Цели:
- Обучающие – учить читать слова с йотированными гласными, закреплять знания о написании заглавной буквы в именах, в интересной форме дать новые знания о словах – именах и значении некоторых личных имен;
- Развивающие – развивать умение наблюдать, учить делать выводы, обобщать, развивать внимание и память, интерес к чтению и интерес к русскому языку, навыки самостоятельной работы, речь учащихся, скорость мыслительных операций, фонематический слух;
- Воспитательные – прививать желание учиться, навыки сознательной дисциплины и общего взаимодействия.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Методы: аналитико-синтетические, дедуктивные, частично проблемные, дифференцированные
Форма организации: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, дифференцированная
Оборудование: модель Матрешки с заданиями, книжка-игрушка С.Маршака, набор карточек с заданиями, магнитная доска с буквами, индивидуальные карточки с заданиями по вариантам, сигнальные карточки-полоски, индивидуальные конверты с сюрпризами (значения личных имен), плакат с изображением Матрешки с буквами, игрушки
Занятие рассчитано на 2 урока. Словарь урока – имена детей класса.
Ход урока
I. Мотивация учащихся. Сообщение темы урока
– Сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие в Страну Больших Букв. А помогать нам будет вести этот урок – игрушка. Угадайте, кто это?
На доску крепится плакат с изображением матрешки, вокруг нее в произвольном порядке буквы имени. (Рисунок 1)
– Найдите по порядку слово “Матрешка” и запишите его в тетради. Один человек будет это слово выкладывать на магнитной доске.
– Сколько слогов в этом слове? Покажите на сигнальных карточках. (Рисунок 2)
– Буква Й обозначает один звук или два? Почему?
– Послушайте и посмотрите книжку – игрушку Самуила Маршака” Матрешка”.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний
В Букваре читается хорошо читающими детьми текст об игрушках с их показом.
– Ребята, Матрешка дает нам задание.
(На доске появляется плакат со слитным написанием слов КАКВАСЗОВУТ?)
– Какие слова могут составить предложение?
– Что нужно сделать, чтобы получилось
предложение?
– Как обозначить на письме начало и конец
предложения?
– Напечатайте это предложение в тетрадь.
– Матрешка предлагает нам провести литературную
викторину. (Задания для викторины учитель
достает из кармашка модели Матрешки. Дети в
тетрадях рисуют схемы этих слов.)
- В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего один дюйм. Ее так и прозвали …
- Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: “Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня …
- Как зовут доброго доктора, который лечит зверей. птиц и насекомых в сказке К.И.Чуковского?
- Как зовут малышей-коротышей из романа-сказки Н.Носова”Приключения Незнайки и его друзей”?
– Ребята, посмотрите какие выразительные имена у этих персонажей, и не нужно долго разгадывать, что они обозначают. Все понятно. Снегурочка – она из снега, Дюймовочка –за ее маленький рост(2,5см), Знайка – за его любознательность, Айболит – за то, что он лечит всех, у кого что-то болит. Но это сказочные имена. В жизни немного по-другому.
(На доске заранее напечатан текст”Лиза и Зина”. Дети по цепочке читают текст.)
Это Лиза. У Лизы кукла Зина.
Куклу Зину из резины купила мама в магазине.
– Давайте этот текст превратим в стихотворение (Восстанавливаем текст, заменяя иллюстрации ключевыми словами)
РЕЗИНОВУЮ (ЗИНУ)
КУПИЛИ В (МАГАЗИНЕ)
РЕЗИНОВУЮ (ЗИНУ)
В (КОРЗИНЕ) ПРИВЕЗЛИ.ОНА БЫЛА РАЗИНЯ
РЕЗИНОВАЯ (ЗИНА).
УПАЛА ИЗ (КОРЗИНЫ),
ИЗМАЗАЛАСЬ В (ГРЯЗИ).
– Давайте хором прочитаем это стихотворение.
– У нашей Матрешки много друзей. Вспомним ее
друзей из сказки А.Толстого “Золотой ключик”. Вы
мне будете показывать на сигнальных карточках
количество слогов в слове и показывать, на какой
слог падает ударение:
– деревянный мальчик, девочка с голубыми
волосами, черепаха, лиса, кот, владелец
кукольного театра. Папа, ловец пиявок.
III. Повторение и анализ основных понятий
– Давайте вспомним – как пишутся имена.
– Запишите в тетради полную форму своего имени и
свою фамилию.
– Запишите свое имя парой: полное имя – краткая
форма.
– Теперь девочки запишут имя мальчика, а
мальчики – имя девочки.
(Выборочная индивидуальная проверка в тетрадях.)
– Давайте поиграем. Игра называется “Не ошибись”. Я назову полное имя, а вы хором – краткую форму:
а) Василий. Николай, Виктор, Татьяна, Ирина.
– Теперь наоборот:
б) Оля, Петя, Лена. Вова.
– Назовите ласковую форму имени:
в) Настя, Нина, Лена.
– Подберите имена ребят нашего класса к схемам (Рисунок 3)
(К схемам подходят имена Коля, Сережа, Александр; Катя, Марина, Елизавета)
– А теперь мы будем отгадывать лингвистические загадки от Матрешки. Запишите отгадки в тетрадь.
