Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством М.Горького, развивать речь учащихся, умение использовать в речи образные сравнения, совершенствовать чтение учащихся.
Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; портрет М.Горького, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре
И очень волнуюсь, на берег звоня,
(Р. Сеф)
2. Вводная беседа
– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе
с одним очень хорошим человеком.
– Какое произведение вы читали дома? (Слайд 1,
см. Приложение 1)
– Какого жанра это произведение?
– Кто написал этот рассказ? (Слайд 2)
М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках. Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.
М.Горький – литературное имя писателя.
– Как называется литературное имя? (Псевдоним.)
Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась преписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.
– Вот что он писал детям (слайд 3)
“Я хотя и не молод, но не скучный парень...”
– А вы, прочитав его рассказ “Случай с Евсейкой”, согласны с этим?
3. Работа над текстом
– С чего начинается произведение? (Слайд 4
из приложения.)
– Прочитаем начало сказки. Что окружало его на
морском дне? (Чтение до слов “Дом – не тележка у
дядющки Якова”.)
– Теперь постараемся посмотреть на морских
обитателей глазами Евсейки. Каких
морскихживотных повстречал мальчик? Как их
описывает Горький?
(Слайды с 5 по 20.)
– Что произошло дальше? (чтение с объяснением непонятных слов и рассматриванием морских животных, с которыми знакомится Евсей, по ходу чтения)
4. Итог урока
– Что понравилось в этом произведении? Что вызвало вашу улыбку? Как Горький описывает морское дно? Какой приём он для этого использует?
5. Домашнее задание
Подготовить описание морских обитателей, чтение по ролям.