Урок-путешествие по теме "Южные материки"

Разделы: География


Цели:

  1. Систематизировать и обобщить знания о материках по плану; закрепить умение составлять сравнительную характеристику; продолжить контроль знания терминов, применяемых в ходе изучения темы; закрепить знание об основных полезных ископаемых по значкам; продолжить работу с контурными картами и настенными картами.
  2. Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя способности детей; развивать географическое мышление школьников, устную речь, интерес к предмету география,
  3. Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру; укрепить навыки взаимопомощи во время работы.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма проведения урока: «Урок-путешествие по Южным материкам».

Средства обучения: «Физическая карта мира», отдельно оформленный стенд; раздаточный материал: значки полезных ископаемых (коллекция), таблицы – животный и растительный мир материков, исследователи – даты и фамилии (на магнитах), заготовленная ромашка.

Девиз на плакате:

Эй, товарищ, не ленись!
Отвечать поторопись!

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель (ведущий). Сегодня мы всем классом отправляемся в самое большое путешествие: «Путешествие по Южным материкам», которое будет проходить в несколько этапов:

  • 1 э т а п: «Географический диктант».
  • 2 э т а п: «Разреши проблему!»
  • 3 э т а п: «Имена и годы».
  • 4 э т а п: «Самое-самое…»
  • 5 э т а п: «Плывём по течению»
  • 6 э т а п: «Узнай меня!»
  • 7 э т а п: «Путевые заметки».
  • 8 э т а п: «Чудеса земли».
  • 9 э т а п: «Творческая работа».
  • 10 э т а п: «Финиш».

II. Обобщение, систематизация, коррекция и контроль знаний.

1. Географический диктант

Заранее раздаются: 1) чистые листочки;

2) сигнальные карточки.

На доске пишется: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3».

  • Второй по величине материк мира.
  • Материк, пересекающий все меридианы земли.
  • Южная точка этого материка - мыс Горн.
  • Восточная часть этого материка омывается Индийским океаном.
  • Этот материк не имеет государственных границ.
  • Восточная часть материка омывается самым большим океаном земли.

Ребята меняются листочками. Проверяют все вместе друг у друга и сами ставят оценки, ориентируясь на записи, на доске.

Учитель.

  • Поднимите красные карточки, кто выполнил работу на «5»;
  • Синие карточки – кто на «4».

2. «Разреши проблему!»

Как и в каждом путешествии в жизни бывают препятствия, так и вам предлагается преодолеть препятствие путём решения нескольких проблем.

Осуществляется работа по карточкам четырёх уровней.

  1. Кто такой? Что такое?
  2. Сравнительная характеристика.
  3. Опиши проблему материка и пути, варианты её решения.
  4. Работа по контурной карте.

Учащимся раздаются по цветной гамме карточки по уровням.

1-й уровень

Несколько учащихся получают карточки.

1) Кто такой? Что такое?

  1. Амазонская ……………….
  2. Анаконда ………………….
  3. Муравьед …………………
  4. Мулаты …………………..
  5. Кенгуру ………………….
  6. Лианы …………………….

2) Кто такой? Что такое?

  1. Колибри ………………..
  2. Ленивец ………………..
  3. Тукан …………………...
  4. Пигмеи …………………
  5. Бразильское …………..
  6. Виктория ………………

3) Найди ошибку, или третий лишний.

В Африке есть:

  1. горы: Драконовы, Атласовы, Анды;
  2. много озер: Титикака, Танганьика, Чад;
  3. много рек: Муррей, Конго, Нил;
  4. разнообразный животный мир: слоны, львы, пингвины.

2-й уровень

Карточки на сравнение:

  1. сравните рельеф Южной Америки и Австралии;
  2. сравните рельеф Южной Америки и Африки.

3 уровень

Работа с раздаточным материалом.

Карточки с заданиями:

  1. Объясните причину засушливости северной части Африки (назвать не менее трех причин).
  2. Почему Южная Америка самый влажный материк? Как изменился бы климат южной Америки, если бы горы Кордильеры располагались вдоль восточного побережья?

4 уровень

Учащиеся получают карточки с фрагментами контурных карт и написанные на листочках названия географических объектов. Необходимо правильно разместить таблички на карточке (названий даётся больше, чем объектов)

3. «Имена и годы».

Работа на магнитной доске, где заранее вывешивают фамилии исследователей, написанные на формате, и отдельно изготовленные карточки на магнитах, на которых указан год исследования. Расставить их так, чтобы они не соответствовали фамилиям.

Задание. Посмотрите внимательно на доску. Всё ли здесь верно? Если нет, то докажите и поставьте правильно.

На доске:

1770г. М.П. Лазарев 1507г. А. Тасман
1498г. Х. Колумб 1642-1643г. А. Веспуччи
1492г. Васко да Гама 1869г. Торрес
1819г. Дж. Кук 1606г. Н.Н. Миклухо-Маклай

4. «Самое-самое…»

Ученикам предлагается продолжить фразу, заранее написанную на доске:

  • Африка – это самый…………………..
  • Антарктида – это самый …………….
  • Австралия – это самый ………………
  • Южная Америка – это самый………..

