Цель:
- актуализация универсальных умений по темам:
- фонетический разбор;
- морфологический разбор;
- однородные члены предложения;
- распознавание именительного и винительного падежей;
- разбор по членам предложения.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать полученные знания.
- Развивать умение применять полученные теоретические знания на практике.
- Совершенствовать культуру речи детей.
Развивающие:
- Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, их логического мышления, память, внимания.
- Обучать выбору рационального способа для решения учебных задач.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности, сочувствия к чужим ошибкам, взаимопомощи.
- Воспитывать эмоциональное отношение к изучению русского языка через художественное слово, музыку, живопись.
Тип урока: обобщающий.
Ход урока
I. Целеполагание
Учитель. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
II. Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы постараемся вспомнить основные темы, пройденные в 3 классе. А с какой целью мы это будем делать, вы попробуете сформулировать в конце урока. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
III. Мотивация
– Ребята, сегодня на уроке нам с вами придётся много общаться, а значит, и много говорить.
IV. Организация деятельности по достижении цели урока
– Как вы понимаете смысл пословицы: “Красную речь хорошо слушать”? (Если человек красиво, складно говорит, его приятно слушать.)
V. Обобщение и систематизация изученного материала
Отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю.
Птиц к югу отправляю
Деревья раздеваю.
Но не касаюсь сосен
И ёлочек. Я – … (осень)
– Осень – прекрасная пора. Многие поэты посвятили ей свои строки. Давайте вспомним некоторые стихотворения про осень, с которыми мы познакомились на уроках литературного чтения. Фёдор Иванович Тютчев (“Есть в осени первоначальной…” с.100 3 класс), Аполлон Николаевич Майков (“Осень” с.103) и т.д.
-Не только поэтов, но и художников и музыкантов восхищала природа осени, и они посвятили этой прекрасной поре свои музыкальные произведения и картины.
Ребята нашего класса подготовили отрывок из стихотворения И.А. Бунин “Лес точно терем расписной”. Давайте их послушаем.
На экране телевизора иллюстрации Левитана, Шишкина и музыкальное сопровождение Чайковского “Времена года. Октябрь.”
– Осень в гости к нам пришла, много листьев принесла. А листочки не простые, в них задания для вас.
1) Повторение фонетического разбора.
1-й листочек. На нём следующее задание: сделать фонетический разбор слова “осень” (с комментированием, сверка с доской).
VI. Физкультминутка
VII. Обобщение и систематизация изученного материала (продолжение)
2) Словарная работа.
2-й листочек посвящён урожаю. Как вы думаете, почему? (Осенью собирают урожай.)
– Сейчас мы вспомним написание словарных слов по теме “Урожай”. На листочке написаны загадки:
Красная девица
Сидит в темнице,
А хвост на улице. (Морковь)Семьдесят одёжек –
Все без застёжек. (Капуста)И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Подкопай немножко
Под кустом … (картошка)На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох)На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. (Огурец)
– Записать слова в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть непроверяемую гласную: Морковь, капуста, картошка, горох, огурец. (Проверка с таблицы на доске). Кто допустил ошибки? Молодцы!
– Найдите слово того же склонения, что и слово “осень”. Какое это склонение? Как определили?
3) Повторение морфологического разбора
3-й листочек – морфологический разбор.
– Ребята, как можно одним словом назвать морковь, капусту, картофель, горох, огурец? (Овощи.)
– Запишите предложение:
Все овощи полезны для здоровья.
– Какие орфограммы встретились в предложении?
В тетради. Один человек у доски.
- Овощи – сущ.
- Нач.ф. – овощ.
- Пост.призн.: нариц., неодуш., м.р., 2 скл.
- Непост.призн.: мн.ч., И.п.
- В предл. – подл. (овощи)
Почему вы решили, что слово “овощи” неодушевлённое?
4) Повторение синтаксического разбора предложения с однородными членами.
4 листочек – однородные члены предложения.
– Запишите в тетрадь стихотворение:
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковь, горох,
Петрушка и свёкла. Ох!
– Подчеркните подлежащее и сказуемое. Сколько у нас сказуемых? (2) Назовите. Как называются такие сказуемые? (Однородные.) Как связаны? (Интонация перечисления, поэтому ставится запятая.)
– Есть ещё однородные члены? (Да.) Назовите.
– Как называются два или несколько подлежащих при одном сказуемом? (Однородные.)
– Как связаны? (Интонация перечисления, поэтому ставится запятая; петрушка и свёкла – одиночным союзом -и-, поэтому запятая не ставится.) Прочитайте со знаками.
5) Распознавание И.п. и В.п. Разбор по членам предложения.
5 листочек – распознать И.п. и В.п. в разных предложениях.
1) Мама положила на стол горох, морковь и огурец.
2) На столе лежали горох, морковь и огурец.
– На какие вопросы отвечают существительные в
И. и В.п.? (кто? что? кого? что?)
– Мы видим, что одушевлённые имена
существительные отличаются по вопросам, а у
неодушевлённых – вопросы одинаковые.
– Можем определить падеж? Как быть?
– В И.п. не бывает предлогов. Но в данном случае
перед именами существительными нет предлогов.
Что делать?
Определить роль в предложении. (главные члены предложения –И.п., второстепенные – В.п.)Что для этого нужно сделать? (разобрать предложение.)Разбор по членам предложения и частям речи.
– Чем осложнены эти предложения? (Однородными
членами. В первом предложении – однородные
дополнения, во втором – однородные подлежащие.)
– Как они связаны между собой?
Дополнительный материал
6) Работа с учебником с.57 № 2.
– А теперь мы отправляемся в лес. Прочитайте
упражнение №2. Можно назвать текстом? Почему? Что
такое текст? Какой это текст?
– Списать 2 абзац. Разобрать по членам
предложения.
Лес в это время дышит свежестью, здоровьем и чистотой.
Вы принесёте домой самые крепкие грибы, ветку алой рябины, разноцветный букет листьев.
VIII. Итог урока
– Какие темы мы сегодня повторяли на уроке? С
какой целью мы это делали? (Чтобы применять на
практике.)
– Вам понравился урок? Я тоже довольна вашей
работой.
IX. Домашнее задание
– Повторить словарные слова, которые изучили в 4-м классе. Урок окончен!