а) Имя девочки, которое пишется и читается одинаково в прямом и обратном порядке. Как ее зовут? (Анна, Алла, Ада)
б) В каком женском имени тридцать букв Я? (Зоя)
в) В каком женском имени пол Я? (Поля)
г) Какое женское имя состоит из двух гласных? (Ия)
д) Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Имя)
IV. Повторение. обобщение и систематизация знаний
– Послушайте стихи-дразнилки, которые наши ребята выучили к этому уроку.
1. МАРЬЮШКА, МАРУСЕНЬКА, МАШЕНЬКА И МАНЕЧКА
ПОБЕЖАЛИ В ЛАВОЧКУ И КУПИЛИ ПРЯНИЧКА.
2. АНДРЕЙ-ВОРОБЕЙ, НЕ ГОНЯЙ ГОЛУБЕЙ.
ГОЛУБИ БОЯТСЯ, НА КРЫШУ НЕ САДЯТСЯ.
3. КОЛЯ, КОЛЯ, НИКОЛАЙ, СИДИ ДОМА, НЕ ГУЛЯЙ.
ЧИСТИ КАРТОШКУ, ЕШЬ ПОНЕМНОЖКУ.
4. ВОВА, ВОВА-КАРАПУЗ СЪЕЛ У БАБУШКИ АРБУЗ.
БАБУШКУ РУГАЕТСЯ, ВОВА ОТПИРАЕТСЯ!
– ЭТО, БАБУШКА, НЕ Я! ЭТО– КОШЕЧКА ТВОЯ!
5. СТЕПАНУШКА, СТЕПАН, НАИЗНАНКУ КАФТАН,
ШАПКА НОВАЯ С ПЕРОМ, РУКАВИЧКИ С
СЕРЕБРОМ.
ХОДИТ ОН, СЕМЕНИТ, КОЛОКОЛЬЧИКОМ
ЗВЕНИТ.
– Вам понравилось? А почему так назвали – дразнилки? А вы знаете какие-нибудь? Попробуйте дома придумать свои дразнилки.
– Матрешку мы развеселили, а теперь попробуем угостить ее чем-нибудь вкусным. Она очень любит сладкое. Ее дома даже зовут Матрена-сластена. (На доске магнитными буквами выложены слова-анаграммы, один ученик работает на карточке тетради):
На доске: Карточка: ФИРЗЕ
ФЕКОНТА
ЛАХАВ
ЛИВКИСзефир
конфета
халва
сливкиТЕСАМАН
РИКЕФ
ОКОМОЛ
БАРЗУсметана
кефир
молоко
арбуз
– Какое слово лишнее? Почему?
– Матрешка осталась довольна нашим угощением.
Для вас, для каждого, она прислала зашифрованные
послания на листочках. У вас на столе лежит
конверт, а в нем задание. Слова вы должны
расшифровать и напечатать их столбиком в
тетради, подчеркнув лишнее слово. Через 5 минут мы
будем проверять задание.
(Задания дифференцированные, 4 уровня сложности. Самые сложные задания выполняют ученики на магнитных досках)
1-й уровень (складывая слоги, написать имя сказочного героя) :
МАЛЬ + ВИ + НА =
СНЕ + ГУ + РОЧ + КА =
ДЮЙ + МО + ВОЧ + КА =АЙ + БО + ЛИТ =
НЕ + ЗНАЙ + КА =
ДУ + РЕ + МАР =
2-й уровень (вставить пропущенные буквы):
З_АЙ + _А = ЗНАЙКА
П_Л_+ К_ = ПУЛЬКА
_ У+ _ А+Т _+ _О = БУРАТИНТ_ + Б_ К = ТЮБИК
М_+Т_Е_+ _А = МАТРЕШКА
3-й уровень (решить лингвистические примеры):
КА+ ЛО-О-Л +Р+ЛО =
ДЖУ+О-О+ЗЕ+П+ПЕ =
КА+РА+СО-СО+БАСК-К =
ДУ+Е-Е+РЕ+ЛО-ЛО+МАР =
АР+РЫ-РЫ+ТЕ+М+НА-НА+ОН =
БУ+Н-Н+Л+Ь+КА =
4-й уровень (задание олимпиадного характера):
боАйлит
лиЖ-лыб торкдо боАйлит. нО ылб рымдоб. лаБы у кторадо лазя растсе рарваВа. льшеБо госев ан тевес лилюб йбоАлит рейзве. У гоне лижи йцыза, лочбеки, нарово. аН венади илж люкочий же. В дусунке илиж лыбее шимы.
V. Домашнее задание
– Матрешка приготовила вам еще один сюрприз. У каждого в конверте лежит розовый листок, достаньте его. Что там написано? У каждого – его имя. А на обратной стороне листка – значение вашего имени. Это вы прочитаете дома.
– Придумайте дразнилку (по желанию).
– В Букваре прочитать текст про Матрешку, отгадать кроссворд и нарисовать героиню нашего урока.
VI. Итоги урока, выставление отметок
– Чем вам запомнился урок? Что интересного вы узнали об именах? (Ответы детей.)
– Вы отлично поработали на уроке, порадовали и меня, и Матрешку. Спасибо вам!