После этого проводится работа со значками полезных ископаемых. Их наличие отмечают на физической карте на каждом материке.

Учитель показывает значок минерала. Ребята его называют, показывают на материке в конкретном месте того или иного материка.

Отметить материки наиболее богатые полезными ископаемыми.

5. «Плывём по течению».

  1. Для работы вывешивается заранее заготовленный кроссворд – «Реки и озёра».
  2. вызываются два ученика.

Задание. 1-й ученик зачитывает вопросы и дает ответы. 2-й ученик показывает эти объекты на настенной «Физической карте мира».

По вертикали: 1. Река, на которой находится водопад Виктория. 2. Самая длинная река мира. 3. Эта река дважды пересекает экватор. 4. Одно из озер Африки.

По горизонтали: 1. Высокогорное озеро в южной Америке. 6. Самый высокий водопад на Земле. 7. река, имеющая самый большой речной бассейн.

6. «Узнай меня!»

Игра «Ромашка», приготавливается заранее.

Задание. Оторвать лепесток и дать название животному или растению, назвать материк, где его можно встретить.

  1. Эта птица, считающаяся символом семейного счастья, пользуется в Зимбабве особой заботой. Она является надёжным защитником полей от вредителей и стоит под особой охраной.
  2. Этих крупных животных знают все. Родившийся детёныш (как правило, один) величиной с грецкий орех, достигает в зрелом возрасте высоты более 2 м. появившись на свет он – цепляясь коготками за шерсть – пробирается в сумку матери, где его вынашивают длительное время.
  3. Это удивительное растение, диаметр листьев которого доходит до 2 м, и которые могут выдерживать 8 кг равномерно рассыпанного на них песка.
  4. Это дерево выращивают в тропическом поясе материка: плоды размером с человеческую голову, с сочной питательной мякотью, лишённой семян, растут на стволах или толстых ветвях, богаты крахмалом. Они употребляются в пищу в варёном, поджаренном виде, из них пекут лепёшки.
  5. Это странное творение природы. У него тело жирного щенка, шкурка ему заметно велика, между пальцами лап перепонки, на голове утиный клюв, хвост как у бобра, а передние лапы барсучьи. Он откладывает яйца, но детёнышей вскармливает молоком.
  6. Символ Антарктики. Крупные птицы: высота 120 см, масса 40-59 кг. Удивительная окраска, плавают под водой на боку, вверх брюхом.

7. «Путевые заметки».

Путешественники всегда вели дневники, а, следовательно, эти люди должны быть грамотными, а вы?

Задание. 1) Произнесите правильно слова. 2) Поясните значение этих слов.

Итак, предлагаются следующие слова:

  • Оазис – это……………
  • Пампа – это ………….
  • Крики – это…………..
  • Сельва – это ………….
  • Вади – это …………….

8. «Чудеса земли».

На заранее приготовленном стенде с контурами материков и некоторыми записями на них проводится следующая работа.

Работу выполняют так:

  1. учитель показывает на запись;
  2. ученики поясняют, что это за чудо.

1054 - высота Анхеля;
+58 - самая высокая температура Земли;
Сахара - самая большая пустыня;
Анды - медный пояс, горы Южной Америки;
-89 - самая низкая температура Земли;
Атакама - самая сухая пустыня Земли;
5140 - высота Антарктиды;
Конго - самая полноводная река Африки, дважды пересекающая Экватор.

9. «Творческая работа».

В ходе изучения материков вы тоже писали свои заметки. И мне хотелось бы отметить лучшие работ. При зачитывании отдельных фрагментов ребята должны угадать, о каком материке идёт речь.

Зачитываются эпиграфы, которые использовались перед изучением каждого материка, а ребята угадывают, о каком материке идёт речь.

10. «Финиш!»

Подведение итогов.

Учитель. Вот мы и закончили самое длинное путешествие по южным материкам нашей планеты. Мы познакомились с особенностями материков, объяснили причину их общности, выделили их отличия, обратили внимание на разнообразие природы, а также на то, что некоторые из представителей флоры и фауны требуют принятия в отношении их охранных мер. Мы познакомились с новыми терминами, научились их правильно писать и произносить.

Усвоим для себя несколько правил:

  1. Больше читать.
  2. Учиться правильно, писать.
  3. Учиться правильно, говорить.
  4. Уметь разбираться в картах.
  5. Уметь одеваться в соответствии с климатическими условиями материка, на котором вы окажетесь.

Зачитывается стихотворение:

Берегите эти земли, эти воды.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Домашнего задания нет.

Заключение. Девиз был для вас хорошим путеводителем.

Выставляются оценки, отмечаются наиболее активные ученики.