М.Горький. "Случай с Евсейкой". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: познакомить детей с жизнью и творчеством М.Горького, развивать речь учащихся, умение использовать в речи образные сравнения, совершенствовать чтение учащихся.

Оборудование: Учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова; портрет М.Горького, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент

– Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Чёрное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре
И очень волнуюсь, на берег звоня,
                                                (Р. Сеф)

2. Вводная беседа

– Сегодня мы сможем встретиться с морем вместе с одним очень хорошим человеком.
– Какое произведение вы читали дома? (Слайд 1, см. Приложение 1)
– Какого жанра это произведение?
– Кто написал этот рассказ? (Слайд 2)

М.Горький – человек нелёгкой судьбы. Он рано лишился родителей. Воспитывал его суровый дедушка. Учить мальчика никто не собирался. Сызмальства ему пришлось работать: сначала собирал всякое старьё (это называлось “ветошничеством”), а потом был отдан “в люди”. Он зарабатывал деньги, выполняя разную чёрную работу, был прислугой и посудомойкой, мальчиком на побегушках. Всего два года было отведено Алёше на освоение школьных наук. Считали, что этого вполне достаточно. Но М.Горькому этого достаточно не было. Он учился не в гимназии, а сам, читая книги и смог стать всемирноизвестным писателем.

М.Горький – литературное имя писателя.

– Как называется литературное имя? (Псевдоним.)

Его настоящее имя – Алексей Пешков. Он создал множество серьёзных произведений, которые вы будете читать в средней школе. Писатель часто бывал в Италии. В 1908 году итальянском городе Мессине произошло землятресение. Максим Горький, к тому времени писатель с мировым именем, обратился к людям с призывом помочь пострадавшим. Отзывались многие, в том числе и ребятишки из школы близ Баку. Между ними и писателем завязалась преписка. В одном из писем дети попросили писателя сочинить рассказ про воробьишку и ещё какой-нибудь “выдуманный” рассказ. Так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, -писатель создал по заказу маленьких читателей.

– Вот что он писал детям (слайд 3)

“Я хотя и не молод, но не скучный парень...”

– А вы, прочитав его рассказ “Случай с Евсейкой”, согласны с этим?

3. Работа над текстом

С чего начинается произведение? (Слайд 4 из приложения.)
– Прочитаем начало сказки. Что окружало его на морском дне? (Чтение до слов “Дом – не тележка у дядющки Якова”.)
– Теперь постараемся посмотреть на морских обитателей глазами Евсейки. Каких морскихживотных повстречал мальчик? Как их описывает Горький?

(Слайды с 5 по 20.)

– Что произошло дальше? (чтение с объяснением непонятных слов и рассматриванием морских животных, с которыми знакомится Евсей, по ходу чтения)

4. Итог урока

– Что понравилось в этом произведении? Что вызвало вашу улыбку? Как Горький описывает морское дно? Какой приём он для этого использует?

5. Домашнее задание

Подготовить описание морских обитателей, чтение по ролям.