется разобраться. Поэтому цель презентации – не только познакомиться с художественной культурой Северного Возрождения на примере нидерландской школы живописи, но и разобраться в ее особенностях.

Интерес к античности возникает у северян лишь в XVI веке; нидерландцы были не склонны к “учености” искусства (итальянская теория перспективы и учения о пропорциях привлекут их внимание только в XVI веке); зато именно представители нидерландской школы живописи откроют технику масляной живописи, которую впоследствии позаимствуют у них итальянские художники.

В формировании нидерландской культуры немалую роль сыграли пантеистические идеи Николая Кузанского, утверждавшего, что мир, созданный богом, прекрасен и в великом, и в малом, а человек является частью этого мира. И если сущность искусства итальянского Возрождения можно представить в виде формулы “Человек и мир”, то нидерландские художники воплощают идею “Мира и человека в нем”. Вот поэтому персонажи в живописи нидерландцев скромные и будничные. Они, как пишет один из ведущих искусствоведов эпохи Северного Возрождения Николай Никулин, “соразмерны Вселенной и органически входят в нее, не утверждая себя и не претендуя быть ее грозным хозяином”.

Новый материал дети легче усваивают, если урок построен на сопоставлении с пройденным материалом. К такому уроку всегда можно найти интересные задания в виде тестов, кроссвордов, игры. Например, увидеть новую технику письма, новые образы среди знакомых персонажей, распределить их в соответствующие колонки и объяснить, почему именно так, а не иначе, всегда мотивирует детей на поиск, помогает им логически мыслить и делать правильные выводы. Ведь на уроке должны присутствовать ретроспектива и перспектива, межпредметные связи и яркие примеры. Когда говоришь о художественной культуре, всегда интересно обращаться к разным видам искусства, находить что-то общее между живописью, музыкой и литературой, искать и находить яркие, красочные выражения:

Не правда ли – примерам нет конца
Тому, как образ, мною воплощенный,
Пленяет взор потомка восхищенный
И замыслом, и почерком творца.
                                    Микеланджело

Действительно, в мировой художественной культуре “примерам нет конца”. Об этом легко говорить детям, если использовать на уроке компьютерные технологии, подготовив предварительно презентацию к уроку.

Приложение 1